0

Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова

Понятие и задачи политической социализации Социализация (от лат. — общественный) представляет собой процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Политическая социализация означает приобщение членов общества к его ценностям и к формам общественной деятельности. Социализация протекает непрерывно на протяжении всей жизни человека. Она может принимать форму явной или скрытой передачи опыта. Явная передача включает непосредственную передачу или трансляцию информации, чувства или ценности объективной политики. Факторами политической социализации являются семья, школа, средства массовой информации, участие в деятельности политических организаций и в политических событиях. На характер и специфику политической социализации оказывают значительное воздействие региональные и исторические особенности страны, где она осуществляется. Политическая социализация осуществляется через исторический опыт. Через него происходит накопление ее наиболее устойчивых и действенных элементов. Средством передачи исторического опыта являются традиции -устойчивые, из поколения в поколение передающиеся формы организации политических процессов. Действие традиций находит выражение в определенных стереотипах поведения, воспроизводящихся в самых разнообразных исторических обстоятельствах. Политическая социализация обеспечивает целесообразное сочетание тех элементов политических отношений, которые связаны с прошлым, настоящим и будущим политики. Задачи политической социализации: передача новым членам политического сообщества основных элементов его политической культуры; преобразование некоторых из этих элементов как необходимое условие общественных изменений; создание новой политической культуры в особых обстоятельствах, например при возникновении нового независимого государства. Типы политической социализации Выделение типов политической социализации включает в себя описание наиболее характерных образцов, стандартов взаимодействия индивида и власти, в результате которого осуществляется преемственность политического развития, передача политических ценностей от одного поколения к другому. Гармонический тип политической социализации предполагает наличие однородной культурной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества, которые обеспечивают уважительный диалог индивида и власти. Подобная степень культурной однородности характерна для британо-американской культуры, согласно которой власть и индивид привержены общепринятым идеалам, нормам и ценностям, что позволяет новым поколениям безболезненно входить в политическую жизнь. В странах материковой Западной Европы преобладает плюралистический тип политической социализации, которому присущ опосредующий характер взаимодействия личности с властью. Наличие значительного числа разнородных субкультур предполагает первоначальную политическую социализацию индивида в границах идеалов и ценностей своей культурно-этнической группы. Консолидированная демократия в рамках плюралистического типа политической социализации основана на динамическом равновесии трех начал: развитого гражданского общества, конституционного ограничения власти и индивидуальной свободы личности. Общества незападной цивилизации характеризуются конфликтным типом политической социализации. Высокий уровень нищеты большинства населения, жесткая приверженность индивида местническим ценностям клана, рода, племени затрудняли достижение согласия между носителями различных ценностей и властью. Значительная культурная неоднородность является основой существования в этих обществах высокой степени политического насилия. Усвоение индивидом местнических ценностей и норм политической жизни всегда осуществлялось в жесткой борьбе с носителями иных политических субкультур. Западные авторы выделяют гегемонистский тип политической социализации, предполагающий вхождение человека в политику исключительно на ценностях какого-либо класса, определенной религии или политической идеологии. Этот тип политической социализации характерен для закрытых политических систем, которые критически относятся к ценностям иных систем. Такой тип политической социализации существовал в России в советское время, а также в странах социалистической системы. Политическое развитие и его закономерности Политическое развитие — это переход, трансформация общества от традиционной политической системы к современной. К факторам, определяющим процессы политического развития, относится прежде всего уровень экономического развития страны. Высокий уровень экономического развития совпадает с политическим либерализмом. Для Латинской Америки, Азии, Африки, то есть для регионов со средним и низким уровнем развития, более характерен авторитаризм. Закономерности политического развития прямо связаны с уровнем экономического благосостояния. Многие политологи подразделяют общества на типы в соответствии с уровнем экономического и политического развития. традиционные, примитивные общества (56 долл. ВНП надушу населения); традиционные цивилизации (87 долл.); переходные общества (173 долл.); общества, совершившие «промышленные революции» (445 долл.); общества высокого потребления (1330 долл.). Важным параметром политического развития является тенденция к достижению равноправия, которая характеризуется следующими чертами: — непосредственное участие людей в политической деятельности либо через демократические институты; — универсализация законов, которые становятся общими, применимыми ко всем членам общества без всяких различий и изъятий. Кризисы политического развития и их виды Создание нового политического порядка сопряжено с переходом на иные принципы и механизмы социальной эволюции. Этот переход характеризуется кризисными явлениями, порожденными различными противоречиями, что обусловлено следующими причинами: 1. Процессы рационализации общественных отношений, утверждения универсальных принципов эффективности, целесообразности и индивидуализма, формирования и закрепления демократических институтов наталкиваются на коллективистские ценности, на господствовавшую картину мира, на самобытные традиции и обычаи, передававшиеся из поколения в поколение. 2. Рыночные отношения дифференцируют общество по видам деятельности, уровню жизни, социальному статусу, ожиданиям и устремлениям. Потребности и появление новых видов разделения труда вступают в противоречие с прежними политическими институтами, ориентирующимися на политическое единство общества и ценности социального равенства и коллективизма. Виды кризисов Кризис легитимности. Возник в конце 80-х годов XX века в связи с переходом от тоталитаризма к демократии. Преодоление кризиса легитимности, повышение доверия к институтам власти предполагает решение двух задач: = задачи реального улучшения материального положения основных социальных групп, что возможно благодаря поэтапному внедрению рыночных механизмов при обеспечении высокой степени социальной защищенности основных групп населения; = создание механизма преодоления социокультурных противоречий. Необходимо определить те социальные группы, которые ориентируются на ценности рационализма и эффективности, которые поддерживают ценности социального равенства и социальной справедливости. Также необходимо создать относительно равные экономические возможности для представителей разных социокультурных ориентации через свободу выбора форм собственности. Институциональный кризис в настоящее время переживает Россия в процессе формирования современной политической системы. Процесс формирования нового политического порядка столкнулся с тем, что динамично растущее многообразие социальных интересов не нашло адекватных механизмов и структур их представительства в институтах власти. Целостность, нерасчлененноапь политических структур стала препятствием для выработки эффективного политического курса, интеграции нарастающего разнообразия социальных, экономических и политических интересов. До конца преодолеть институциональный кризис путем формального разделения властей и закрепления их функций в новой Конституции страны не удалось — институциональный кризис связан, с тем, что при формировании современной политической системы акцент сделан на достижение четкого разграничения властей, а механизмы их взаимодействия до сих пор работают крайне неэффективно. Другим важным обстоятельством институционального кризиса является рыхлость, несформированность социальной структуры. В России процесс возникновения политических партий и общественных движений заметно обгоняет становление зрелой структуры интересов социальных групп. Преобладание маргинальных слоев в российском обществе осложняет процесс структурной дифференциации, лежащий в основе формирования его социальной структуры. Партии и движения (кроме их руководящего аппарата) реально никого не представляют, потому вес их в политической жизни России крайне ограничен. Все это позволяет сделать выводы: создание автономных политических институтов, реально представляющих социальные интересы групп и общностей, не может быть слишком быстрым; его нельзя подхлестывать, он должен проходить в естественном темпе. Кризис участия. Переход к современной политической системе требует преодоления и кризиса участия. Политический: процесс предполагает взаимодействие всех политических сил, а также взаимодействие власти и общества. Разрешение кризиса участия предполагает последовательную интеграцию включающихся в политическую жизнь новых групп интересов посредством создания развитой системы социального представительства и политической коммуникации. Новые группы интересов должны иметь возможность заявлять власти о своих требованиях легально и организованно, что позволит правящей элите своевременно реагировать на них.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *