Формирование исследовательской компетентности младших школьников при использовании проектного метода. Страницы 89

соответствии с суммой набранных баллов: высокий — 4 балла, средний — 2-3 балла, низкий — 1 балл.

Примечание: по результатам опыта испытуемых можно отнести к двум типам по­становки задач и поиска решения.

Проблемный тип. Испытуемые отличаются активностью в постановке задачи и поиске решения, исследовательским подходом к решению мыслительных задач, направленностью на понимание сущности неизвестного, ориентацией на самостоятельный поиск ответа на возникший вопрос. Характерны специфические особенности циклической структуры поиска решения в ситуации «обследования-отгадывания», высокий уровень поисково-исследовательской активности в форме вопросов при выполнении заданий разного типа, выраженная поисковая направленность вопросов.

Испытуемые характеризуются пассивностью в постановке задачи и поиске решения, «практическим» подходом к решению задач, направленностью на формальное достижение результата, ориентацией на другого человека в получении ответов на возникшие вопросы. Уровень поисково-исследовательской активности в форме вопросов у этих испытуемых существенно зависит от типа предъявляемых заданий. В целом он ниже, чем у испытуемых проблемного типа, так же как широта и разносторонность обследования проблемной ситуации.

Итоговый уровень развития исследовательской инициативности младших школьников определяется на основе расчета среднего балла согласно математическим правилам (подсчитывается общая сумма баллов, полученных по всем шкалам, и делится на 3). Таким образом, интерпретация результатов осуществляется в соответствии с обозначенными интервалами для уровней сформированности исследовательской инициативности младших школьников: формально-инициативный уровень — 1 — 1,9 балла, ситуативно-инициативный уровень — 2 — 2,9 балла, инициативно-личностный уровень — 3-3,9 балла.

 

yurii