0

БЕЗОЖЕГОВЫЙ ГЛОССАРИЙ

1. Происхождение государства Как известно, государство и право существовали не всегда, а появ ляются лишь на определенной ступени развития общества. Основой общественной организации первобытнообщинного строя был род, который представлял собой объединение людей, на ходящихся в кровнородственных отношениях между собой. Род воз главлял совет собрание всех взрослых членов рода, мужчин и женщин, обладавших равным правом голоса, — кото рый выбирал своего старейшину. По мере развития первоначально род разрастался и распадался на несколько дочерних родов, по отношению к которым первона чальный род выступает как фратрия. Объединения родов образовы вали племена. Отношения между членами первобытного общества регулировались особыми правилами поведения обычаями. Обычаи выражали инте ресы всех членов общества и закрепляли их равенство между собой. Причинами возникновения государства и права можно считать: три крупных общественных разделения труда (отделение скотоводства от земледелия; выделение ремесел; появление купцов), появление частной собственности и раскол общества на антагонис тические классы. Переход к государству совершался в различных исторических фор мах. Первые известные человечеству государства возникли от 6 до 2 тысяч лет назад в различных геогра фических регионах независимо друг от друга (как правило, в долинах крупных рек) и стали центрами самостоятель ных культурных цивилизаций. На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как азиатский способ производства (Египет, Вавилон, Китай и т.п.). Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры ро дового строя земельная община, коллективная собственность и др. Афины классическая форма возникновения государства вслед ствие развития и обострения противоречий внутри родового строя. Римское государство, напротив, возникло не из внутренних про тиворечий, а в результате борьбы между патрициями членами пат рицианского рода и пришельцами плебеями. Германская форма возникновения государства также не являлась классической, т.к. связана с завоеванием чужих территорий, для гос подства над которыми родовая организация не была приспособлена. Большинство ученых отмечают наиболее характерными первыми государствами: ~ Древний Египет; ~ государства древней Месопотамии (Междуречье Тигра и Евфрата); ~ Шумер и Аккад; ~ Ассирия; ~ Вавилон; ~ государства долин Инда и Ганга (территория Индии); ~ Древний Китай; ~ древнегреческие полисы; ~ Древний Рим; ~ государства коренных народов Америки (майя, инки, ацтеки). В настоящее время среди теоретиков государства и права нет единства по вопросу о происхождении государ ства, среди ученых продолжаются дискуссии по теории образования государства. Сохраняется мнение отдельных ученых в отношении государства как орудия подавления, машины насилия над народом. Часто можно столкнуться с позицией рассмотрения государства как собственности политических сил или отдельных лиц, владеющих властью на данном историческом этапе. Другие придерживаются мнения, что государство является инструментом способным принести человеку добро и является структурой благоденствия. Подходы к возникновению государства формировались на протяжении веков, на различных исторических этапах оценка государства была различная. Это закономерно, поскольку существует много теорий возникновения государства. Различие теорий возникнове ния государства связано с тем, что: возникновение государства само по себе сложный и длительный процесс, который нельзя объяснить, опираясь лишь на какую-либо одну точку зрения; данный процесс (первоначально возникновение госу дарства) происходил тысячелетия тому назад, и его трудно детально изучить в силу его исторической удаленности; влияние эпохи на авторов теорий (каждая эпоха (цер ковное господство в средние века (теологическая), заро ждение капитализма, современная и др.) откладывала от печаток как на всеобщее мировоззрения, так и на авторов теорий о происхождении государства, т. к. они жили в кон кретное историческое время и в конкретном обществе); нельзя игнорировать субъективный фактор — личные убеждения авторов теорий, особенности их профессио нального и личностного мировоззрения. К основным теориям возникновения государ ства принято относить: теологическую (религиозная, божественная); патриархальную (отеческая); договорную (естественно-правовая); органическую; психологическую; ирригационную; насилия (внутреннего и внешнего); экономическую (классовую). Теологическая теория возникновения государства Теологическая (религиозная) теория господ ствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Сау довская Аравия и др.) носит официальный характер. У истоков данной теории стояли: Аврелий Августин (Бла женный) (354 — 430 н. э.), Фома Аквинский (1225 — 1274) — христианские философы и богословы. В новое время ее развили идеологи католической церкви Маристен, Мерсье и др. Во всех религиях отстаивается идея богоустановленности государственной власти. Например, в послании апо стола Павла римлянам говорится: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, су ществующие власти от Бога установлены». Теократическая теория имела под собой реальные фак ты: первые государства имели религиозные формы, по скольку представляли собой правление жрецов. Божест венное право придавало государственной власти автори тет, а решениям государства — обязательность. Так, в За конах древневавилонского царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя: «Боги поста вили Хаммурапи править «черноголовыми». Патриархальная теория возникновения государства Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384 -322 до н. э.). Аристотель считал, что люди как коллективные суще ства стремятся к общению и образованию семей, а разви тие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государст венная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с пат риархальной властью главы семьи. В Китае эту теорию государства как большой семьи развил Конфуций (551 — 479 гг. до н.э.). Власть импера тора он уподоблял власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зави сят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как о детях. В более современную эпоху ее развили Филмер и Ми хайловский. Р. Филмер (ХVII в.) в работе «Патриарх» доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Ада ма, который получил свою власть от бога. Поэтому Адам не только отец человечества, но и его властелин. Монархи как преемники Адама унаследовали от него свою власть. Договорная теория возникновения государства Суть договорной (естественно-правовой) теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый «общественный договор». Договорная теория возникновения государст ва получила распространение в XVII — XVIII вв. Ее авто рами в разное время являлись: Гуго Гроций (1583 — 1646) — голландский мыслитель и правовед; Джон Локк (1632 — 1704), Томас Гоббс (1588 — 1679) — английские философы; Шарль-Луи Монтескье (1689 — 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 — 1778) — французские фило софы- п росветител и; А. Н. Радищев (1749 — 1802) — русский философ и писа тель-революционер. Теория, выдвинутая данными авторами, получила так же название естественно-правовой. Смысл идеи «общественного договора» в следующем: = первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии; = каждый преследовал только свои интересы и не счи тался с интересами других, что приводило к «войне всех против всех»; = в результате «войны всех против всех» неорганизован ное общество могло уничтожить само себя; = чтобы этого не случилось, люди заключили «общест венный договор», в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания; = в результате был создан институт согласования инте ресов, совместной жизни, взаимной защиты — государство. Теория общественного договора имела прогрессивное значение: ~ сделан шаг к созданию гражданского общества; ~ фактически выдвинут принцип народного суверенитета — власть производна от народа и принадлежит народу; ~ государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе; ~ согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства — народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает пре ступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности; ~ в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком — право менять власть, если она перестала выра жать интересы народа. Органическая теория возникновения государства Органическая теория возникновения государ ства была выдвинута во второй половине XIX века анг лийским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 — 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом. Суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму: люди образуют государство, как клетки — живой организм; государственные институты подобны частям организма: правители — головному мозгу, коммуникации (почта, тран спорт) и финансы — кровеносной системе, которая обес печивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) — рукам и т. д.; между государствами, как в живой среде, идет конку ренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно органи зованные, как в VII в. до н. э. — IV в. н. э. — Римская им перия, в XVIII в. ~ Великобритания, в XIX в. — США). В ходе естественного отбора государство совершенству ется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, ото рвавшаяся от народа церковь и т. д.). Психологическая теория Основоположником этой теории считается российско-польский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867 — 1931). Данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г. Тард. Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психи ки человека: — желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным; — желание сильных повелевать другими людьми, подчинить их своей воле; — желание отдельных членов общества не подчиняться об ществу и бросить ему вызов — сопротивляться власти, совер шать преступления и т. д. — и необходимость их обуздания. Авторы теории считают, что предшественницей госу дарственной власти являлась власть верхушки первобытного общества — вождей, шаманов, жрецов, которая основыва лась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества. Теория насилия Насилие как главный фактор возник новения государства выдвигалось различными автора ми на протяжении столетий. Одним из первых ее выдви нул Шан Ян (390 — 338 до н. э.) — китайский политик. В современную эпоху данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 — 1921) — немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 — 1909) — австрийский правовед и со циолог; Карл Каутский (1854 — 1938). По их мнению, го сударство возникло путем насилия: *одних членов общества над другими членами общества внутри одного государства; *одних государств над другими (завоевания, порабоще ния, колониальная политика). Насилие выражалось, как правило, в присвоении мате риальных благ и средств производства сильным (воору женным) меньшинством: = сбор дани дружинниками; = =расширение подвластных королю (феодалу) территорий; = огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий); = иные формы насилия. Для поддержания установленного порядка также тре бовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания «охранительного аппарата» за воеванных благ. Многие государства были созданы путем насилия (при мер — преодоление феодальной раздробленности в Германии («железом и кровью — Бисмарк), во Франции, собира ние русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и др.). Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя; государство франков, татаро-монгольское государство; Великая Британия; США и др. Ирригационная теории возникновения государства Ирригационная (водная) теория возникнове ния государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом («азиатский способ производства»). Суть ее в том, что государство возникло в процессе ведения земледелия с использованием рек для орошения земель (ирригация). Для строительства оросительных каналов необходи мы были усилия многих людей. В результате этого возникли первые государства — Древний Египет, Древний Китай, Вавилон. В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек (Египет — в долине Нила, Китай — в долинах Хуанхэ и Янц зы) и имели в своем появлении ирригационную основу. Экономическая (классовая) теория возникновения государства Авторами экономической (классовой) теории считаются К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе: — произошло разделение труда (земледелие, скотоводст во, ремесло и торговля); — возник прибавочный продукт; — в результате присвоения чужого труда общество рас слоилось на классы — эксплуатируемых и эксплуататоров; — появились частная собственность и публичная власть; — для поддержания господства эксплуататоров был соз дан специальный аппарат принуждения — государство. Рассмотренные теории позволяют выделить два варианта возникновения государства: первоначальный и производный. Первоначальный это постепенное создание в родоплеменных сообществах людей особого института, составляющего неотъемлемую его часть и одновременно выделяющуюся из общества благодаря особому влиянию на общество. К данной группе теорий образования государства относится господствовавший в средние века взгляд о богоустановлении государства и рассматривалось как дарованное людям богом (А.Августин, Ф.Аквинский). Позднее появляется теория личностного характера. Одни представители этого подхода считали человека по своей природе злым, постоянно стремящимся отвоевать себе жизненное пространство за счет других и чтобы ограничить подробное поведение необходимо было государство как сдерживающая сила (Т.Гоббс). Другие философы (Ж.Ж.Руссо) считали наоборот человека добрым, стремящимся к всеобщему равенству, в связи с чем они заключили между собой договор для общей пользы. Среди отдельных современных теоретиков получило распространение олигархическая теория образования государства (власть немногих). В основе ее лежит неодинаковость людей, их различные личные качества и способности и т.п., что приводит к образованию элиты общества, которая поднимается над обществом и присваивает власть себе. С позиций олигархической теории возникновение государство идет тремя способами: Военный в ходе постоянных захватнических набегов и защиты от других племен, сообществ, захватом большой добычи в ходе военных действия, как у монголов или франков; Аристократический власть знати как в Древнем Риме; Плутократический в обществе выделяется небольшая группа, слой богатых людей, которые присваивают власть себе (плутократия власть богатства). Производный к возникновению государства приводят события, коренным образом изменяющие прежнее общественное устройство и государственность. К подобному варианту образования государства относится: революционные преобразования, в результате которых происходит полный разрыв с прежней государственностью (Франция 1789, Россия — 1917, Китай — 1947). организационные изменения : 1922 г. СССР и его распад, объединение Танганьика и Занзибара в Танзанию 1964, объединение Западной и Восточной Германии и др.). распад колоний: после Второй мировой войны возникло таким образом более 100 новых государств. При этом образование государства шло или мирным путем в результате референдума, или в результате вооруженной борьбы населения колоний за свою независимость (Зимбабве, Ангола, Вьетнам и др.), или присутствовало и то и другое. Пути возникновения государства Кроме теорий происхождения государства существу ет еще такое понятие как пути их возникновения: азиатский и европейский. Для азиатского пути характерно: возникновение из родоплеменной знати (трансформа ция знати). Вождь, старейшины становятся непосредст венно государством, когда появляются силовые структу ры, естественные пути возникновения; экономическая основа — общественная и государственная собственность; политическое господство основывается не на богатст ве, а на занимаемой должности; чиновничий аппарат складывается до появления част ной собственности, резервные фонды с продуктами тре бовали следящих за ними чиновников; Для европейского пути характерно следующее: государство возникло до появления классов. насильственный путь перехода власти от родовой зна ти к богатой аристократии; основой государства является частная собственность; классовая дифференциации по занимаемому отноше нию к собственности; определение политическое господство через богатство; административная структура складывается после появ ления частной собственности; государство отделяется от общества, возвышается над ним, возникает противоречивая политическая структура; В европейском пути выделяют несколько форм возник новения государства: a) Афинская — естественный, ненасильственный путь, разде ленный на три этапа (учреждение центрального управле ния, приход к власти богатых, разделение на классы) b) Римская — отделение родовой знати через насилие, деление общества на шесть классов; c) Германская — внешнее насилие. В качестве вывода можно сказать, что в обеих моделях государства — «азиатской» и «европейской» имеет место различное сочетание двух важнейших факторов, выражающих коренную природу человечества: власти и собственности (причем собственность имеется в виду как частная, так и коллективная). От содержания субъектов и особенностей сочетания этих двух факторов в различных условиях и зависят конкретные черты процесса образования государства. Для «азиатской» модели характерно то, что такое сочетание выливается в феномен «власти — собственности» (т.е. власть становится собственностью того, кто ею обладает). Здесь уместно образно говорить о такой «формуле» генезиса государственности: «Я обладаю властью, значит, я обладаю и собственностью (коллективной, прежде всего, и частной»). В «европейской» модели формула несколько иная: «Я владею собственностью (прежде всего частной собственностью), значит, я обладаю (могу или должен обладать) властью». Исходя из сказанного можно перечислить общие основные причины появления государства как социального института. Основными причинами появления государства были следую щие: 1. необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Старый аппарат управления родом-племенем не мог обеспечить успешного руководства этими процессами; 2. необходимость организации крупных общественных работ (поливное земледелие, строительство, дорог оборонительных сооружений), объединения в этих целях больших масс людей. 3. необходимость подавления сопротивления эксплуатируе мых, в связи с разделением общества на богатых и бедных, рабов и свободных; 4. необходимость поддержания в обществе порядка для его стабильности и функционирования общественного производства; 5. необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходившее накопление общественных бо гатств приводило к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демо графических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин. 2. Типология государств При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта: 1. государство есть организация политической власти в обществе (формальная сторона); 2. чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона). Сущность государства состоит в том, чтобы обеспечивать с помощью аппарата политической власти целостность общества и его надлежащее функционирование в эпоху цивилизации, т.е. в обстановке, когда общество существует как суверенный, самостоятельный организм и когда в нем утверждается демократия — народовластие, экономическая свобода, свобода личности. Высшее общественное предназначение государства — гарантировать на властной основе свободу в обществе, создать твердые и устойчивые условия, при которых целостность общества и его надлежащее (естественное) функционирование достигаются главным образом в силу экономических и духовных факторов. Можно выделить два подхода к сущности государства: 1) классовый, — здесь государство является организацией политической власти экономически господствующего класса отсюда насилие, диктатура; общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план; 2) общесоциальный, — здесь государство является организацией политической власти, создающей условия для компромисса, согласия различных классов и социальных групп; государство здесь это «служба» общественным интересам. Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый и иные подходы к познанию сущности государства. Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. В зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из названных начал. Государство явление исключительно разностороннее, мно гогранное, обладающее самыми разнообразными чертами и признаками. Это определяет возможность создавать различ ные системы его классификации. Их классификация возможна по самым различным основаниям: 1) по социальным признакам (характеру государственной власти); 2) по форме (способам организации власти); 3) по видам государственного режима (методам осуществления государственной власти); 4) по способу возникновения (соединения, разделения одного государства на несколько новых); 5) по уровню развития, организации государственно-политических институтов; 6) по уровню развития права (правовые, полуправовые); 7) по признакам, указывающим на источник государственной власти и др. Типология государств — это их научная классификация, т.е. один из важнейших приемов и средств познания исторического процесса развития государств. Одним из вариантов такой классификации является типология государства, основанная на наиболее важных, сущностных его признаках. В настоящее время существует два подхода к типологии государства: цивилизационный и формационный, претендующими на глобальный охват значительных временных и пространственных массивов. Формационная типология Эта типология (подход) традиционно опирается на марксистское учение об общественно-экономических формациях. Основными критериями общественно-экономических формаций выступают наличие или отсутствие: а) частной собственности; б) классов; в) товарного производства. При наличии этих признаков налицо экономическая общественная формация, которая не может обойтись без той или иной формы государственности. Согласно этому подходу, государство и по существу, и по форме обусловлено экономическим строем общества: оно вторично, экономика первична. Экономическая структура общества каждой данной эпохи образует ту реальную основу, которой и объясняется в последнем счете вся надстройка правовых и политических учреждений. Тип государства определяется тем, какому классу (классам) оно служит. Формационная типология выделяет четыре типа государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический. При этом она делит их на эксплуататорские и неэксплуататорские. Исторические типы государства, типы общественно-экономической формации Рабовладельческое государство Первые рабовладельческие государства европейского типа возникли в IX VIII вв. до н.э., т.е. на 20 и более веков позднее Египта. По сравнению с восточным обществом европейское рабовладельческое общество было значительно более гибким, в нем были заложе ны предпосылки дальнейшего развития. В результате на его базе впоследствии возникло феодальное общество и соответствую щее ему государство. Феодальное государство Государства этого типа возникли в Европе в VI IX вв. н.э., но и до сего времени в ряде стран существуют остатки феодальных отношений. Экономическую основу феодального общества составляла частная собственность феодалов на землю. Крестьяне имели мелкое единоличное хозяйство на земле феодала и должны были за пользование землей отдавать ему часть урожая и безво змездно работать на него (оброк и барщина). С развитием феодального общества такая экономическая зависимость кре стьян от феодалов дополнилась и мерами государственного принуждения: крестьяне прикреплялись к земле и не могли покинуть свое хозяйство. Феодальные государства, как правило, проходят ряд стадий развития. Они возникают как централизованные монархии, за тем, в связи с тем что монарх раздает землю феодальной знати за ее службу, происходит раздробление единых государств. Возникающие части (герцогства, графства, княжества и пр.), даже формально входя в состав прежнего государства, фак тически, а зачастую и юридически приобретают полную незави симость. Затем вновь происходит объединение земель, возника ют сословно-представительные и абсолютные монархии. Но на всех этапах развития феодального общества сущность государ ства не меняется, оно всегда служит интересам класса феодалов. Феодальный характер собственности на землю как основное средство производства определяет то обстоятель ство, что феодальные государства возникают и существуют как монархии. Напротив, в независимых городах, где господствует купечество и собственность является частной, существует рес публиканская форма правления (города-республики Новгород, Псков, Венеция, Генуя, и др.). Основным источником феодального права являются правовые обычаи, причем в период феодальной раздробленности в каж дой местности действуют свои обычаи. Обычаи нередко коди фицируются (Русская Правда, Салическая Правда и др.). Одним из способов преодоления раздробленности становится создание единой правовой системы. Это достигается либо посредством создания общегосударственного законодательства (франко-германские правовые системы), либо путем придания общей силы судебному прецеденту (системы общего права). Буржуазное государство Первые буржуазные (капиталисти ческие) государства возникли в Европе и Северной Америке 200 300 лет назад, а после Великой французской революции буржуазная система быстро завоевала мир. В отличие от предшествующих общественно-экономических формаций, основанных на официальном закреплении классово го неравенства, сословных привилегий, буржуазия шла к власти под лозунгом Свобода, равенство и братство. Капиталистический спо соб производства требовал работника, свободно продающего свой труд. Сословное неравенство, повсеместно существовавшее до этого, заменяет ся неравенством социальным, поскольку одни владели средства ми производства, а другие, лишенные их, должны были прода вать свою рабочую силу. В своем развитии буржуазное общест во проходит ряд стадий, вместе с ним меняется и государство. На первой стадии (период свободной конкуренции) класс бур жуазии состоит из множества сотен тысяч и миллионов соб ственников, обладающих более или менее равным объемом собственности. Хотя и деклариро валось всеобщее равенство, тут же законодательно утверж далось политическое неравенство. Второй этап развития буржуазного общества период моно полистического капитализма начался в конце XIX начале XX в. В руках не многочисленной монополистической буржуазии сосредо точивается основная часть общественного богатства и, естест венно, политическая власть. В некоторых случаях это приводит к возникновению антидемократических режимов, выражающих волю монополис тов (фашистские режимы в Германии и Италии, военно-полицей ские в Латинской Америке и Южной Африке и др.). На третьем этапе , в начале прошлого столетия хотя государственная власть по-прежнему находится в руках класса буржуазии, постепенно повышается влияние на нее остальной части общест ва. Государство активнее вмешивается в экономику путем планирования, размещения государственных заказов, кредитования, осуществляются мно го миллиардные социальные программы. Социалистическое государство Сама идея государства та кого типа возникла первоначально в теории в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина как противопоставление государствам других типов, власть в которых принадлежит эксплуататорскому меньшинству и используется, прежде всего, для подавления эксплуатируемого большинства. Появление социали стического государства связывалось с осуществлением социаль ной революции, возглавляемой рабочим классом, со сломом старой государственной машины, с установлением диктатуры пролетариата. Государство, которое не будет угнетать большинство в интересах меньшинства, переста нет быть собственно государством, станет полугосударством , а затем и отомрет, будет заменено органами народного само управления. Однако большинство этих теоретических прогнозов на практи ке не подтвердилось. В итоге, сформировалось общество и государство, основанные фактически на единой государственной собствен ности и поэтому в значительной мере сходные с восточными типами общества и государства. Реальным собственником средств производства стал партийно-государственный аппарат, точнее, его верхушка, которая в результате приобрела неог раниченную власть. Участие народа в осуществлении власти, его политические и личные права и свободы стали чисто формальными, равно как и деятельность демократических институтов. И, как всякое восточное общество, наше также приобрело застой ный характер, перестало развиваться. Похожие, хотя в каждом случае имеющие специфические черты, процессы происходили и в других странах, строивших социалистическое общество. Цивилизационная типология Эта типология связана с понятием «цивилизация». В самом общем виде понятие «цивилизации» можно определить как социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживаемую его необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей. Цивилизационный подход подчеркивает, что государство определяется кроме экономических причин также духовно-культурными и нравственными факторами. Цивилизация, ее уровень, ее ценности (стереотипы поведения, трудовая мораль, менталитет человека, культура) влияют и на государственную организацию общества. Классическим примером может служить Европа, в которой протестантская церковь с ее культом труда и трудовой этики сыграла роль катализатора капиталистической эволюции региона и вызревания соответствующих ей государственно-правовых начал, а также современная Япония. Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов. Первый — локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древне египетская, шумерская, индская, эгейская и др.). Второй — особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств. Третий этап — современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социополитических культур. 3. Признаки, функции государства и формы их осуществления Государство выделяется среди других социальных образований особыми, присущими только ему чертами, признаками, функциями и формами их реализации. Признаки государства Государство — организация политической власти общества, охватывающая определенную территорию, вы ступающая одновременно как средство обеспечения ин тересов всего общества и особый механизм управления и подавления. Признаками государства являются: наличие публичной власти; суверенитет; территория и административно-территориальное деление; правовая система; гражданство; налоги и сборы. 1. Публичная власть включает в себя совокупность аппарата управления и аппарата подавления. Аппарат управления подразумевает органы законода тельной и исполнительной власти и другие органы, с по мощью которых осуществляется управление. Аппарат подавления — специальные органы, которые правомочны и имеют силы и средства для принудительно го исполнения государственной воли. Это: Публичная власть: ~ отделена от общества; ~ не имеет общественного характера и непосредственно народу не подконтрольна (имеется в виду контроль за вла стью в догосударственный период); ~ осуществляется особым слоем людей (чиновниками, де путатами и др. служащими), наделенных государственно-властными полномочиями, как правило, специально для этого подготовленными, для которых управление (подав ление) является основным видом деятельности; ~ опирается на писаное формализованное право; ~ подкреплена принудительной силой государства. 2. Государственный суверенитет — независимость вла сти данного государства от всякой иной власти. Государственный суверенитет может быть внутренним и внешним. Внутренний суверенитет — полное распространение юрисдикции государства на всю ее территорию и исклю чительное право принимать законы. Внешний суверенитет — полная независимость во внеш неполитической деятельности государства. Государственный суверенитет не следует путать с на родным суверенитетом. Народный суверенитет — исход ный принцип демократии, который означает, что власть принадлежит народу и исходит от народа. Государство может частично ограничивать свой суверенитет (вступать в международные союзы, организации), однако без суве ренитета (например, при оккупации) оно не может быть полноценным. 3. Территория государства — то пространство, на кото рое распространяется его юрисдикция. Территория обычно имеет специальное деление, име нуемое административно-территориальным (области, провинции, департаменты и др.). Это делается для удоб ства управления. В настоящее время (в отличие от догосударственного периода) имеет значение принадлежность человека к оп ределенной территории, а не к племени или роду. 4. Правовая система — юридический «скелет» государ ства. Государство, его институты, власть закреплены в пра ве и действуют (в цивилизованном обществе), опираясь на право и правовые средства. 5. Гражданство — устойчивая правовая связь лиц, про живающих на территории государства, с данным государ ством, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязан ностей и ответственности. 6. Налоги и сборы — материальная основа деятельности государства и его органов — денежные средства, собирае мые с физических и юридических лиц, находящихся в го сударстве, на обеспечение деятельности публичной власти, социальную поддержку малоимущих и др. Государство обладает определенными свойствами и признаками и предстает перед каждым человеком, прежде всего, в качестве формы общества. Оно обеспечивает взаимодействие между собой людей, проживающих на определенной территории, в рамках конкретных границ. Государство связано с взаимодействием людей и через них организует производственные, социальные и другие процессы в обществе. Государство особым, юридическим способом объединяет людей, посредством института гражданства. Институт гражданства в правовом смысле выравнивает людей между собой и делает их равноправными по отношению к государству. Объединяя всех людей проживающих на одной территории, государство является выразителем общих интересов и определителем цели жизнедеятельности всего сообщества в границах государства. Основная проблема заключается в определении золотой середины между обеспечением прав человека, предоставлении ему свободы для самореализации и творчества и, с другой стороны, в упорядочении деятельности каждого индивидуума в интересах сообщества. Государство не решает проблемы, как это может показаться на первый взгляд, а создает и поддерживает в работоспособном состоянии организационные и правовые условия для решения проблем. Функции государства Функции государства — это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, реализуемые в характерных для данного государства формах и свойственными ему методами. Термин функция с латинского обозначает круг деятельности , обязанность или исполнение. По функциям можно судить о сущности государства, его социальной направленности. Государство объективно обречено на выполнение своих функций, так как невыполнение той или иной фун кции может вызвать сильнейшие негативные последствия. В то же время функции государства должны соответство вать объективным потребностям общества. Поэтому на первый план в деятельности государства выдвигаются, прежде всего, его общественные функции. Все функции государства условно можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние, которые в свою очередь подразделяются на подгруппы. Одна из основных функций государства политическая , заключающаяся в обеспечении целостности и сохранности общества, поскольку государство и возникало с целью преодолеть раскол общества, создать условия для его гармоничного и спокойного развития, разрешения в рамках закона противоречий и конфликтов между различными социальными группами путем достижения компромисса. Люди создают государство также для своей собственной защиты, защиты своих прав и личной свободы, что является социальной функцией государства. Только властная сила государства с помощью права, закона способна обеспечить защиту и сохранность прав и свобод каждого гражданина. Вместе с тем история показывает, что юридическое закрепление прав и свобод не всегда гарантирует их реальное осуществление в повседневной жизни. Важным для развития общества и государства является создание необходимой экономической базы. Решение задач политического и социального характера не возможно без надлежащего материального обеспечения. Поэтому государство не может ослаблять свою роль в экономическом секторе задач и должно постоянно держать в центре внимания выполнение своей экономической функции. Экологические кризисы, загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, духовная деградация людей все больше выдвигают сегодня на первый план экологическую функцию. Без участия государства и использования его властной силы сохранить нормальную среду обитания люди не в состоянии, несмотря на активное экологическое движение в мире. В современных условиях на успехи в осуществлении внутренних функций государства все большее влияние оказывает развитие связей между народами разных стран. Эти связи носят разнообразный характер: мирное сотрудничество в сфере науки, образования и т.п., взаимная оборона, борьба с терроризмом, решение продовольственных и экологических проблем и др. Поэтому внешние функции также имеют постоянное место в деятельности государства. Каждая функция имеет свой объект воздействия и содержание. Объект — это определенная сфера общественных отношений, на которую направлено государственное воз действие. Содержание показывает, что делает государство, чем занимаются органы государственной власти, какие вопросы они решают. Существует много классификаций функций государ ства. В зависимости от продолжительности действия они делятся на: постоянные и временные. В зависимости от направленности на: внутренние и внешние. Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач. К внутренним функциям государства относятся эконо мическая, социальная, идеологическая, экологическая и функция охраны правопорядка, Экономическая функция — это обеспечение нор мального функционирования и развития экономики. Социальная функция — это осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей всего населе ния, поддержанию необходимого уровня жизни, обеспече нию необходимых условий труда, его оплаты, быта и обеспечение нормальных, достойных условий жизни для тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут полноценно трудиться (инвалиды, пенсионеры, студенты, безработные и пр.). Социальная функция заключается в поддержке государством общественно значи мых отраслей — здравоохранения, жилищного строительства, общественного транспорта и т.п. Идеологическая функция — это поддержка опреде ленной идеологии, организация образования, поддержа ние культуры. Экологическая функция заключается в обеспечении правового режима природопользования и создании благоприятной среды обитания. Охрана правопорядка. От выполнения этой функции зависит соблюдение прав и свобод граждан. Внешние функции государства — основные направ ления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач. К внешним функциям относятся: оборона страны, со трудничество с другими государствами, поддержание мира и др. Оборона страны — это обеспечение достаточного уров ня обороноспособности, защита суверенитета и территори альной целостности и т.д. Сотрудничество с другими государствами направлено на установление и развитие экономических, политических, культурных и других отношений. Поддержание мира — это деятельность государства по предотвращению войн, разоружению, участие в регулиро вании межгосударственных и др. конфликтов. Формы и методы осуществления функций государства Государство выполняет свои функции в присущих ему формах и применяет в своей деятельности различные методы. Формы осуществления (реализации) функций государства делятся на: правовые и организационные. К организационным формам относятся: организационно-регламентирующая (текущая деятельность государственных структур по обеспечению функциониро вания органов государства, связанная с подготовкой проек тов документов, организацией выборов и т. д.); организационно-хозяйственная (оперативно-техническая хо зяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т. д.); организационно-идеологическая (повседневная идеологическая работа, связанная с разъяснением вновь изданных нор мативных актов и формированием общественного мнения). К правовым формам реализации функций государства относятся: правотворческая, правоисполнительная, правоохранительная. Правотворческая форма выражается в подготовке и издании нормативно-правовых актов. Правоисполнительная форма выражается в исполне нии правовых норм исполнительно-распорядительными органами (издание индивидуальных актов применения права (приговор суда и др.). Правоохранительная форма выражается в правопри менительной деятельности по охране правопорядка, прав и свобод граждан (контроль и надзор за соблюдением и исполнением норм, а также применение принудительных мер к их нарушителям). Методы осуществления функций государства доста точно многообразны. При выполнении какой либо функции государство использует методы соответствующие этой функции. На пример, при выполнении правоохранительной функции го сударство использует методы убеждения и принуждения, при реализации экономической функции применяется множество экономических методов и т.д. Следует иметь в виду, что государство может осуществлять свои функции и в так называемых внеправовых формах, т. е. помимо права и даже вопреки ему, в частности, добиваться своих целей с помощью насилия, угроз, т. е. не издавая и не реализуя правовые нормы. Для современных государств, одна ко, это несвойственно. Из числа неправовых свойственных для развитого правового государства следу ет выделить: — экономические (дотации, госзаказы, кредитование, регулирование цен и др.), — политические (согласование пози ций различных политических течений, международные перегово ры и пр.), — идеологические (обращения к населению, призывы и т.п.), — собственно организационные (планирование, програм мирование, контроль и др.). Важно, что неправовые методы нередко реализуются через правовое регулирование (напри мер, утверждение плана приказом, нормативное закрепление цен и т.п.). 4. Форма государства Понятие и значение формы государства От того, какие задачи решает государство, его аппарат управления, зависит положение людей. Сущность государства проявляется в его форме. Форма государства, т.е. устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-первых , это определенный порядок образова ния и организации высших органов государственной власти и уп равления. Во-вторых , это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений цент ральной, региональной и местной властей. В-третьих , это при емы и методы осуществления государственной (политической) власти. Форма государства как совокупность его внешних признаков представляет собой организацию государственной власти в стране, которая выражается: в форме правления особый порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления, распределение компетенции между ними (монархия и республика); в форме государственного устройства способ территориального устройства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей (унитарное, федерация, конфедерация); в виде политического режима методы и приемы осуществления государственной (политической) власти (демократический и антидемократический. Форма государственного правления Форма государственного правления характеризует структуру высших органов государ ственной власти, порядок их образования, распределение компетенции между ними, взаимо отношения этих органов друг с другом. Под формой правления подразумевают организацию вер ховной государственной власти, в особенности высших и цент ральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок обра зования этих органов, длительность их полномочий, взаимоот ношения с населением, степень участия последнего в их фор мировании. Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле. Еще Аристотель разграничивал формы правления в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристокра тия), всем населением (демократия). Указанный критерий остался вплоть до настоящего времени: формы правления различаются в зависимости от того, осущест вляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и две разновидности формы правления — монархию и республику. Монархия — это форма правления, при которой верховная власть в стране полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха — и передается им по наследству. Само слово монархия греческого происхождения, оно переводится как единовластие (monos — один, единый и arche — главенство, власть). Виды монархий В теории государства традиционно выделяются абсолютная и ограниченная монархии. Виды монархий могут быть рассмотрены применительно к историческим параметрам или с позиций принадлежности власти. Древневосточная — Вавилон, Индия, Древний Египет Римская централизованная — Рим в I-III вв. н.э. Средневековая раннефеодальная — Древнерусское государство, монархия Меровингов Сословно-представительная — Земский собор в России, парламент в Англии, кортесы в Испании Абсолютная — Франция при Людовике XIV, Россия при Петре I, современная Саудовская Аравия Современная конституционная — Великобритания, Дания, Япония Традиционно монархии рассматривают двух видов: абсолютная и ограниченная. Абсолютная монархия — это форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников, собирает и расходует казну без всякого контроля со стороны кого бы то ни было (например, Российская Империя времен Петра I, французская монархия времен Людо вика XIV). Ограниченная монархия выступает в виде дуалистической и парламентарной. Дуалистическая (двойственная) монархия возникает в переходные периоды, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силах взять всю полноту политической власти в свои руки. При парламентарной монархии король «царствует, но не правит». Его наличие обуслав ливается стечением исторических обстоятельств, силой традиций, особенностями политиче ского противоборства и т.д. Ни парла мент, ни правительство не подчинены монарху и не несут перед ним политической ответственности. Виды республик Республикой называется форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избира емыми населением на определенный срок — парламенту, президенту; наряду с ними существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление. Само слово происходит от латинского словосочетания respublicum, которое означает общее дело. Республиканская форма правления известна человечеству достаточно давно и отмечалась в различные исторические периоды: Афинская демократическая — Афины V-IV вв. до н.э. Римская аристократия — Рим V-II вв. до н.э. Спартанская аристократическая — Спарта V-IV вв. до н.э. Средневековая — Города Республики: Венеция, Новгород, Союз немецких торговых городов Ганза Республики, как правило, бывают парламентскими или президентскими. В парламент ской республике верховенство власти находится у парламента. Роль президент в формировании правительства, как и в управлении страной, носит чисто номинальный характер. Правительство, возглавляемое премьер-министром, формируется и работает в том случае, если оно располагает поддержкой парламента, перед которым несет политическую ответственность. В настоящее время парламентские республики существуют в Италии, Германии, Австрии и т.д. Президентская республика характеризуется тем, что высшим должностным лицом в стране является президент, обладающий полномочиями главы государства и главы прави тельства. Президент избирается не парламентом, а в результате референдума или колле гиями выборщиков. Классическим примером президентской республики являются Соединенные Штаты Америки. В некоторых государствах существует республиканская форма правления, носящая сме шанный характер, то есть сочетающая черты парламентской и президентской республики. К таким государствам, в частности, относится Франция, а также Россия. Форма государственного устройства Под формой государственного устройства понимают адми нистративно-территориальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и сос тавляющими его частями, между отдельными частями государ ства, между центральными и местными органами. Форма государственного устройства это способ территориального устройства государства, которое вносит определенный порядок во взаимоотношения центральной, региональ ной, местной властей. Унитарное (единое, от лат. unus один ) государство отличается полным политическим единством. Унитарное государство неделимо. Отдельные административно-территориальные единицы не имеют своего собственного законодательства, судоустройства, не обладают суверенитетом. Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства. Признаки унитарного государства 1. Один Основной Закон. 2. Единые в масштабе всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, система законодательства, гражданство, денежная единица, налоговая и кредитная политика. 3. Составные части унитарного государства не обладают суверенитетом (не являются госу дарственными образованиями). Унитарное государство может быть многонациональным (Франция, Китай, Пакистан, Афганистан и др.) и однонациональным (Япония, Египет и др.). Федерация — соединенное, союзное государство (от лат. fedus со юз ). Федерация — сложное государство, представляющее собой союз ряда государственных образований. При этой форме государственного устройства образуются общие высшие органы власти и управления, однако при этом сохраняются органы власти и управления у каждого из государственных образований — членов федерации (республик, штатов и т.д.). Конфедерация это «государственный союз государств», каждое из которых обладает государственным суверенитетом. Но этот союз не международно-правовой, а именно государственный, где объединяется и совместно осуществляется ряд направлений суверенной государственной деятельности (оборона страны, внешняя торговля, таможенное дело и т. д.). При конфедерации центр тяжести государственного суверенитета находится в самих го сударствах, объединяющихся в конфедерацию. Исторические факты подтверждают что конфедеративные образова ния имеют нестойкий, переходный характер; они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию: Северная Америка конец XVIII века, Германия середины XIX века, конфедерация Египта и Сирии и т. д. Государственный режим Категория политический режим появилась в научном обороте в 60-е гг. прошлого века. Сущность государственной власти во многом выражается в средствах и способах властвования, в характере ее воплощения в жизнь. Все состав ные части политической системы: политические партии, общест венные организации, трудовые коллективы (а также и внеси стемные объекты: церковь, массовые движения и т.п.) ис пытывают значительное влияние государства, его сущности, ха рактера функций, форм и методов деятельности и т.д. Суть всего этого сосредоточена в понятии «государственный режим». Для характеристики формы государства име ет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком своем понимании (уровень гарантированности) демократических прав и политических сво бод личности, степень соответствия официальных конституци онных и правовых форм политическим реалиям, характер от ношения властных структур к правовым основам государствен ной и общественной жизни). Видов политических режимов существует много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни, состояние экономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества. Существен ное влияние на вид политического режима оказывают историчес кие традиции страны, а в более широком смысле своего рода общественно-политическая атмосфера , складывающаяся под час вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя или вразрез с директивными прогнозами. На вид политического режима может оказать воздействие и международная обста новка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государ ствах одного и того же времени. Так, периоду рабовладения присущи деспотические, теократи чески-монархические, аристократические, олигархические ре жимы, режим рабовладельческой демократии. Во времена фе одализма характерными были режимы абсолютистский, режим своеобразной феодальной демократии , клерикально-фео дальный, милитаристско-полицейский или режим просвещен ного абсолютизма. При капитализме существуют либеральный, буржуазно-демократический или конституционный, бонапар тистский, военно-полицейский, фашистский, а также фашизмоподобный , например корпоративный или расистско-националистический, а также диктаторски-монополистический и мари онеточный, в некоторых исламских странах клерикально-фун даменталистский. Опыт социализма свидетельствует о возможности проявления народно-демократических, общенародных политических режи мов, либеральных, но одновременно и авторитарных, тоталитарных режимов, режима рабоче-крестьянской диктатуры. Известная преемственность и наличие некоторых неизменных в принципе содержательных характеристик позволяют свести все многообразие политических режимов к двум большим разно видностям: демократическому и антидемократическому полити ческим режимам. Демократический режим предполагает достаточно широкий круг реально обеспеченных прав и свобод человека и гражданина, защищенность личности от произвола и беззакония, осу ществление деятельности государства только на основе и в рамках закона и т.д. Демократия, т.е. народовластие, составляет сердцевину лю бых демократических политических режимов. Термином демо кратия обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нем представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закреплен ные законодательством широкие социально-экономические и политические права граждан независимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания. Практика демократического раз вития государственности различных исторических эпох дает са мые различные примеры демократических режимов. Либеральный режим — это переходный режим от недемократического режима к демократическому. Для либерального режима характерно отсутствие ста бильных политических структур, слабость социально-экономических программ, невысокая активность граждан в общественно-политической жизни, отсутствие гласности. Насильственные методы решения той или иной пробле мы не используются. Антидемократический режим отвергает демократические принципы и основывается на подавлении личности, установлении диктатуры одного класса, группы, партии; огосударствле нии общественных организаций; милитаризации общества и т.д. Антидемократические полити ческие режимы также разнообразны, однако их содержание во многом схоже: господство одной политической пар тии или движения; одной, официальной идеологии; одной фор мы собственности; сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод; резкое расслоение населения по сословным, кастовым конфессиональным и другим признакам; низкий экономический уровень основных слоев наро да; акцент на карательные меры и принуждение, агрессивность во внешней политике. Авторитарный режим — это власть одного человека или группы людей. При авторитарном режиме существенно ограничены демократические свободы граждан, запрещены оппози ционные партии и движения, оппозиционная пресса, зап рещены профсоюзы и т. п. Тоталитарный режим — крайняя форма авторитариз ма. При тоталитарном режиме существует одна партия, одна государственная идеология, осуществляется моно польный контроль над всеми сферами жизни общества, над личностью. Государству подчинена общественная и частная жизнь, отсутствуют гласность, плюрализм, уста навливается жесткий идеологический пресс над людьми, отсутствует принцип разделения властей и т.д. Тоталитарный режим можно подразделить на: фашистский, полуфашистский, военно-диктаторский. Они различаются степенью применения насильствен ных методов и средств осуществления власти, контроля за общественной жизнью населения. Государственный режим в значительной мере индивидуализирует форму государства. Он выступает важной составной частью политического режима, который охватывает не только государство, но и другие элементы политической системы общества. Кроме того, между различными элементами формы государства существует определенная взаимосвязь. Например, республиканская форма правления часто «тяготеет» к федератив ному государственному устройству и демократическому политическому режиму. Респуб ликанские формы правления хорошо вписываются в условия либерально-демократического политического режима, а при на личии двух- или многонационального состава населения могут определять федеративное государственное устройство. Монархическим формам правления в определенных случаях свойственны унитарные централизованные формы государственного устройства и недемократические политические режимы. Монархическая форма прав ления феодального государства периода абсолютизма тяготеет к унитарной, централизованной форме государственного ус тройства и автократическому политическому режиму.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *