0

Лекция 33 «АВТОРСКОЕ ПРАВО И СМЕЖНЫЕ ПРАВА»

1. Понятие авторского права Авторское право как институ т права Авторское право является одним из четырех институ тов права, входящих в подотрасль право интеллектуальной соб ственности. Кроме него в эту подотрасль входят следующие институты: смежных прав; патентного права; средств индивидуализации участников гражданского обо рота и правового регулирования производимой ими продукции (работ, услуг). Объекты этих институтов являются результатами интел лектуальной деятельности. Совокупность исключительных прав на объекты, являющие ся результатами интеллектуальной деятельности, принято назы вать интеллектуальной собственностью. Понятие авторского права следует рассматривать в двух аспектах: в объективном и субъективном. Авторское право в объективном смысле это совокуп ность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения по поводу создания и использова ния произведений трех видов: науки, литературы и искусства. Авторское право в объективном смысле — совокупность правовых норм, установленных в за конном порядке компетентным органом власти, ре гулирующих общественные отношения, которые распространяются на обнародованные и на необнародованные произведения науки, литературы и искусства, и являются результатом творческой деятельности, а также отношения, связанные с ис пользованием результата творческой деятельности автора. Авторское право в субъективном смысле — личные неимущественные и имущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произве дения литературы, науки и искусства. Смежные права совокупность норм, регулирующих отно шения, возникающие в связи с созданием и использованием че тырех объектов: фонограмм; исполнений; постановок; передач организаций эфирного и кабельного телевидения. Смежные права регулируются тем же законом, что и автор ское право, и часто объединяются авторами учебных пособий с нормами, регулирующими авторское право на создание произ ведений науки, литературы и искусства, в один институт ав торское право. Авторскому праву в объективном смысле присущи опреде ленные функции и принципы. Функции (задачи) авторского права: = стимулирование деятельности по созданию произведений науки, литературы и искусства; = создание условий для использования авторских произве дений в интересах общества. Назначение авторского права охрана прав и интересов авторов произведений науки, литературы и искусства. Принципы авторского права: свобода творчества; сочетание личных интересов автора с интересами обще ства; неотчуждаемость личных неимущественных прав; свобода авторского договора. Источники авторского права: 1) Законы: а) Закон РФ от 9 июля 1993 г. Об авторском праве и смеж ных правах — имеет рыночную направленность, содержит ссылки на гражданско-процессу альное законодательство (ст. 50) и на административное зако нодательство (ст. 48); б) Закон РФ от 23 сентября 1992 г. О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных Программы для ЭВМ и баз данных относятся к объек там авторского права (ст. 2 Закона); в) Закон РСФСР от 27 декабря 1991 г. О средствах массо вой информации — определяет понятие выхода в свет продукции средств массовой информации (ст. 2728), порядок распространения такой информации (ст. 25), условия использо вания авторских произведений (ст. 42) и др.; г) Закон РФ от 17 ноября 1995 г. Об архитектурной деятель ности в РФ и др. д) Отдель ные статьи Уголовного кодекса РФ об уголовной ответственно сти за нарушение авторских и смежных прав (ст. 146) и Граж данско-процессуального кодекса о порядке взыскания на авторское вознаграждение. Правила ГК РФ общего характера: о сделках, праводееспособных субъектах, средствах защиты нарушенных прав, о наследовании, о правоспособности иност ранных граждан и лиц без гражданства; е) иные акты. 2) Подзаконные акты : а) постановления Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 215 О минимальных ставках авторского вознаграждения за некото рые виды использования произведений литературы и искусст ва и от 17 мая 1996 г. Основы вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановка) ; б) положения, принятые Правительством РФ, например, По ложение о регистрационных сборах за официальную регистра цию программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем от 12 августа 1993 г. Положение о регистрации кино- и видеофиль мов от 28 апреля 1993 г. и др.; в) нормативные акты, издаваемые Министерством культуры, Государственным комитетом РФ по печати. Например, Приказ Министерства печати и информации РФ от 28 июля 1998 г. № 27 Об утверждении перечня выходных сведений, размещенных в непериодических изданиях ; г) иные подзаконные акты. 3) Локальные акты : а) акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления (организация выставок, вернисажей, реализация произведений искусства); б) уставы и положения издательств, редакций газет, журналов; в) постановления Пленумов Верховного и Высшего арбит ражного судов. Постанов ление Пленума СССР от 18 апреля 1986 г. О применении судами законодательства при рассмотрении конкретных споров, возникших с рассмотрением авторских правомочий. Субъекты и объекты авторского права Субъекты авторского права — лица, которые обладают субъективным правом автора на резуль тат труда. Это авторы произведений и их правопреемники. Автор — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Обладателями авторского права могут быть рос сийские граждане, иностранцы, лица без граждан ства, их наследники и иные правопреемники (неза висимо от состояния здоровья, возраста, а также гражданской правоспособности). Субъективные ав торские права возникают у автора в результате фак та создания произведения. Его права в юридической литературе называются первоначальными. Важнейшими субъектами авторского права являются авто ры произведений лица, творческим трудом которых созда но произведение. Творцом произведения может быть любое физическое лицо независимо от возраста, гражданства и состояния дееспособ ности. В соответствии с современным российским законодатель ством авторами произведений признаются только физические лица. Авторские права у создателя произведения возникают сра зу, как только достигнутый творческий результат облекается в объективную форму, обеспечивающую его восприятие другими людьми. То есть, фактически, с момента создания произведе ния в каком-либо виде. Авторское право на произведение, созданное творческим трудом двух и более лиц, принадлежит им совместно, незави симо от того, образует произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет также и само стоятельное значение (ст. 10 Закона об авторском праве). Та кие авторы называются соавторами. Закон выделяет два вида коллективных произведений и со ответственно два вида соавторства нераздельное и раз дельное. При нераздельном соавторстве произведение, создан ное двумя и более соавторами, представляет собой неразрыв ное целое, части которого не имеют самостоятельного значения. При раздельном соавторстве коллективное произведение явля ется единым, однако оно состоит из частей, имеющих самосто ятельное значение, и при этом известно, кем из соавторов со зданы эти части. Субъектами авторского права после смерти автора становят ся наследники. Наследование авторских прав может происходить как по закону, так и по завещанию. В отличие от прав на произведения самих авторов, которые носят пожизненный характер, авторские права наследников ог раничены установленным законом сроком, в частности, они дей ствуют в течение 50 лет после смерти автора, считая с 1 янва ря года, следующего за годом смерти (ст. 27 Закона об авторс ком праве). Помимо наследников авторские права могут переходить к иным правопреемникам: издательствам, театрам, киностудиям и другим организациям, занимающимся использованием произве дений. Последние приобретают авторские права на основании заключенных с авторами и наследниками авторских договоров. Объекты авторских прав Авторское право распространяется на объек ты, существующие в какой-либо объективной фор ме: письменной, устной, звукозаписи или видеоза писи, изображения, объемно-пространственной и др. Часть произведения может использоваться самостоя тельно и признается объектом авторского права. При этом авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Согласно ст. 6 Закона РФ от 9 июля 1993 г. Об авторском праве и смежных правах (далее Закон об авторском праве) авторское право распространяется на произведения науки, ли тературы и искусства, являющиеся результатами творческой деятельности независимо от назначения и достоинств произве дения, а также способа его выражения. Кроме того, подчерки вается, что законом охраняются как обнародованные произве дения, так и необнародованные, существующие в какой-либо объективной форме. Произведение это совокупность идей и образов, получив ших в результате творческой деятельности автора выражение в доступной для восприятия форме, допускающей возможность воспроизведения. Объектами авторского права признаются лишь такие про изведения, которые обладают предусмотренными законом при знаками: творческий характер про изведения и объективная форма его выражения. Творчество деятельность человека, порождающего не что качественно новое и отличающееся неповторимостью, ори гинальностью и уникальностью. Чтобы творческий результат приобрел общественную значи мость и характер объекта авторского права, он должен быть воплощен в какой-либо объективной форме письменной (ру копись или нотная запись), устной (публичное произнесение речи, публичное исполнение музыки), звуко- и видеозаписи (ме ханической, магнитной, цифровой, оптической и т.п.), изображе ния (рисунок, чертеж, фотокадр и др.). Для возникновения, осуществления и охраны авторского права не требуется регистрации произведения, иного специаль ного оформления произведения или соблюдения каких-либо других формальностей. Авторское право возникает на основа нии самого факта создания произведения. После присоединения СССР в 1973 г. к Всемирной конвен ции об авторском праве 1952 г. на всех советских и российских печатных изданиях (книгах, журналах, конвертах грампластинок и т.п.) стал проставляться знак охраны авторского права , кото рый состоит из трех элементов: латинской буквы С в окруж ности: (с); имени обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения. Объектом авторского права является не только произведе ние в целом, но и часть произведения, которая является результатом творческой деятельности и может быть использована са мостоятельно. Объекты авторского права: 1) литературные произведения (включая программы для ЭВМ); 2) драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; 3)хореог рафические произведения и пантомимы; 4) музы кальные произведения с текстом или без текста; 5) аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и дру гие кино- и теле- произведения); 6) произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; 7) произведения де коративно-прикладного и сценографического искус ства; 8) произведения архитектуры, градострои тельства и садово-паркового искусства; 9) фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; 10) географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; 11) производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства); 12) сборники (энциклопедии, антологии, базы данных). Не являются объектами авторского права: 1) официальные документы (законы, судебные ре шения, иные тексты законодательного, админист ративного и судебного характера), а также их офи циальные переводы; 2} государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки); 3) про изведения народного творчества; 4) сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер. Виды субъективных прав авторов В результате создания произведения науки, ли тературы и искусства его автор становится облада телем целого ряда субъективных авторских прав, как личного неимущественного, так и имущественного характера. Эти права в действующем авторс ком законодательстве и в доктрине авторского права традици онно именуются исключительными авторскими правами. Основаниями возникновения субъективных авторских прав являются два юридических факта: создание произведения и переход авторских прав в результате правопреемства, например, по наследству или по договору. Обладателями субъективного авторского права могут быть физические и юридические лица, как российские, так и иностранные. Самой распространенной и в то же время самой спорной классификацией авторских прав является их деление на личные неимущественные и имущественные. Личные неимущественные права 1) Одним из главных личных неимущественных прав, возника ющих в связи с созданием произведения, является право признаваться автором произведения (право автор ства) — основное, неотделимое и неотчуждаемое право автора. Оно характеризуется как юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и вытекаю щая отсюда возможность требовать признания данного факта от других лиц. 2) право на имя, которое заключа ется в том, что автор имеет право сам использо вать или разрешает использовать произведение под подлинным именем автора, под условным именем (псевдонимом) или без обозна чения имени (анонимно); 3) право на обнародование, которое заключается в возможности автора обнародовать или разрешать обнародовать произведение в пись менной, устной, в форме звукозаписи или видео записи, изображения, объемно-пространственной, а также в других формах. Сущность данного права можно определить как юридически обеспеченную автору возможность публичной огласки созданно го им произведения. 4) право на защиту репу тации автора, включающее в себя право на защи ту произведения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора; 5) право на отзыв, т. е. право отказаться от ранее принятого решения об обна родовании произведения, публично оповестив об отзыве произведения, которое может быть ре ализовано при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. С момента создания произведения за его автором закреп ляется право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного на нести ущерб чести и достоинству автора. При издании, публичном исполнении или ином использова нии произведения запрещается без согласия автора вносить какие-либо изменения как в само произведение, так и в его на звание. Личные неимущественные права принадлежат автору неза висимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в слу чае уступки исключительных прав на использование произведе ния. Имущественные права автора Имущественные права авторов предусмотрены ст. 16 ФЗ Об авторском праве и смежных правах , согласно которой автору в отношении его произве дения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. Имущественные права автора связаны с его возможностя ми по использованию произведения. Исключительные права автора на использо вание произведения означают право осуще ствлять или разрешать следующие действия: 1) воспроизводить произведение ( право на воспро изведение ). Право на воспроизведение есть право на повторное прида ние произведению объективной формы, допускающей его вос приятие третьими лицами. 2) Закон закрепляет за автором самостоятельное право распространять экземпляры произве дения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее ( право на распространение ); 3) импор тировать экземпляры произведения в целях распро странения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав ( право на импорт) ; 4-5) Другими имущественными правами автора являются права на публичный показ и право на публичное исполнение ; 6) сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего све дения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир); 7) со общать произведение, (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведе ния по кабелю); 8) переводить произведение (право на перевод); 9) переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (пра во на переработку). 10) право авторов на практическую реали зацию соответствующих проектов и др. Исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проектов включают также прак тическую реализацию таких проектов. Автор приня того архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реа лизации своего проекта при разработке документа ции для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре. Авторский договор Использование произведения автора другими ли цами (пользователями) осуществляется на основа нии авторского договора, кроме случаев, преду смотренных действующим законодательством. Авторский договор — соглашение, в силу которо го автор произведения передает или обязуется пере дать имущественные права на произведение в преде лах и на условиях, предусмотренных сторонами. Данный договор является консенсуальным, взаим ным и возмездным. Предмет договора — результат творческой дея тельности, т.е. произведение и связанные с ним исключительные права на использование произве дения в любой форме и любым способом. Стороны авторского договора 1. Автор , в качестве которого может выступать любое лицо независимо от возраста, пола и право способности. Авторы, достигшие совершеннолетия, заключают авторские договоры самостоятельно или же действуют через поверенных и агентов. За лиц, не достигших 14 лет, авторские договоры заключают их родители (опекуны). Несовершеннолетние авторы в возрасте от 14 до 18 лет имеют право за ключать договора самостоятельно, без контроля ро дителей и попечителей. После смерти автора договор заключается с его наследниками по закону или по завещанию, обла дающими гражданской правоспособностью. Если наследников несколько, для заключения авторско го договора необходимо их общее согласие. Спор, возникший между ними, разрешается в судебном порядке по иску одного из наследников. Если произведение создано в результате колле ктивной творческой деятельности, то договор дол жен быть заключен со всеми авторами. 2. Пользователь авторского произведения — специальная организация, основной целью созда ния которой является осуществление деятельности по изданию, тиражированию, редактированию про изведений либо иной схожей деятельности. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим обра зом исполнившая обязательства по авторскому дого вору, обязана возместить убытки, причиненные дру гой стороне, включая упущенную выгоду. Если автор не представил заказное произведение в соответствии с условиями договора заказа, он обязан возместить реальный ущерб, причиненный заказчику. Существенные условия договора: предмет; способы использования произведения; срок и тер ритория, на которые передается право; размер воз награждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения; порядок и сроки выплаты вознаграж дения, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора. Предметом договора не могут быть права на использование произведения, неизвестные на мо мент заключения договора, а также права на исполь зование произведений, которые автор может соз дать в будущем. При отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор мо жет быть расторгнут автором по истечении 5 лет с даты его заключения, если пользователь будет пись менно уведомлен об этом за 6 месяцев до расторже ния договора. В случае отсутствия в авторском дого воре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права ог раничивается территорией Российской Федерации. Форма договора — письменная. Авторский дого вор об использовании произведений в периодической печати может быть заключен в устной форме. 2. Смежные права и их охрана Понятие смежных прав Наряду с охраной прав авторов произведений науки, литера туры и искусства российское авторское право признает и охра няет смеж ные права, получившие свое название ввиду их близости и тесной связи с правами авторов. Смежные права стали охраняться в нашей стране лишь с 4 ав густа 1992 г., когда на территории РФ были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и респуб лик 1991 года, общие нормы которого получили развитие в За коне об авторском праве, посвятившем смежным правам специ альный раздел, в котором уточнен состав охраняемых смежных прав. Смежные права — права исполнителя, производи теля фонограмм, организаций эфирного или кабельного вещания, возникающие в связи с созданием и использованием фонограмм, исполнений, постановок, передач эфирного и кабельного вещания. Субъекты смежных прав: a) исполнители (актеры, певцы, музыканты, танцоры и другие лица, исполняющие произведения литературы и искусства, а также режиссеры-постановщики спектаклей I и дирижеры); b) производители фонограмм , т. е. звуковых записей исполнений или иных звуков; c) организации эфирного или кабельного вещания , сообщающие произведения, исполнения, постановки, программы для всеобщего сведения по радио и телевидению, включая кабельное. Права исполнителя признаются за ним и охраняются законом в случаях, если: исполнитель является гражданином РФ; исполнение, постановка впервые имели место на территории РФ; исполнение, постановка записаны на фонограмму; исполнение, постановка, не записанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю (п. 1 ст. 35 Закона об авторском праве). Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней, если организация имеет официальное местонахождение на территории РФ и осуществляет передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории РФ. Производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права, в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного на фонограмме или передаваемого в эфир или по кабелю произведения. Производитель фонограммы и исполнитель для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элемен тов: латинской буквы Р в окружности; имени (наи менования) обладателя исключительных смежных прав; года первого опубликования фонограммы. Охрана смежных прав действует в течение 50 лет после первого исполнения или постановки. Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного по сягательства охраняются бессрочно. Исключительные права исполнителя в отно шении его исполнения или постановки: право на имя; право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству ис полнителя; право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая возможность осуществления передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю исполнения или по становки, запись ранее не записанных исполнения или постановки, воспроизведения записи исполне ния или постановки, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей и др.; право на использование фонограммы в любой фор ме (включая действия по воспроизведению, пере делыванию или переработке любым иным способом фонограммы, распространению экземпляров фоно граммы, вывозу за пределы границы РФ). Организации эфирного вещания в отношении ее передачи принадлежат права: одновременно пере давать в эфир ее передачу другой организации эфирного вещания; сообщать передачу для всеоб щего сведения по кабели; записывать передачу; воспроизводить запись передачи; сообщать пере дачу для всеобщего сведения в местах с платным входом. Защита авторских и смежных прав Защита авторских прав и смежных прав совокуп ность мер, направленных на восстановление и признание этих прав при их нарушении или оспаривании. Субъекты права на защиту — авторы произве дений науки, литературы и искусства, обладатели смежных прав, а также их наследники и иные пра воприемники. Нарушитель авторских и смежных прав — физическое или юридическое лицо, которое не вы полняет требований, установленных законодательством. За нарушение предусмотренных действующим за конодательством авторских и смежных прав насту пает гражданская, уголовная и административная ответственность. За защитой своего права обладатели исключи тельных авторских и смежных прав вправе обратить ся в установленном порядке в суд, арбитражный суд, третейский суд, орган дознания, органы предвари тельного следствия в соответствии с их компетен цией. Эти формы защиты авторских и смежных прав можно разделить на два вида: юрисдикционная и неюрисдикционная формы. В рам ках юрисдикционной формы, в свою очередь, выделяется об щий и специальный порядок защиты. По общему правилу защи та авторских и смежных прав, а также охраняемых законом ин тересов их обладателей осуществляется в судебном порядке. В качестве средства защиты выступает судебный иск, т.е. об ращенное к суду требование об отправлении правосудия, с од ной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношений с другой. Специальным порядком защиты авторских и смежных прав является административный порядок их защиты (ст. 11 ГК). Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой дей ствия граждан и организаций по защите авторских и смежных прав, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам. Способы защиты авторских и смежных прав закреп ленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производятся восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя. Способы защиты: признание авторского и смежного права; восстановление положения, существовавшего до наруше ния права; пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; возмещение убытков, включая упущенную выгоду или взыскание с нарушителя незаконно полученного дохода или выплата им компенсации в твердой сумме; компенсация причиненного морального вреда; при нятие иных, предусмотренных законодательством мер. Помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд или ар битражный суд за нарушение авторских или смежных прав взыскивает штраф в размере 10 процентов от суммы, присужденной судом в пользу истца. Сум ма штрафов направляется в установленном законода тельством порядке в соответствующие бюджеты. 3. Исключительные права на средства индивидуализации товаров и их производителей Понятие средства индивидуализации Правовые нормы об индивидуализации товаров и их производителей образуют четвертый институт права (помимо ав торского права, смежных прав, патентного права), входящий в подотрасль гражданского права, называемый правом интеллек туальной собственности. Средства индивидуализации: фирменное наименование предприятия; товарный знак и знак обслуживания; наименование мест происхождения товаров. Основной функцией этих средств является индивидуализация производителей и производимых ими товаров, работ и услуг. Фирменное наименование коммерческое имя предпри ятия. Под этим именем оно выступает в гражданском обороте. С ним связана деловая репутация предприятия. Это личное не имущественное благо. Поскольку фирменное наименование со держит указания на принадлежность предприятия и его органи зационно-правовую форму, оно выполняет информационную функцию. Действующий ГК РФ предусматривает со здание в будущем специального закона о фирменном наимено вании, но такой закон пока еще не создан. В настоящее время вопрос о фирменном наименовании регулируется в основном ст. 54 ГК, а также рядом других статей, например п. 3 ст. 69, а также рядом законов, например: — ст. 10 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках ; — ст. 9 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. О защите прав по требителей ; — п. 2 ст. 7 Закона РФ О товарных знаках, знаках обслужи вания и наименовании мест происхождения товаров. Каждое средство индивидуализации выпускаемой предпри ятием продукции имеет свое определение, порядок оформления и способы защиты. Оно служит средством идентификации предприятия, выпустившего эти товары. Поэтому предприятие, чьи товары уже завоевали рынок, стремится защитить средства ин дивидуализации товаров от подделки и от использования их посторонними лицами, а государство с помощью правовых норм охраняет права правообладателей средств индивидуализации товаров, работ и услуг. Промышленная собственность собирательное понятие, которое включает в себя права на изобретение, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменное наи менование, наименованием мест происхождения товаров, а так же права по защите против недобросовестной конкуренции. Товарный знак (знак обслуживания) Статья 138 ГК РФ в качестве средств индивидуализа ции продукции, выполняемых работ или услуг называет товар ный знак, знак обслуживания и наименование мест происхожде ния товара. В соответствии с Законом Российской Федерации О товар ных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхож дения товаров к товарным знакам и знакам обслуживания относят обозначения, способные отличать соответственно това ры и услуги одних юридических или физических лиц от однород ных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Товарные знаки могут представлять собой словесные, изоб разительные, объемные и другие обозначения или их комбина ции. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цве те или цветовом сочетании. В качестве изобразительных товарных знаков используют ся рисунки и символы. Например, фирма по производству гото вой одежды Лакост в качестве товарного знака использует изображение крокодила, фирма Даймлер-Крайслер-Мерседес применяет товарный знак в виде трехлучевой звезды. В качестве товарного знака могут регистрироваться не все обозначения. Пункта ми 1, 2 ст. 6 Закона РФ О товарных знаках… устанавливают ся определенные ограничения, которые не допускают регистра ции товарных знаков, состоящих только из обозначений, не об ладающих различительной способностью; представляющих собой государственные гербы, флаги и эмблемы, официальные названия государств, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, официаль ные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, на грады и другие знаки отличия или сходные с ними до степени смешения. Такие обозначения могут быть включены как неохра няемые элементы в товарный знак, если на это имеется согла сие соответствующего компетентного органа или их владельца, либо они вошли во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида и т.д. Владелец товарного знака может проставлять рядом с товар ным знаком предупредительную маркировку, указывающую на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в Российской Федерации. Как правило, в качестве такой маркировки применяется взятая в кружок буква R латинского алфавита. Субъектами права на товарный знак являются юридичес кие лица, а также физические лица, осуществляющие предпри нимательскую деятельность. Владелец товарного знака имеет право пользоваться и рас поряжаться знаком, а также запрещать его использование дру гими лицами. Нарушением права владельца товарного знака признается несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяй ственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров. Если данные нарушения имеют место, то владелец товар ного знака имеет право требовать прекращения незаконного использования товарного знака и возмещения убытков, исходя из Гражданского кодекса РФ. Кроме этого, в соответствии с п. 2 ст. 46 Закона о защите гражданских прав от незаконного использования товарного зна ка защита прав осуществляется также посредством: = публикации судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего; = удаления с товара или его упаковки незаконно используе мого товарного знака или обозначения, сходного с ним до сте пени смешения, либо уничтожения изготовленных изображений товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения. Одновременно с этим к лицу, незаконно использующему то варный знак или обозначение, сходное с ним до степени сме шения в отношении однородных товаров, могут быть примене ны уголовные санкции, предусмотренные ст. 180 Уголовного кодекса РФ. Лицо, производящее предупредительную маркировку по от ношению к незарегистрированному в Российской Федерации товарному знаку, несет ответственность в порядке, предусмот ренном законодательством Российской Федерации. Предупредительная маркировка представляет собой специальное обозначе ние, свидетельствующее о том, что товарный знак охраняется, что, в свою очередь, служит гарантией покупателю в приобре тении товара определенного изготовителя. В случае незаконного использования товарного знака могут быть применены административные санкции, предусмотренные Законом РФ от 22 марта 1991 г. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. В соот ветствии со ст. 10 указанного Закона (в ред. от 25 мая 1995 г.), не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе про дажа товаров с незаконным использованием результатов интел лектуальной деятельности и приравненных к ним средств инди видуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг. Основанием для предоставления правовой охраны то варного знака в РФ является его государственная регистрация. В РФ регистрация товарного знака действует в течение десяти лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство. Нормы, касающиеся регистрации товарного знака, содержат ся в ст. 8 13 Закона о товарных знаках РФ. Они охватывают вопросы подачи заявки, проведения экспертизы, обжалования решений по заявкам на регистрацию товарного знака. В соответствии с положениями ст. 10 12 процесс экспер тизы заявки на товарный знак включает два этапа: предвари тельную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения. В ходе проведения предварительной экспертизы проверяют ся содержание заявки и ее соответствие установленным тре бованиям. По результатам экспертизы заявителю сообщается о принятии заявки к рассмотрению либо об отказе в принятии ее к рассмотрению. На втором этапе проверяется соответствие заявленного обо значения определению товарного знака и устанавливается, не является ли оно обозначением, которое не может быть зареги стрировано по основаниям, содержащимся в ст. 6 ( Абсолютные основания для отказа в регистрации ) или в ст. 7 ( Иные осно вания для отказа в регистрации ). По результатам экспертизы принимается решение о регист рации товарного знака или об отказе в его регистрации. Заявитель в случае несогласия с решением по заявке впра ве подать возражение в Апелляционную палату Патентного ве домства, решение которой может быть обжаловано в Высшей патентной палате. Решение последней является окончательным. Приоритет товарного знака устанавливается по дате поступ ления заявки в ведомство. В Законе провозглашен принцип обязательного использова ния знака. При этом под использованием понимается фактичес кое (реальное) применение знака на товарах, для которых знак зарегистрирован, и (или) их упаковке владельцем товарного зна ка или лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора. Возможна передача товарного знака, включая уступку товар ного знака и предоставление лицензии на его использование. Виды лицензий на использование товарного знака: ~ исключительные, когда в течение определенного периода товарный знак использует только лицо, получившее лицензию: ~ простые, когда право на использование имеют лицензиар и лицензиат. При этом владелец знака лицензиар может заключать лицензии с другими предприятиями; ~ сублицензии, когда лицензиат может сам предоставлять третьим лицам лицензию; ~ полные, когда право на использование товарного знака касается всех товаров, в отношении которых зарегистрирован знак; ~ частичные, когда право на использование товарного знака касается только части товаров, для которых зарегистрирован товарный знак. Действие товарного знака прекращается: — по истечении срока регистрации; — в случае отказа владельца от знака; — признания регистрации недействительной. Все споры, связанные с товарными знаками, в зависимости от их характера, рассматриваются судом, арбитражным или тре тейским судом. Споры же, относящиеся к приобретению права на товарный знак и распоряжению им, отнесены к компетенции Высшей па тентной палаты. Наименование места происхождения товара Наименование места происхождения товара на звание страны, населенного пункта, местности или другого гео графического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами, либо тем и другим одновременно. Например, Гжель , Тульский пряник , Хохлома и т.п. В качестве наименования места происхождения товара может выступать историческое название географического объекта. Не признается наименованием обозначение, хотя и содержащее название географического объекта, но по лучившее всеобщее употребление сак обозначение товара оп ределенного вида, не связанное с местом его изготовления. В данном случае речь идет об обозначениях, ставших видовыми в результате их многократного, неконтролируемого использования изготовителями, находящимися в разных географических объектах. Основанием правовой охраны наименования места про исхождения товара, как и товарного знака, является его реги страция. Наименование места происхождения товара может быть за регистрировано одним или несколькими юридическими или фи зическими лицами. Право на пользование этим же наименованием места происхождения товара, зарегистрированным в установленном законом порядке, может быть предоставлено любому юридическому или физичес кому лицу, находящемуся в том же географическом объекте и производящему товар с теми же свойствами. Регистрация наименования места происхождения товара действует бессрочно. Порядок оформления прав на наименование места проис хождения товара регулируется гл. 8 Закона о товарных знаках. В соответствии с данной главой в Патентное ведомство может быть подана заявка на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара или заявка на предоставление права пользования уже зарегистри рованным наименованием места происхождения товара. Заяви тель может отозвать заявку на любом этапе ее рассмотрения. При несогласии заявителя с решением предварительной экспертизы или с решением экспертизы заявленного обозначе ния он вправе подать в Апелляционную палату возражение в течение трех месяцев с даты получения решения. Возражение должно быть рассмотрено Апелляционной палатой в течение че тырех месяцев с даты его поступления. При несогласии заявителя с решением Апелляционной па латы он может в течение шести месяцев обратиться с жалобой в Высшую патентную палату. Решение этого органа является обязательным. Сроки, пропущенные заявителем, могут быть восстановле ны Патентным ведомством по ходатайству заявителя, поданно му не позднее двух месяцев по их истечении при условии под тверждения уважительных причин и уплаты пошлины. Свидетельство на право пользования наименованием мес та происхождения товара, выданное Патентным ведомством, действует в течение десяти лет. Срок действия свидетельства может быть продлен при условии представления заключения компетентного органа, подтверждающего, что обладатель сви детельства находится в данном географическом объекте и про изводит товар с указанными в свидетельстве свойствами. Закон о товарном знаке достаточно подробно регламентиру ет права и обязанности обладателя свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара. Использование наименования места происхождения то вара применение его на товаре, упаковке, в рекламе, проспек тах, счетах, бланках и иной документации, связанной с введе нием товара в хозяйственный оборот. Законодатель устанавливает ограничения, связанные с ис пользованием зарегистрированного наименования места проис хождения товара лицами, не имеющими свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или используется в переводе либо в сочетании с такими выражениями, как род , тип , имитация и т.п., а также при использовании сходного обозначения для однородных товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара. Обладатель свидетельства не вправе предоставлять лицен зии на использование наименования места происхождения то вара другим лицам. Регистрация наименования места происхождения товара и свидетельство на него могут быть признаны недействительны ми в случае нарушения требований, установленных законом. Действие регистрации может быть прекращено в связи с исчезновением характерных для географического объекта усло вий и невозможностью производства товара с указанными в реестре свойствами. Действие свидетельства может быть прекращено: в связи с утратой товаром особых свойств, указанных в реестре в отношении наименования места происхождения това ра; в случае аннулирования регистрации наименования места происхождения товара; при ликвидации юридического лица обладателя свиде тельства; на основании заявления обладателя свидетельства, подан ного в Патентное ведомство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *