0

Лекция 25 «Идеология как политико-социальное мировоззрение»

Вопрос № 1. Идеология как система идей и взглядов Понятие политической идеологии Политическая идеология (от греч. «idea» — понятие и «logos» — знание) — система идей, взглядов, представлений, содержащая теоретическое (концептуальное) осмысление политического бытия с точки зрения интересов, потребностей, целей и идеалов определенных социальных групп и слоев, национальных образований. Она является совокупностью по преимуществу систематизированных представлений’ той или иной группы граждан, выражающей и призванной защищать их интересы и цели с помощью политической власти или воздействия на нее. Термин «идеология» возник на рубеже XVII-XVIII вв. во Франции и был введен французским исследователем Литуаном Дестют де Трасы. Вначале этим термином пытались обозначить новую науку, которая должна была исследовать «естественное происхождение идей» и разоблачить «иллюзорные мысли». Идеологии как политико-социальное мировоззрение являются специфическим феноменом, содержание которого составляет область ценностных суждений, имеющих силу веры. Исходным пунктом идеологии является идея, развивающаяся в определенной интеллектуальной среде, воздействующая на общественное сознание и порождающая массовые политические движения. Будучи политическим мировоззрением, идеология обладает способностью наделять смыслом действия индивидов, социальных групп в пределах актуальной для них системы ценностей и вызывать к жизни определенную практику. Идеологии начали зарождаться только в XIV веке, в эпоху Возрождения, когда возник первый общественный кризис в связи с развертыванием процесса секуляризации, то есть освобождения общественного и индивидуального сознания от религии. Свойства и функции идеологии Роль идеологий в жизни общества обусловлена теми функциями, которые она выполняет. Политические идеологии включают ценности, которые, выступая в качестве политического мировоззрения, обладают силой веры. Исходя из этого, можно выделить следующие функции идеологии. Ориентационная. Выражается в том, что включая в себя основополагающие представления об обществе, социальном прогрессе, личности, власти, идеология задает систему смыслов и ориентации человеческой деятельности. Мобилизационная. Предлагая идеат более совершенного общества, политическая идеология выступает в качестве непосредственного мотин:а политической деятельности и мобилизует общество, социальные группы на его реализации. Интегративная. Наделяя смыслом политическое действие в пределах предлагаемой фундаментальной картины мира, политическая идеология задает ему такую значимость, которая по своим масштабам превосходит любой индивидуальный или групповой интерес. Политическая идеология противостоит частным иг-тересам и тем самым выступает интегрирующим фактором. Амортизационная. Будучи способом интерпретации политической действительности, политическая идеология служит ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удов летвор ения. Функция выражения и защиты интересов определенной социальной группы. Ее суть состоит в том, что политическая идеология возникает на базе интересов какой-либо социальной группы и призвана противопоставить их интересам других групп. Вышеперечисленные функции политическая идеология выполняет благодаря двум свойствам, которые отличают ее от других форм политического сознания. Это — претензии на тотальную значимость (или глобальность) и нормативность. Любая политическая идеология стремится подавить другие идеологии, заявить о своем великом призвании изменить мир и использовать все во имя реализации выдвинутой идеи. Идеология требует приверженности со стороны ее сторонников ценностям и нормам, которые она культивирует. Вопрос № 2. Классификация идеологий Политические идеологии различают по двум критериям: 1) по предлагаемой модели желаемого общества; 2) по отношению к прогрессу и технологии его осуществления. В современном мире господствует несколько основных типов идеологии, среди которых можно выделить: = правых идеологии связывают идею прогресса с обществом, основанным на идеалах свободной конкуренции, рынка, частной собственности и предпринимательства. Правые идеологии неоднородны, они включают целый спектр политических идеологий от ультраправых (фашизма во всех его разновидностях, расизма) до либерально-демократических (либерализм, консерватизм); = левый политический спектр представляют идеологии, которые видят социальный прогресс в постоянном преобразовании общества в направлении достижения равенства, социальной справедливости, создании условий для всестороннего развития личности. Левые идеологии также неоднородны: коммунистическая идеология отдает предпочтение радикальным способам преобразования общества, а социал-демократическая — негативно относится к идее использования революционных средств и предпочитает эволюционный путь, то есть реформы. Понятие, принципы и цели либерализма Либерализм — это учение и общественно-политическое течение, провозглашающее свободу личности и других гражданских и политических прав индивида наряду с ограничением сфер деятельности государства. Либерализм зародился как идейное течение в Англии, в середине XVII века. Основоположник — Джон Локк (1632- 1704). Впоследствии, по мере перехода к буржуазному строю, либерализм распространился по всей Западной Европе и к середине XIX века стал здесь доминирующей идеологией. К этому времени сложились и основные принципы и цели этой идеологии. Основные принципы : отдельный индивид (а также индивидуальные потребности и права человека) первичнее и реальнее, чем общество и его институты в целом; отличие и обособленность каждого человека от других людей безусловны, а связь и сходство между ними условны и вторичны; все законы и ценности человек создает сам; человек индивидуально свободен и несет ответственность перед своей свободой, в основе которой лежит частная собственность. Цели либерализма: — приверженность парламентскому строю и парламентским процедурам; — негативное отношение к разросшимся экономическим и социальным функциям государства; — необходимость разделения властей, политический плюрализм и верховенство закона; — обеспечение основных политических прав и свобод граждан, уважения и достоинства человеческой личности; -распространение практики плебисцитарной («плебс» — народ) демократии, всенародного обсуждения законов, укрепление местного самоуправления; — обоснование демократической сущности элитаризма, необходимость конкуренции элит; — компромисс, консенсус, единогласие в решении важных политических проблем. Неолиберализм Глубокий кризис первой трети XX века (1929-1933) выявил ограниченные возможности либерализма сдерживать процессы нарастания социального неравенств;!, что потребовало известной модернизации либеральной политической доктрины. Возникший на базе классического либерализма неолиберализм, который получил дальнейшее развитие в 50-е 60-е гг., представляет собой сейчас мощное течение. Суть его заключается в том, что наряду с абсолютной ценностью частной собственности, прав и свобод граждан нельзя отрицать необходимость учета общественных интересов и государственного участия не только в экономике, но и в различных социальных программаз;. Неолиберализмом был принят тезис о необходимости расширения социальнык функций государства и границ его вмешательства в экономическую и социальную сферы. Положение о жестком распределении политических ролей управляющих и управляемых сменилось тезисом о консенсусе всех политических сил как сущности политики. Важнейшими достоинствами политической системы были признаны справедливость, ограничение государства правом, ориентация правительства на моральные ценности и принципы, участие масс в политическом процессе, конкуренция элит. В итоге такой модернизации старый либерализм был преобразован в неолиберализм, основной смысл которого можно выразить формулой: государство должно ограждать личность от злоупотреблений и негативных последствий функционирования рыночной системы. Основные идеи и принципы консерватизма Консерватизм — это идейно-политическое учение и течение, ориентированное на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, в особенности ее ценностных устоев, воплощенных в семье, национальных особенностях, религии, собственности. Консерватизм зародился в конце XVIII- начале XIX века не как идеология новых классов, а как реакция на новые условия уходящих с исторической сцены классов. Основные принципы консерватизма: общество — это система норм, обычаев, традиций, институтов, уходящих корнями в историю; существующий институт предпочтительнее любой теоретической схемы; ориентация на государственный авторитет; пессимизм в оценке человеческой природы, скептицизм в отношении человеческого разума; возможность социального равенства между людьми; частная собственность — гарант личной свободы и социального порядка. Основные идеи консерватизма: общественное бытие индивида должно строиться в соответствии с традициями; идея национального величия; обществу присущи социальное неравенство и политическая конкуренция; отказ от активного политического вмешательства в общественную жизнь; пренебрежение к парламентаризму и выборным институтам власти. Неоконсерватизм Неоконсерватизм — это идеология, сочетающая идеи классического консерватизма и либерализма. Неоконсерватизм возник в XX веке как синтез идей традиционного консерватизма, либерализма и технократизма. Его представители: в теории — А. Хайек, в политике — Р. Рейган, М. Тэтчер, Ж. Ширак. Неоконсерваторы более терпимо относятся к государству, признают необходимость его вмешательства в управление обществом, однако это вмешательство должно носить ограниченный характер. Низкая эффективность политических методов решения социальных проблем обусловлена тем, что природа самих этих проблем не социальная, а личностная, и они гораздо эффективнее решаются через усилия и активность индивида. Основные идеи неоконсерватизма: только рыночные отношения ведут к реальному развитию общества и человека; свобода и равенство несовместимы; классическая демократия неосуществима или вредна, необходимо сочетание демократии и власти элит; главное право личности — право иметь собственность и свободно распоряжаться ею. Понятие и черты социал-демократизма Социал-демократизм — это социально-политическое учение и течение, ориентированное на эволюционное развитие, демократический социализм и его достижение путем постепенных реформ. Характерные черты социал-демократизма: ? материалистическая трактовка общественной жизни; ? подход к анализу общественных явлений с позиций интересов трудящихся масс, всего народа; ? гуманистический характер текущих и конечных целей; ? социальный коллективизм; ? исторический оптимизм. Основные политические идеи : отрицание всякой диктатуры как формы политической власти; приверженность принципу демократического парламентаризма; ориентация на политический плюрализм и консенсус при решении важнейших проблем; приоритет мирных, демократических средств достижения поставленных целей; государственное регулирование экономики и развитие рыночных механизмов; приверженность концепции социальной защищенности трудящихся масс; ориентация на мирное сосуществование различных государств и их достаточную безопасность. По идейному содержанию социал-демократизм резко отличается от марксизма. После Второй Мировой войны в некоторых европейских странах (в частности, скандинавских) социал-демократы стали приходить к власти через парламентские механизмы и осуществлять программы реформ, тем самым доказывая правильность своей теории. И тот исторический спор, который развивался в течение более 100 лет между социал-демократизмом и марксизмом, можно считать решенным в пользу социал-демократизма. Коммунизм в теории и практике Коммунизм — это революционная, экономическая и социальная теория. Основан К. Марксом (1818 — 1883) и Ф. Энгельсом (1820 — 1895) в 40-х гг. XIX в. Впоследствии развит Г.В. Плехановым (1856 — 1918), В.И. Лениным (1870 -1924) и другими последователями. Коммунистическая идеология сформировалась на основе марксизма. В противовес господствовавшему тогда классическому либерализму марксизм сформулировал учение о построении справедливого общества, в котором будет покончено с эксплуатацией человека человеком. В нем будут преодолены все виды социального отчуждения человека от власти, собственности и результатов труда. Такое общество было названо коммунистическим. Марксизм стал мировоззрением пролетариата, появившегося в результате произошедшего промышленного переворота. Марксизм представлял собой радикальную идеологию, акцентировавшую внимание на революционных (насильственных) методах построения нового общества. Коммунистическое общество характеризуется наличием нового человека, презревшего материальный расчет и выгоду, ориентированного на моральные стимулы к труду: труд на общее благо есть одновременно труд на благо собственное и потомков; в труде формируется личность; труд есть способ самовыражения, самореализации человека. Основные положения, относящиеся к политической сфере: на определенном этапе своего развития производительные силы вступают в противоречия с существующей экономикой и политической организацией общества, вследствие чего наступает эпоха социальных революций. В результате устанавливаются новые политические и экономические отношения, соответствующие достигнутому уровню развития производительных сил. Отсюда — сменяющие друг друга способы производства (рабовладельческий, феодальный и капиталистический) означают неуклонное движение человечества по пути прогресса. Однако господствующие классы, используя свою экономическую и политическую власть, эксплуатируют большую часть населения, присваивая прибавочные продукты (прибыль) для своей выгоды. Продолжается классовая борьба, ведущаяся эксплуатируемыми массами ради справедливого распределения собственности и политической власти; анализ и критика предшествующих капитализму обществ, в особенности буржуазного общества; раскрытие роли производительных сил и производственных отношений как определяющих содержание политической и идеологической надстройки. С победой Октябрьской революции (1917 г.) в России идеи коммунизма пытались реализовать русские большевики. В начале — в форме политики военного коммунизма. Переход к нэпу по существу означал отказ от теории коммунизма в пользу социал-демократизма. Затем этот отказ проявился в установлении и укреплении государственной системы (социализма) и завершился перестройкой М.С. Горбачева. В конечном итоге выявилась неэффективность коммунистической теории, в результате чего последовал ее крах. Понятие анархизма Анархизм — совокупность достаточно разнородных политических течений, настроений и ориентации, оказывающих значительное влияние на политические процессы. Родоначальниками анархизма были М. Штирнер, М. Бакунин, П. Кропоткин, Ж. Сорель. Общей чертой всех форм анархизма является представление о государстве как основном — источнике зла в обществе, а его разрушение, устранение — главное условие радикального совершенствования социальных отношений. Анархисты также негативно относятся к политическим средствам борьбы — партиям, организациям, поскольку их деятельность концентрируется вокруг проблем воздействия на государственную власть или ее завоевал. Недостатки анархизма: = картина будущего общественного строя, которой анархисты пытаются увлечь за собой массу, довольно неопределенна и размыта; = следствием плохой организации и руководства оказывается неспособность анархистов изменить тактику своих действий соответственно меняющимся условиям; = внутри анархических течений существуют острейшие противоречия и борьба как по тактическим, так и по стратегическим вопросам, буквально изнуряющая эти движения и делающая недостижимыми их политические цели. Технократизм как политическое направление Технократизм — совокупность теорий и основанных на них методов толкования и решения политических проблем, исходящих из уверенности, что именно техника и ее эволюция оказывают решающее воздействие на определение конкретного облика политических систем. При таком подходе происходит отождествление политической и технической компетенции, а людям, занятым созданием и управлением техническими системами, приписывается ведущая роль в обеспечении социальных и политических инноваций. Как политическое направление технократизм в ходе своей эволюции прошел ряд этапов. Первый этап связан с Т. Вебленом, американским экономистом и социологом. Он выдвинул идею » революции инженеров» — перехода к ним власти не только в производстве, но и в обществе, превращения политики в техновластие. Теория » единого индустриального общества и конвергенции» получила широкое распространение в 60-е годы нашего столетия. Наличие сходства индустриальных технологий, систем управления производством и многих черт социальной структуры и культуры современных развитых стран доказывало нарастание сходства и в способах осуществления политической власти, то есть отсутствие принципиальных различий между социалистической и капиталистической политическими системами, направленность их эволюции в сторону формирования общих качеств. Теория «технотронного, постиндустриального общества», возникшая в 70-е годы, акцентирует внимание на таких явлениях, как внедрение компьютерных систем и технологий, активное использование электронной техники в производстве, быту, управлении, связи и образовании. Теории постиндустриального общества отходит от многих традиционных постулатов технократизма, ее эволюция очевидна в сторону признания роли в детерминации политических процессов таких факторов, как культура, образование, информация, право. Другие политические идеологии современности К числу влиятельных политических идеологий современности помимо вышеназванных относятся также этнополитические, экологополитические, религиозно-политические и различные экстремистские. Этнополитические идеологии получили заметное распространение в последнее десятилетие не только среди развивающихся государств, но и в развитых странах (Великобритании, Испании, Бельгии). Особенно большой размах этнополитические идеологии и течения приобрели в таких странах, как СССР, Югославия, Чехословакия, в постсоветских республиках, что способствовало разрушению этих государств. Суть идеологии и течения состоит в стремлении народов, особенно малочисленных, добиться собственной государственности и тем самым создать благоприятные условия для сохранения своей самобытности, то есть языка, культуры, традиций. Этнополитическим идеологиям и течениям противостоит процесс мировой интеграции и интернационализации. Экологополитинеская идеология возникла в послевоенные десятилетия и в 70- 80-е годы получила большое развитие. Причиной стала тяжелая экологическая ситуация в развитых странах, в связи с чем главная цель, которую поставили перед собой эти идеологические течения, состояла в защите среды обитания человека, улучшении экологии через воздействие на свои правительства и законодательные органы для принятия соответствующего законодательства и правительственных решений. В настоящее время эти течения имеют своих представителей в парламентах и правительствах многих стран. Религиозно-политические идеологии, в отличие от вышеперечисленных, возникли очень давно. Этот вид идеологии опирается на религиозные догматы. Их главная их цель состоит не только в воздействии на власть, но и в установлении своей власти там, где возможно. В некоторых странах, в частности Ближнего Востока и Азии, религиозные течения утвердились во власти (Иран, Пакистан, Афганистан, Саудовская Аравия). Влияние религиозных идеологий возросло в ряде бывших советских республик, в Таджикистане, на Северном Кавказе, Чечне. Экстремистские идеологии — неофашизм, экстремистский терроризм. Их цель состоит в дестабилизации политической власти, ее захвате и достижении личных целей. Вопрос № 3. Политические идеологии в постсоветской России В настоящее время в России борются четыре основные группы идеологии: демократически-либеральная , которая выступает за продолжение радикальных рыночных реформ в западном духе (ее приверженцами считают себя 17,2% опрошенных); национал-патриотическая , или идеология «русских националистов». Сторонниками этой идеологии являются люди, ищущие самостоятельный «русский путь» (10,5% опрошенных); коммунистическая идеология, сторонники социализма (14%); идеология » центризма «, сторонниками которой являются люди, стремящиеся противостоять крайним политическим ориентациям (17,2%). Группа «центристов» — это та часть избирателей, которая еще ждет те идеи, которые способны противостоять крайним политическим ориентациям — коммунизму и дикому капитализму. Происходит кристаллизация идеологий, предпочтений и формирование биполярной (или двухполюсной) идеологической системы — либерализм на одном полюсе и коммунизм на другом, левые и правые. Центристские ориентации до сих пор остаются невостребованными. Отсутствие среднего класса делает малоперспективным в ближайшее время возможность преодоления биполярности идеологической системы. Социальная база большинства идеологий, за исключением левых ориентации, еще только формируется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *