0

Лекция 15 «АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ»

1. Правоотношения в административном праве Понятие и особенности А дминистративное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно распорядительной деятельности органов государственного управления. Административное право есть управленческое право, регулирующее организацию и деятельность аппарата управления, права и обязанности граждан, а также должностных лиц в процессе осуществления ими от имени государства властных полномочий. Административное право есть совокупность правовых норм, регулирующих, во-первых , взаимоотношения исполнительно-распорядительных органов государственного управления с гражданами, государственными и негосударственными организациями, во-вторых , внутриаппаратные управленческие отношения (систему органов исполнительной власти, их компетенцию, принципы, формы и методы внутриаппаратной деятельности в государственных органах и органах местного самоуправления. Административно-правовые нормы проникает в другие отрасли российского права и регулируют организационно-управленческую деятельность. Специфику административно-правовых отношений определяют способы правового воздействия, используемые в административном праве: обязывание, запрет, дозволение. Главной особенностью административно-правовых отношений является властный характер деятельности органов государственного управления, носят характер подчиненности. Административно-правовое регулирование рассчитано на такие общественные отношения, в которых положение сторон исключает их юридическое равенство, предполагается отношение субординации, что отличает эти отношения от гражданско-правовых. Отсюда важно установить положение сторон в административно-правовом отношении; юридические факты, влекущие возникновение, изменение и прекращение правоотношений; права и обязанности субъектов, а также способы защиты прав и обеспечения обязанностей. Основные особенности административно-правовых отношений: ~ они складываются в сфере государственного управления; ~ возникают по инициативе любой из сторон, при этом согласие другой стороны на участие в конкретном правоотношении не обязательно; ~ одной из сторон обязательно является специальный субъект орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенные государством управленческими полномочиями; ~ построенны на началах власть подчинение , изначально отсутствует равенство сторон и воля субъекта управления имеет приоритетный характер; ~ одна из сторон (субъект управления) наделена правом устанавливать правила поведения, путем издания подзаконных актов и обладает правом принуждения другой стороны (объекта управления); ~ разрешение споров между сторонами в подавляющем большинстве имеет внесудебный характер, т.е. административный порядок; ~ разновидность организационных отношений, которые направлены на упорядочение поведения управляемого объекта; ~ мера ответственности за нарушение определяется в большинстве случаев в подзаконном нормативном акте управляющего субъекта и правонарушитель несет ответственность не перед органом управления (стороной отношения), издавшим нормативный акт, а перед государством. Элементы административного правоотношения Административно-правовое отношение имеет внутреннюю структуру: субъекты (участники отношений), объекты (то, по поводу чего возникло отношение) и юридические факты. Субъекты участники правоотношения, выступающие носителями субъективных прав и юридических обязанностей. В административном правоотношении субъектами являются лица, наделенные государственно-властными полномочиями и на которых административно-правовыми нормами возложены определенные обязанности по осуществлению управленческих функций. К ним относятся: государственные органы и их структурные подразделения; государственные и негосударственные предприятия, учреждения, организации; общественные объединения; граждане России; иностранные граждане и лица без гражданства. Объекты административно-правовых отношений по поводу чего возникают, изменяются или прекращаются отношения. В административном праве различают два вида объектов: Общий объект собственно общественные отношения, возникающие в процессе осуществления управленческих действий со стороны исполнительной власти; Непосредственный объект поведение субъектов отношений. Юридические факты фактические обстоятельства, с наличием или отсутствием которых связывается возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений. Их можно разделить на виды: В зависимости от воли субъекта: a) События явления окружающей действительности, независящие от воли людей (стихийное бедствие, пожар, наводнение, обвал, смерть и т.п.); b) Действия активное волевое поведение субъекта, направленное на достижение какой-либо цели, удовлетворение своих интересов. Действия бывают: Правомерные влекущие за собой возникновение юридических прав и обязанностей, предусмотренных и не запрещенных административно-правовыми нормами. Они подразделяются на: = юридические акты факты, в которых зафиксирована воля лица на достижение результата, предусмотренного правом; = юридические поступки действия, которые вызывают правовые последствия вне зависимости от того, намеренно ли лицо добивалось юридически значимых результатов или нет. Неправомерные нарушающие правила поведения, установленные административным правом. Ими являются: = правонарушение виновное противоправное деяние правосубъектного лица, влекущее за собой юридическую ответственность; = преступление правонарушение имеющее высокую степень общественной опасности для общества. c) по порождаемым последствиям : правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие; d) по форме своего проявления : Содержанием административно-правовых отношений является совокупность субъективных прав и юридических обязанностей субъектов. Виды административного правоотношения Многообразие форм управленческой деятельности и широта административно-правового регулирования различных сфер общественной жизни вызывают возникновение различных видов административно-правовых отношений. Их можно классифицировать и объединять в различные группы в зависимости от оснований и общих признаков: 1) по содержанию : материальные и процессуальные; 2) по направленности отношений : внутренние отношения по формированию управленческих структур, определению основ взаимодействия между органами управления и их подразделениями, определению прав, обязанностей и ответственности должностных лиц органов управления. Сторонами этих отношений являются соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения и должностные лица. внешние отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти (граждане, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации и др.). 3) в зависимости от характера юридических фактов : 4) в зависимости от государственного устройства: = между федеральными органами и исполнительными органами субъектов федерации; = между одноуровневыми исполнительными органами субъектов федерации; = между исполнительными органами разноуровневых субъектов. 5) в зависимости от особенностей участников отношений: ? между соподчиненными субъектами исполнительной власти различного уровня; ? между несоподчиненными субъектами исполнительной власти одного уровня; ? между субъектом исполнительной власти и подчиненными ему государственными объединениями, учреждениями, организациями; ? между субъектом исполнительной власти и не подчиненными ему государственными объединениями, учреждениями, организациями; ? между субъектом исполнительной власти и негосударственными хозяйственными, социально-культурными объединениями, учреждениями; ? между субъектом исполнительной власти и общественными объединениями; ? между государственными исполнительными органами и органами местного самоуправления; ? между субъектом исполнительной власти и гражданами. 6) по способу защиты: защищаемые в административном порядке; защищаемые в судебном порядке. 7) по направленности связей: вертикальные отношения власть-подчинение ; горизонтальные между субъектами исполнительных органов. 8) по функциям права : * регулятивные * охранительные. 9) в зависимости от субъектов и целей реализации правоотношения : отношения связанные с реализацией органами управления своей компетенции; отношения в связи с реализацией гражданами их прав в сфере исполнительной власти (поступление на государственную службу); административно-правовые споры отношения связанные с ущемлением прав и законных интересов граждан и юридических лиц, незаконным возложением обязанности или ответственности, противоречащих законодательству; отношения, связанные с нарушением требований административно-правовых норм гражданами и юридическими лицами, в сфере публичного управления. Субъекты административных правоотношений К аждому виду управления соответствует определенный субъект и объект. Субъект управления есть структурно-организованная социальная общность, выполняющая функции руководства и воздействующая на объект с целью перевода его в новое состояние. Субъектами государственного и муниципального управления являются соответствующие органы, должностные лица. К ним относятся органы управления от Парламента и Правительства, министерств и ведомств на федеральном уровне до отдела местной администрации, а среди должностных лиц от Президента России до начальника паспортного стола. Субъект административного права это лицо, обладающее определенным административно-правовым статусом, имеющее возможность и способное вступать в административно-правовые отношения по собственной воле или в силу юридической обязанности, возлагаемой на него правовой нормой. Юридическая возможность лица вступать в административно-правовые отношения, быть носителями конкретных юридических прав и обязанностей связана с наличием у лица правового качества, которое называется административная правосубъектность. Административная правосубъектность состоит из двух элементов: a) Административная правоспособность способность приобретать субъективные юридические права и обязанности административно-правового характера, быть участником административно-правовых отношений. Она является частью общей правоспособности. В правовой теории и на практике различают три основных вида право способности: общую, отраслевую и специальную. Общая правоспособность — это способность любого лица или органи зации быть субъектом права как такового, вообще. Она признается государ ством за лицами с момента их рождения. Отраслевая правоспособность означает юридическую способность лица или организации быть субъектом той или иной отрасли права. В каж дой отрасли права сроки ее наступления могут быть неодинаковы. Специальная правоспособность — способность быть участником право отношений, возникающих в связи с занятием определенных должностей (президент, судья, член парламента) или принадлежностью лица к опреде ленным категориям субъектов права (работники ряда транспортных средств, правоохранительных органов и др.). Возникновение специальной правоспособности всегда требует выполнения особых условий. b) Административная дееспособность это практическая способность лица собственными действиями приобретать субъективные права и нести юридические обязанности, осуществлять и прекращать их, т.е. реализовывать свою административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений. Разновидностью административной дееспособности является административная деликтоспособность способность лица нести административную ответственность за нарушение требований административно-правовых норм. Административная правосубъектность составляет основу административно-правового статуса субъектов, который включает в себя три элемента: права, обязанности и ответственность. Административно-правовой статус характеризует исходное правовое положение субъектов административного права. Он устанавливается Конституцией, федеральными законами и подзаконными нормативными актами органов управления административно-правового характера в сфере осуществления исполнительной власти. Каждый вид субъектов административно-правовых отношений, индивидуальный или коллективный, обладает своим административно-правовым статусом. Различия в правовом статусе коллективных субъектов зависят от принадлежности к государственной структуре и органам исполнительной власти или к общественным объединениям. Административно-правовой статус государственных органов управления определяется их компетенцией совокупностью властных полномочий относительно определенных предметов ведения. К элементам административно-правового статуса государственных органов нередко относят их цели, функции и задачи деятельности, закрепленные в нормативных актах. Административно-правовой статус может быть общим (содержит общие, одинаковые права, обязанности и ответственность) и специальным (наряду с общим имеется и дополнительный отличный от других субъектов комплект прав и обязанностей статус беженца, чернобыльца ). Участников административных правоотношений можно разделить на группы и подгруппы: 1) Индивидуальные субъекты: a) граждане России; b) иностранные граждане; c) лица без гражданства. 2) Коллективные субъекты: a) Государственные организации : b) Негосударственные организации : Общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.); Трудовые коллективы; Коммерческие структуры; Органы местного самоуправления. И сходным положением, определяющими административно-правовой статус граждан , является ст. 17 Конституции РФ, в которой закреплено, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц. Граждане России становятся субъектами административных правоотношений, если они обладают правосубъектностью. Административную правоспособность граждане приобретают с рождением и утрачивают со смертью. Административная дееспособность граждан может быть: = полная с 18 лет; = ограниченная с 16 лет; = частичная с 7 лет. При наличии у гражданина определенных заболеваний (душевная болезнь, слабоумие и т.п.) его административная дееспособность может быть частично или полностью ограниченной. Права граждан можно условно разделить на три группы: a. в зависимости от механизма их реализации : абсолютные (безусловные) права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия для их реализации, не препятствовать их осуществлению и обеспечивать их защиту (право на трудоустройство, на подачу жалобы); относительные права, для реализации которых необходим акт государственного органа власти (приказ о назначении на должность, лицензия на осуществления определенного вида деятельности, акт регистрации частного предприятия и т.п.); b. по кругу лиц и основанию их возникновения : общие права, которые распространяются на все отрасли и сферы управления (на участие в государственном управлении, на обжалование действий государственных органов и т.п.); специальные права в определенной отрасли или сфере управления (право предпринимательскую деятельность в сфере экономики, право на образование). c. по содержанию : Административно-правовые обязанности , являющиеся неотъемлемой частью правосубъектности граждан можно классифицировать на: a. абсолютные возлагаемые на каждого гражданина, не зависимо от конкретных обстоятельств (соблюдение законов, уплата налогов и т.п.); b. относительные возникающие из правомерных действий граждан, направленных на приобретение и пользование правами, предоставленными нормами права (уплата владельцем автомобиля дорожного налога и т.п.). Элементом административно-правового статуса граждан являются гарантии их прав и свобод. Основополагающими и универсальными гарантами прав и свобод граждан являются Конституция и законы России. Среди гарантий можно выделить такие организационно-правовые как судебные (реализуемые судами в процессе осуществления правосудия) и административные (реализуемые во внесудебном порядке). На основе административной правоспособности дееспособные граждане могут вступать в конкретные правоотношения с органами исполнительной власти и должностными лицами в связи с: a) реализацией принадлежащих прав в сфере государственного управления; b) выполнением возложенных обязанностей в сфере исполнительной власти; c) защитой своих прав и свобод от неправомерных действий органов исполнительной власти и их должностных лиц. d) нарушением административно-правовых обязанностей и запрещающих норм административного права; В случае нарушения правил, установленных административно-правовыми нормами граждане несут административную ответственность. По общему правилу административная деликтоспособность граждан наступает с 16 лет. С реди физических лиц, являющихся субъектами административно-правовых отношений есть категория иностранных граждан и лиц без гражданства (апатриды). Их административно-правовой статус базируется на принципе их равенства с гражданами России, часто этот принцип называется принципом национального режима. Правовой основой административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства являются федеральные законы и международно-правовые договоры. Принцип национального режима распространяется на все категории иностранных граждан: a. постоянно проживающих (имеющие вид на жительство); b. временно пребывающие на территории России; c. проезжающие через территорию России транзитом. При сравнении административно-правового статуса иностранных граждан и апатридов можно выявить ряд особенностей, изъятий из их прав: не могут быть государственными служащими, командирами воздушных судов, сотрудниками милиции, не имеют избирательных прав, могут быть ограничены в передвижении и выборе места жительства. Административно-правовая ответственность для этих категорий граждан применяется на общих началах и в силу специфики их юридического положения к ним могут применяться дополнительные административные меры: административное выдворение за пределы территории России. Среди иностранных граждан есть категория лиц пользующихся иммунитетом, к ним не применяется административно-правовая ответственность и в необходимых случаях вопросы разрешаются в дипломатическом порядке: объявление персоной нон-грата и выдворение из страны. В числе субъектов административно-правовых отношений находятся органы исполнительной власти. О рган исполнительной власти это организация, которая являясь составной частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, образована в соответствии с законодательством, наделена государственными полномочиями по руководству хозяйственной, социально-культурной административно-политической сферами и заниматься межотраслевым управлением. Построение и функционирование органов исполнительной власти основывается на принципах федерализма, централизации и децентрализации, законности, гласности, единоначалия, коллегиальности и персональной ответственности. Правосубъектность органа исполнительной власти возникает одновременно с его образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с упразднением. Административно-правовой статус органа исполнительной власти состоит из трех блоков: целевой включает нормы о целях, функциях, задачах и принципах деятельности; организационно-структурный правовые предписания, регламентирующие порядок образования, реорганизации и ликвидации; структуру; линейную и функциональную подчиненность; компетенционный совокупность властных полномочий и подведомственности (компетенция в области планирования, контроля и др.). Виды органов исполнительной власти: a) по уровню функционирования (федеративному устройству ): b) по характеру компетенции : = общей компетенции управление всеми отраслями сферы деятельности (Правительство РФ, президенты республик, губернаторы и т.п.); = специальной компетенции : отраслевые органы руководство отдельной сферой или отраслью управления; внутриотраслевые органы в рамках отрасли руководство определенным участком (территориальные органы федеральных министерств); межотраслевые органы (функциональной компетенции) выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления (госкомстат, стандартизации и др.); органы смешанной компетенции имеющие признаки отраслевой и межотраслевой компетенции (Минздрав в МВД и в Минобороны). c) по порядку разрешения подведомственных вопросов и принятия решений: единоначальные решающая власть принадлежит руководителю; коллегиальные решения принимаются группой должностных лиц при персональной ответственности за их исполнение и деятельность на порученном конкретному лицу участке. Система органов исполнительной власти это юридически упорядоченная, внутренне согласованная совокупность различных по своей организационно-правовой форме органов, соподчиненных на основе разделения между ними компетенции и образующих интегрированное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории России. Эта система выступает как комплексное образование, имеющее свою вертикальную иерархическую структуру и горизонтальные уровни. Единая система органов исполнительной власти действует только в пределах ведения Федерации и совместного ведения с субъектами Федерации. В этих рамках исполнительные органы субъектов находятся в подчинении Правительству и соответствующих министерств и ведомств. Федеральные органы в субъектах Федерации могут создавать свои территориальные органы. В рамках федеральных органов исполнительной власти можно выделить два уровня органов: руководящие органы (Президент, Правительство РФ) и органы государственной администрации (министерства и ведомства). Органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов исполнительной власти и являются самостоятельными органами управления. К органам местного самоуправления относятся выборные и иные органы, образуемые в городских и сельских поселениях и на других территориях (собрания представителей и глава местного самоуправления). Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно исходя из местных особенностей, традиций и обычаев. Общественные объединения различаются по целям деятельности, составу и формам руководства, по членству, организационно-правовой форме: общественные организации создаются на основе членства, совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан; общественное движение не имеет членства, состоит из участников, преследующих социально-политические и иные общественные цели, поддерживаемые участниками движения; общественный фонд объединение не имеющее членства, с целью формирования имущества на основе добровольных взносов или иных не запрещенных законом источников поступления, которое используется на общественно-полезные цели; общественные учреждения объединение без членства для оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и уставным положениям: орган общественной самодеятельности объединение не имеющее членства, целью которого является решение социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы, учебы неограниченного круга лиц по месту создания этого органа; союзы общественных объединений (ассоциации) объединение различных по целям и организационно-правовой формы общественных формирований. По территории действия общественные объединения бывают: общероссийские объединения осуществляющие свою деятельность более чем на половине территории России и имеют свои структурные подразделения (филиалы и представительства); межрегиональные — объединения осуществляющие свою деятельность менее чем на половине территории России и имеют свои структурные подразделения (филиалы и представительства); региональные — объединения осуществляющие свою деятельность менее чем на территории определенного региона или в рамках субъекта Федерации; местные — объединения осуществляющие свою деятельность менее чем на территории местного образования. Предприятия и учреждения различаются по результатам их деятельности. Предприятие самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественной потребности и получения прибыли. Учреждение выполняет социально-культурные или административно-политические функции, создает социальные ценности в основном непроизводственного характера (учреждение образования). Административно-правовой статус предприятий и учреждений определяется на основе законов и их уставных документов. Для возникновения прав и обязанностей необходима государственная регистрация. Понятие и виды объектов правоотношений О бъект управления представляет собой структурированную социальную общность, функционирующую под направляющим воздействием управляющего субъекта для достижения общих целей системы управления. Иными словами, объектом государственного и муниципального управления являются общественные отношения социальных, национальных и иных общностей людей, поведение общественных объединений, организаций, юридических лиц и отдельных граждан, приобретающее общественное значение. Исходя из человеческой сущности, свойствами управляемых объектов являются: самоактивность, целенаправленность, адаптивность, самоуправляемость, зависимость от объективных условий и факторов общественной жизни. Эти свойства определяют меру управляющих воздействий со стороны государства. Чем развитее совершеннее управляемые объекты, тем меньше они нуждаются в государственном управлении, тем само управление должно быть координирующим. Различные социальные роли людей обуславливают их объединение в многообразные коллективы, которые в свою очередь интегрируются в более широкие общности: — социальные (классы, слои, нации народности, профессиональные группы и т.п.); — территориальные (города, районы, области, республики и т.п.); — общественные (политические партии, общественные объединения, движения и т.п.); — производственные коллективы и др. Исходя из этого в структуре управляемой общественной системы можно выделить три основных уровня управляемых объектов: 1) Человек в проявлениях его сознания, поведения, деятельности. На этом уровне реализуются социальные роли. 2) Коллективы и объединения людей, выступающие первичной формой общения и совместной деятельности. Уровень реализации видов деятельности. 3) Общество в целом, его социальные образования, отношения, связи и процессы, возникающие в нем вследствие общественной активности людей и их объединений. На данном уровне реализуются формы общественных отношений. Классификация объектов управления может быть по различным основаниям и признакам: 2. Правонарушения и ответственность за них в административном праве Понятие и состав административного правонарушения На раннем этапе становления административного права вопрос о наказании за правонарушения в обществе решался довольно просто: секли головы, руки, заливали горло свинцом, замуровывали в подземелье, резали уши и носы, рвали ноздри, сажали в бочку с нечистотами и ставили рядом палача с мечом, который периодически взмахивал им, заставляя преступника опускаться на дно бочки в нечистоты и др. Приемов наказания как на Руси, так и в других странах было много и весьма изощренных. Суть понятия административного правонарушения заключается в том, что оно посягает на установленный порядок управления — на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан. Правонарушение изначально посягает на то, что берется государством под защиту. Общественная вредность и опасность основной объективный признак правонарушения отграничивающее его от правомерного поведения. Правонарушение всегда является вызовом обществу, пренебрежение тем, что ценно для общества, посягает на условия существования, как общества в целом, так и отдельно взятого гражданина. Правонарушения как противоправные деяния по своей природе общественно вредны типичностью и распространенностью , поскольку являются не единичными случаями, а имеют массовое проявление или обладают потенциальной возможностью к такому распространению (переход дороги в не установленном месте создает угрозу для водителей, других пешеходов и для самого гражданина может быть повторен другими). Правонарушения общественно вредны и тем, что они создают в обществе социальную напряженность и конфликтность. Административным правонарушением является противоправное, т.е. не соответствующее требованиям (или запретам) Закона поведение лица в форме действия или бездействия. Поведение лица носит волевой характер, т.е. проявляется определенная осознанность деяния и его направленность, а также стремление достичь определенной противоправной цели или законной цели противоправным способом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность. Определяющими для правонарушения являются следующие признаки: a) Волевой и осознанный характер поведения в форме действие или бездействие; b) Антиобщественность посягает на интересы общества и государства, зафиксированных в правовых нормах; c) Противоправность запрещенность деяния нормой административного права. Поведение субъекта должно быть сопряжено с нарушением норм административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового, экологического и т.п.), которые охраняются государством. Здесь возможно два варианта: во-первых, когда установлен запрет совершения определенных действий, во-вторых, когда закрепляется обязанность совершить или не совершить определенные действия; d) Виновность деяние совершено лицом умышленно или по неосторожности, т.е. имеет место вина правонарушителя. e) Наказуемость деяние признается административным правонарушением, если за его совершение предусмотрена ответственности нормами административного права. Для разграничения правонарушений между собой используется конструкция юридического состава правонарушения. Состав правонарушения Объективная сторона — представляет собой проявление противоправного поведения вовне. С позиции права только действием (бездействием) или в отдельных случаях вербальной активностью (нецензурная брань, оскорбление, клевета и пр.) может быть причинен ущерб защищаемым правам и интересам. Противоправное поведение может носить характер активных действий либо быть в пассивной форме бездействия (противоправное несовершение предписываемых законом действий). По своему составу деяния могут быть простыми , содержащими одно (единое) действие или сложными, состоящими из нескольких самостоятельных действий, растянутыми во времени или совершенными группой лиц. К элементам объективной стороны правонарушения относится причинная связь между деянием и наступившими последствиями и причиненный вред. Противоправное деяние предшествует во времени вредному последствию и является главной и непосредственной причиной вызывающего его (последствие). Вред выражается в совокупности отрицательных последствий правонарушения, представляющих собой нарушение правопорядка, уничтожение какого-либо блага, ценности или ограничение пользования ими, стеснение свободы поведения других лиц, ущемление их субъективных прав и свобод. Вред может посягать на специфические или общие интересы. Совокупность признаков (элементов), характеризующих внешнее проявление правонарушения (объективную сторону), можно разделить на два вида : Объект — это совокупность общественных отношений, возникающие в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемых мерами административной ответственности. В административном праве в общем объекте условно различают: ? Родовые объекты однородная группа общественных отношений, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта: = по отрасли общественной деятельности , в которой складываются общественные отношения родовые объекты, как отношения в промышленности, в социальной сфере, сельском хозяйстве, на транспорте; = по содержанию охраняемых общественных отношений : права и свободы граждан, порядок управления, государственный и общественный порядок, различные формы собственности и др. ? Видовые объекты обособленная группа общественных отношений, общих для проступков одного рода: = по характеру административного проступка и объекту противоправного посягательства (безопасность дорожного движения при нарушении правил движения и т.п.). ? Непосредственный (основной) объект конкретные общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением; ? Дополнительный — конкретные общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением, но они не являются основным объектом правовой охраны со стороны государства; ? Факультативный — общественные отношения, которым может быть причинен ущерб правонарушением. Неотъемлемой частью правонарушения являются субъективные признаки субъективная сторона и субъект правонарушения. Субъективная сторона правонарушения заключается в психическом отношении субъекта поведения к совершенному им противоправному деянию и наступившим в результате этого последствиям. Основным элементом субъективной стороны правонарушения является наличие вины в форме умысла или неосторожности. Умысел характеризуется тем, что правонарушитель с одной стороны — сознавал противоправность своего действия или бездействия, предвидел наступление его вредных последствий и желал их достичь ( прямой умысел), в другом случае сознательно допускал наступления вредных последствий ( косвенный умысел). При неосторожной форме вины лицо, совершившее правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение или ненаступление, хотя должно было и могло их предвидеть. Неосторожность может быть связана с самонадеянностью или небрежностью, халатностью. Факультативными элементами субъективной стороны является предполагаемый результат, к которому стремится виновный, желаемые последствия, которые должны наступить в результате противоправного поведения, т.е. цель. Юридической оценке в качестве факультативного элемента подлежит и мотив правонарушения, осознаваемая причина, побуждающая виновное лицо и связанная с удовлетворением его каких-либо потребностей. Субъект. Административное право различает индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица и иные коллективные образования) субъекты правонарушений. В числе индивидуальных субъектов правонарушения административное законодательство наряду с гражданами выделяет особую группу субъектов, которыми являются лица, обладающие специальным административно-правовым статусом. Для специальных субъектов характерны не только общие признаки признания лица субъектом правонарушения, но и специальные признаки отражающие: = особенности труда (машинист тепловоза, водитель, продавец), служебного положения (дипломатический работник, должностное лицо администрации, сотрудник МВД); = прошлое противоправное поведение (нахождение под надзором, ранее привлекавшееся к административной ответственности); = иные особенности правового статуса (военнослужащие, сотрудники налоговой и таможенной служб, иностранные граждане). В связи с особенностями общественных отношений в сфере государственного управления законодатель в качестве субъектов административных правонарушений выделил должностных лиц , под которыми понимаются лица, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющие функции представителей власти, т.е. наделенные распорядительными полномочиями, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных, муниципальных органах и организациях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. К этой же категории относятся и ПбОЮЛ, если законом не установлено иное. Субъективная сторона правонарушения воплощается в понятии деликтоспособности правонарушителя. Признание правонарушением виновного деяния возможно лишь в случае, когда такое деяние находилось под контролем воли и сознания лица. Отсутствие свободной воли, т.е. возможности выбрать правомерный вариант поведения вследствие невменяемости, малолетнего возраста, физического или психического воздействия и пр., являются юридическим условием, при котором деяние правонарушением не признается, даже если оно имело вредные последствия. В соответствии с российским законодательством граждане могут быть признаны субъектами административного правонарушения по достижении 16 лет. При этом в отношении лиц от 16 до 18 лет применяется особый порядок рассмотрения совершенных ими административных правонарушений и к ним применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам о несовершеннолетних. С учетом различных сторон общественной жизни и государственного управления выделяют виды административных правонарушений: a) в экономической сфере: — в области охраны собственности; — в сфере финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг; — в промышленности, строительстве и энергетике; — в области связи и информации; — на транспорте; — в сельском хозяйстве; — ветеринарии и мелиорации земель; — в предпринимательской деятельности; — таможенные правонарушения; — в сфере охраны окружающей среды и природопользования; b) в социальной сфере: c) в административно-политической сфере: = посягающие на институты государственной власти; = против порядка управления; = связанные с защитой государственной границы; = нарушения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства; = посягающие на общественный порядок и общественную безопасность; = нарушения воинского учета; = в области дорожного движения; Разнообразный перечень правонарушений зафиксированный в КоАПе наглядно показывает широкий спектр отношений, регулируемых административным правом и его взаимосвязь с другими отраслями права. Административная ответственность Административная ответственность, представляя собой разновидность юридической ответственности, является тем средством, которое препятствует противоправному поведению и стимулирует общественно полезные действия людей в сфере государственного управления. В широком значении понятие ответственности трактуется как отношение лица к обществу и государству, к другим лицам с точки зрения выполнения им определенных требований, осознания и правильного понимания гражданином своих обязанностей (долга) по отношению к обществу, государству и другим лицам. В узком или специально-юридическом значении ответственность представляет собой реакцию государства на совершенное правонарушение и обязанность лица претерпеть определенные лишения государственно-властного характера, предусмотренные законом, за совершение правонарушение. Из этого следует, что, во-первых, юридическая ответственность (в данном случае административная) всегда связана с государственным принуждением. В административном праве, как и в уголовном, государственное принуждение выражено более явно и всегда реализуется через деятельность специальных государственных органов, в отличии, например, от гражданского, трудового, хозяйственного, где законодатель предоставляет возможность добровольного исполнения обязательств. Во-вторых, административная (юридическая) ответственность характеризуется определенными лишениями, которые виновный обязан претерпеть. Лишение правонарушителя определенных благ является объективным свойством ответственности. Негативные последствия могут быть: Административная ответственность имеет две основных цели: защиту правопорядка и воспитание граждан в духе уважения к праву. Цель конкретизируется в функциях ответственности, среди которых выделяются следующие основные функции: a) Репрессивно-карательная (штрафная). Ответственность является, во-первых, актом возмездия государства по отношению к правонарушителю; во-вторых, средством предупреждения новых правонарушений. b) Предупредительно-воспитательная (превентивная). Она призвана обеспечить формирование у граждан мотивов, побуждающих соблюдать требования законов, уважать права и законные интересы других лиц. c) Правовосстановительная (компенсирующая). Установленный государством порядок не может существовать в нарушенном виде, нарушенные права других лиц должны быть восстановлены и вред причиненный противоправным поведением подлежит компенсации. Принципы юридической ответственности: Законность. К административной ответственности может быть подвергнуто лицо только на основании и в порядке, установленном законом. Целесообразность. Она означает соответствие меры воздействия избираемой в отношении нарушителя целям административной ответственности. Неотвратимость — ни одно правонарушение не должно остаться незамеченным для государства. Справедливость : ответственность должна соответствовать тяжести совершенного правонарушения. Гуманизм — учитывается соразмерность наказания совершенному противоправному деянию, личность виновного и потерпевшего, не допускается оскорбление чести и достоинства личности. Гласность. Рассмотрение дела и вынесение постановления по нему осуществляется с участием сторон и общественности, в воспитательных целях могут рассматриваться непосредственно в трудовых коллективах, по месту учебы или жительства нарушителя, кроме случаев определенных законом. Основание административной ответственности имеет тройственный характер: Административная ответственность это возлагаемая в установленном законом порядке обязанность лица претерпеть определенные лишения личного, имущественного организационного характера за совершение административного правонарушения. При наложении взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность. При совершении одним лицом нескольких административных правонарушений взыскание налагается за каждое нарушение отдельно. В ряде случаев в силу объективных причин административная ответственность может исключаться и закон прямо указывает на такие ситуации: ? недостижение установленного законом возраста (16 лет); ? невменяемость неспособность лица отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния; ? крайняя необходимость противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред; ? необходимая оборона противоправное деяние, совершенное при защите государственного или общественного порядка, собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправных посягательств путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны. При определенных основаниях возможно освобождение от административной ответственности: при малозначительности правонарушения; в случае издания акта амнистии; отмены акта, устанавливающего эту ответственность, истечение сроков взыскания; наличие по тому же факту ранее вынесенного решения; смерть правонарушителя. Применению административного наказания предшествуют определенные процессуальные действия, составляющие в целом производство по делу об административном правонарушении. Задача производства по делу своевременное, всестороннее, полное, и объективное выяснение обстоятельств, условий и причин каждого правонарушения, разрешение его в точном соответствии с законодательством, обеспечение исполнения, а также воспитательные цели. В ходе производства по делу могут участвовать различные лица, которые можно разделить на три группы: Производство по делу состоит из следующих стадий: 1. Возбуждение дела. 2. Административное расследование. 3. Рассмотрение дела. 4. Обжалование постановления по делу. 5. Исполнение постановления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *