0

Лекция 10 «Политические партии и группы давления»

Понятие и процесс формирования политической партии Политическая партия — это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть. Термин «партия» в переводе с латинского означает «часть», «группа». Получил распространение в Древнем Мире. Однако собственно политические партии появляются в процессе становления парламентаризма (XVIII — XIX вв.). Первоначально это были элитарные клубы, действовавшие в парламенте. Вне парламента они проявляли себя только во время выборов. Партии не были оформлены организационно, не признавали принципа членства. Лишь к середине XIX столетия, когда миллионы людей получили право голоса, возникают партии как специализированные организации для борьбы за завоевание или свержение политической власти. В Древней Греции формирование партий было связано со стремлением правящих сил привлечь на свою сторону население для того, чтобы проводить определенную политику. То есть в древности партии рассматривались как инструмент борьбы за власть и сохранения власти, как инструмент влияния на общество. В современном виде политические партии стали создаваться по историческим меркам сравнительно недавно. Сначала в Англии в 70- 80 гг. XVII века сформировались партия тори (консерваторов) и партия вигов (либералов). Это были партии правящих классов, конкурировавших в борьбе за влияние на королевскую власть. Уже в первой половине XVIII века политические партии были созданы почти во всех западных странах. Создавались в первую очередь партии буржуазии, которые активно завоевывали власть в этих странах. В 20- 30 гг. XIX века партийное строительство развернулось и в США. В это время здесь образовались две крупные партии (демократов и республиканцев), которые представляли интересы буржуазии и которые до сих являются наиболее влиятельными и мощными партиями в США. Отличительной особенностью процесса формирования партий в Европе в XIX веке было то, что сначала образовались партии верхов, правящих классов, а затем — во второй половине XIX века — стали формироваться партии низов, партии трудящихся классов, которые также дошли до осознания важности борьбы за политическую власть. Второй особенностью процесса образования партий в Европе в XIX веке было то, что практически все они во главу угла ставили две задачи — завоевание парламентского большинства и борьбу за избирателя. Признаки, функции и структура партий Признаки, отличающие партию от других политических сил, сформулировали Дж. Лапаломбара и М. Вейнер: — партия — это организация, то есть достаточно длительно по времени действующее объединение людей. Долговременность действия организации позволяет отличать ее от клиентелы, фракции, клики, которые возникают и исчезают вместе со своими вдохновителями и организаторами; — существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством; — цель партии — завоевание и осуществление власти. Стремление к осуществлению власти позволяет отличить партию от групп давления. Если партия ставит целью завоевание власти на выборах, осуществление ее посредством работы депутатов от партии в парламенте и правительстве, то группы давления не стремятся к захвату власти, а пытаются воздействовать, влиять на власть, оставаясь вне ее сферы; — обеспечение народной поддержки, начиная от голосования и кончая активным членством в партии. Партии отличаются от политических клубов, которые не участвуют в выборах и парламентской деятельности. Функции партии зависят от типа, от конкретных условий деятельности, от того места, которое она занимает в политической структуре общества. Правящая партия, например, имеет такие специфические функции, как формирование правительства, расстановка кадров в государственных органах, а оппозиционная партия этих функций не имеет. Для нее главное — критика деятельности правительства и подготовка к завоеванию власти. Несмотря на различия, у всех партий есть и сходные функции, а именно: выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп; активизация и интеграция определенной части людей; борьба за политическую власть и за ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки; подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью; разработка партийной идеологии, создание и реализация политической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения; политическое воспитание общества в целом или его части;. подготовка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты. Структура партии : партийный аппарат; рядовые члены (партийные массы); сторонники партии. Типология партий Классификацию политических партий проводят по следующим критериям: = по социальной направленности программы и деятельности. По этому критерию партии делятся на социал-демократические, либерально-демократические, коммунистические, классовые, националистические, расовые, фашистские, религиозные, государственно-патриотические, народные; = по идейным основаниям их деятельности: доктринальные (защита своей идеологии). прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий), харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера); = по методам выполнения программы : революционные (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества) и реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без резких структурных изменений); = по характеру политических действий : реакционные, консервативные, умеренные, радикальные, экстремистские; = по представительству в высших органах государственной власти и от ношению к официальной политике: правящие и оппозиционные (легальные, полулегальные и нелегальные); = по месту в политическом спектре : левые, центристские и правые; = по стилю общения между партийными лидерами и рядовыми членами: демократические и антидемократические; = по характеру членства : кадровые (отличаются немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью), массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды как можно большее число членов, упрочить связи, укрепить структуру); = по организационной структуре : парламентские (в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты), лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе трудовых коллективов), авангардные (построены на принципах демократического централизма и территориально-производственного объединения своих членов). Природа и типы партийных систем Партийная система — это совокупность партий (правящих и оппозиционных), принимающих участие в борьбе за власть и ее осуществление. В зависимости от положения политических партий в политической системе общества, взаимодействия между ними, типа самих политических партий складывается партийная система, под которой понимается совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом. Природа и особенности партийной системы той или иной страны обусловлены множеством факторов — уровнем политической зрелости общества, ею политического сознания и культуры, историческими традициями, национальным составом, религиозной ситуацией, расстановкой социально-классовых сил. Существенное воздействие на формирование партийной системы оказывает действующее законодательство, конституция и избирательные законы. Типы партийных систем: в зависимости от характера политического режима: демократические, авторитарные и тоталитарные партийные системы; в зависимости от количества партий, борющихся за власть или влияющих на нее: однопартийные (в которых обеспечивается исключительное право одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе), двухпартийные (в которых обеспечивается одной из двух партий в случае ее победы на выборах большинство мест в законодательном органе или назначение ее кандидатов на посты президента и вице-президента) и многопартийные (в которых ни одна из партий не способна завоевать поддержку абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства чаще всего бывают коалиционными, то есть состоящими из представителей двух или нескольких партий); в зависимости от соотношения партий с различным политическим статусом: мажоритарные, доминирующие и коалиционные. Разновидности партийных систем Партийные системы различаются по количественному и качественному критериям. По количеству партий выделяют: монопартийную систему, где единственная партия монополизирует государственную власть. Характерна для тоталитарных или авторитарных режимов. Монопартийная система обладает рядом достоинств — способностью интегрировать социальные группы, гармонично сочетать их различные интересы, концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных проблем. Отсутствие оппозиции обрекает властвующую партию на застой, бюрократизацию. двухпартийную систему. Состоит из нескольких партий с заметным преобладанием двух, наиболее влиятельных. В Великобритании это лейбористская и консервативная; в США — республиканская и демократическая. Двухпартийная система обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентского большинства. Однако двухпартийная система имеет и недостатки, главный из которых состоит в возможности резкой смены политического курса на очередных выборах в случае победы оппозиционной партии; многопартийную систему. Предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие разветвленной системы социальных интересов. Такая партийная система стремится к поиску согласия и компромиссов, поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим доминированием. По политическому «весу» выделяются четыре типа партий: мажоритарные партии — получившие абсолютное большинство мандатов и право на проведение собственного политического курса; партии с мажоритарным призванием, то есть в ситуации; чередования партий у власти они способны победить на следующих выборах; доминирующие партии — получившие относительное большинство депутатских мест; миноритарные партии — имеющие минимальное число мандатов. Особенности партийной системы России С самого начала процесс образования партий в России имел некоторые особенности: создание партий в России началось позднее, чем в странах Западной Европы; образование партий началось с низов (в частности, с партий рабочего класса); партия трудящихся в России создавались как революционные, провозглашающие своей главной целью захват власти революционным, радикальным, вооруженным путем; партии верхов стали создаваться только в процессе 1-й русской революции после издания Манифеста 17 октября 1905 г. Российская многопартийность по этой причине развивалась недолго -до октября 1917 г., и осталась недоразвитой, поскольку партии были в общем-то немногочисленными, а главное — не оказывали существенного влияния на власть. После Октябрьской революции 1917 г. история российской многопартийности прервалась. Она возобновилась лишь спустя 80 лет. С тех пор российская многопартийность прошла в своем развитии несколько этапов: 1986-1998 гг. — развитие неформальных общественных организаций; 1988-1989 гг. — этап действия народных фронтов и протопартийных структур; 1991 гг. — первая волна образования партий (в 1990 г. образовались ЛДПР и демократическая платформа КПРФ. В 1991 г. учреждена Народная партия свободной России); 1993 гг. — «вторая волна» партийного строительства, начавшаяся после августа 1991 г. (Партия экономической свободы, Партия консолидации, Крестьянская партия); конец 1993- 1995 гг. — период между Государственными Думами. На этом этапе начинается радикальная ломка сложившейся системы протопатий и образование новых политических партий (ПРЕС, блок «Выбор России», «Яблоко»); после 1995 г. — этап консолидации и выживания. В настоящее время в России действует около 50 партий. Группы давления и способы их воздействия Группа давления — это общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленного воздействия на структуры политической власти. Понятие «группа давления» раскрывает динамику превращения социально-групповых интересов, возникающих в гражданском обществе, в политический фактор. Группы давления — формальные объединения граждан с четко выраженной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом. Группы давления могут оказывать большое воздействие на политическую жизнь страны, которое по силе нередко превосходит влияние политических партий. Способы воздействия групп давления на государственные органы: = непосредственное выдвижение своих членов в состав представительных и исполнительных органов власти, а также в качестве функционеров управленческого аппарата; = участие членов группы в работе парламентских комиссий и подкомиссий, в межведомственных комитетах и службах; = поддержание личных контактов с членами парламента, правительства. Эффективность деятельности группы давления зависит от ресурсов, которыми она располагает (собственность, информация, квалификация и опыт, культурное: влияние, национальные и религиозные связи). Разновидности групп давления — профессиональные союзы, ассоциации предпринимателей, союзы кооператоров, потребителей, добровольные общества и другие общественные объединения. Лоббизм: понятие и его виды Лоббизм — протекционизм, агитация и представление чьих-либо политичеасих либо экономических интересов в органах государственной власти. Лоббизм жестко связан с политической властью. Наблюдается такая закономерность: лоббизма больше там, где больше реальной власти. Лоббизм -признак власти. Для становления лоббизма как полноценного института необходимо наличие двух условий: 1. больного многообразия интересов в обществе, возникающих вследствие его социальной дифференциации, расслоения; 2. расширения доступа к власти на основе политического плюрализма, что характерно для демократических режимов. Виды лоббизма: в зависимости от того, в какой ветви власти «решается вопрос», лоббизм подразделяют на законодательный, исполнительный и судебный; в зависимости от того, в каком управленческом решении достигаются цели лоббирования: правотворческий (в законодательных органах через нормативные акты), правоприменительный (через акты применения права) и правоинтерпретационный (через акты толкования права); в зависимости от характера интереса, который «продавливается»: политический, социальный, экономический, экологический, военный, аграрный, промышленный, финансовый; в зависимости от времени действия: «одноразовый» и постоянный; в зависимости от того, на каком уровне власти происходит лоббирование: федеральный (осуществляется в системе высших органов государственной власти и управления) и местный (осуществляется в республиканских, краевых, областных органах); в зависимости от того, в чью пользу «решается вопрос», говорят о лоббизме различных социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоев (профсоюзов, антивоенных и экологических движений, предпринимательских союзов); ведомственном лоббизме (министерств, ведомств, государственных комитетов); региональном лоббизме; иностранном лоббизме; в зависимости от взаимоотношений объекта и субъекта лоббирования: плюралистический (давление на государственные органы снизу вверх со стороны определенных групп населения) и корпоративный (скрытое соглашение властей с какой-либо группой в расчете получить лояльность и гарантию содействия государственным органам в обмен на предоставление привилегий). Достоинства и недостатки лоббизма Достоинства лоббизма: влияя на управленческие решения, заставляет «держаться в форме» органы государственной власти и управления, в определенном смысле конкурирует, соревнуется с ними, придает им большую динамику и гибкость; выступает инструментом самоорганизации гражданского общества, с помощью которого мобилизуется общественная поддержка или оппозиция какому-либо законопроекту, оказывается влияние на политику; создает возможности для обеспечения интересов меньшинства, ибо выступает в качестве специфической формы проявления политического плюрализма; воплощает собой принцип свободы социальных негосударственных структур: ассоциаций, общественных организаций, слоев; применяется как своеобразное социально-политическое стимулирование, направленное на ускорение претворения в жизнь целей и интересов, на побуждение к конкретным действиям; позволяет расширить информационную и организационную базу принимаемых решений и обратить внимание на «кричащие» проблемы; лоббизм можно рассматривать как инструмент взаимодействия представительной и исполнительной властей; лоббизм можно оценивать и как более широкое средство достижения компромисса, способ взаимного уравновешивания и примирения интересов, взаимовыгодного сотрудничества. Недостатки лоббизма: — лоббизм может стать инструментом приоритетного удовлетворения иностранных интересов в ущерб интересам национальным; — иногда выступает проводником неправового воздействия на государственные органы, вплоть до преступных видов (взяточничество, коррупция), которые «подтачивают» фундамент власти; — может служить фактором развития и защиты ведомственности, местничества, национализма, усиливать крайние формы удовлетворения «специальных интересов»; — таит в себе немалую опасность «размывания» народовластных устоев общества, превращения демократических институтов в мощный инструмент отдельных властных групп; — лоббистские мероприятия в определенных условиях могут проявляться в форме социальной несправедливости; — зачастую блокирует действительно нужные управленческие решения, препятствует удовлетворению общественно ценных интересов, сопутствуя осуществлению интересов чиновничьих; — иногда существенно мешает претворению стабильной и оперативной государственной политике, ибо может быть направлен на постоянное перераспределение бюджета, на частую смену приоритетов, на усиление позиций одной ветви власти при одновременном ослаблении другой; — лоббизм может использоваться и в более «прозаических» целях — гак инструмент обогащения отдельных слоев, элит. Для того, чтобы лоббизм приносил пользу всему обществу, необходимы соответствующие условия: реальное действие демократических институтов и норм, экономическая и политическая стабильность, свобода средств массовой информации, устойчивое гражданское общество, четкое и непротиворечивое правовое регулирование. Понятие, черты и элементы политического плюрализма Политический плюрализм — это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Предполагает столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения. Суть политического плюрализма составляет множественность мнений, взглядов, позиций, отражающих многообразие интересов различных групп общества. Политический плюрализм проявляется в общественном сознании и в политической практике, затрагивая определенные структуры общества и воплощаясь в различных политических институтах: партиях, движениях, фронтах, ассоциациях, фракциях, а также в представительных органах всех уровней. Компоненты политического плюрализма: многообразие политических идей и организационных форм; отрицание моноцентризма; свобода объединения людей в партии и иные законные организации; уважительное отношение к противоположным взглядам, инакомыслию; наличие оппозиционных сил и их беспрепятственная деятельность; ограничение центральной власти, разделение властей; возможность смены политических структур у власти. Характерные черты политического плюрализма: идеологическое многообразие; запрет на установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной; светский характер государства; признание политического многообразия и многопартийности; равенство всех общественных объединений перед законом. Социальная ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отношению ко всем группам в обществе. Политический плюрализм связан с многопартийностью, конкуренцией идей, предполагает легальную борьбу всех политических сил за умы людей в рамках конституции и законов, дает возможность сохранить меньшинству свои структуры, включая оппозицию, и осуществлять деятельность за отмену не устраивающих его решений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *