0

Формирование исследовательской компетентности младших школьников при использовании проектного метода. Страницы 87-88

  • из 1-2-х вопросов, 1
  • не зафиксировано. 0
  Познавательная активность и самостоятель-  
  ность  
  •        Высокая  (ребенок вступает  в  активное 3
  обсуждение вопроса, наблюдаются его речевые  
  проявления по содержанию проблемы).  
  Средняя   (ребенок   ярко   эмоционально 2
  реагирует на обсуждение взрослыми вопроса,  
  яркие    мимические    реакции,     однословные  
  реплики «да», «нет»).  
  Низкая  (ребенок  с  интересом  слушает 1
  взрослого, но сам активности не проявляет).  
  Наличие эмоциональной реакции на  
  познавательное взаимодействие  
  •          яріше   эмоциональные   положительные 3
  проявления, сопровождающиеся мимическими  
  реакциями и возгласами;  
  •    ребенок спокойно слушает ответ взрослого, 2
  но ярких эмоций нет;  
  •        ребенок равнодушен  к  ответу на свой 1
  вопрос.  
  Наличие стремления к получению ответа  
  •    ребенок настойчиво добивается разрешения 2
Показатели, ха- поставленной проблемы;  
рактеризующие •     ребенок задал вопрос, но настойчивости в 1
потребность ре- получении ответа не проявляет;  
бенка в познава- •    ребенок задает вопрос ради вопроса, ответа 0
тельном взаимо- от взрослого не добивается.  
действии Осмысление ребенком полученного ответа  
  • ребенок соотносит полученную информацию 2
  с уже имеющейся, проговаривает вслух новую  
  информацию;  
  •воспринимает              ответ              взрослого 1
  заинтересованно, но он не стимулирует его к  
  дальнейшим рассуждениям;  
  •      ответ ребенок выслушивает равнодушно, 0
  последующих   вопросов   и   высказываний   не  
  наблюдается;  
  Наличие у ребенка стремления к продолжению  
  познавательного взаимодействия со взрослым  
  •          наблюдается ряд вопросов по содержанию
интересующей ребенка информации,

•          наблюдается личностное взаимодействие
ребенка со взрослым,

•стремления к последующему взаимодействию нет.

2 1 0  

Оценка результатов производится путем суммирования «сырых» баллов: высокие — 12-17 баллов, средние — 7-11 баллов, низкие — до 7 баллов. Далее «сырым» оценкам необходимо присвоить стандартные тестовые значения: высоким (12-17 б) — 3 балла, средним (7-11 б) — 2 балла, низким (до 7 б) — 1 балл. Таким образом, уровень рефлексивной активности будет определяться: высокий — 3 балла, средний — 2 балла, низкий — 1 балл.

 

Шкала 3. Параметры направленности на способ поиска решения

 

Методика «Составь дорожку из квадратов» (модификация методик Э.Л. Барановой и А.К. Дусавицкого)

Цель. Изучение особенностей проявления направленности познавательной инициативности в ситуации выбора задачи — «способа».

Материал. Два конверта с одинаковым содержимым, куда вложены детали цветных ішадратов, разрезанных на 2, 3, 4 и более частей (в качестве стимульного используется материал одной из игр, предложенных Б. П. Ншситиным). На одном из конвертов даны схемы составления ішадратов.

Порядок проведения. Испытуемому предлагается построить дорожку из ішадратов. Задача предполагает установление целого и частей, возможных взаиморасположений. Ребешсу предоставляется право выбора одного из двух вариантов выполнения заданий.

Ребешсу говорят: «Давай попробуем построить дорожку из ішадратов. У меня два конверта: в этом (показывая) лежат детали ішадратов, а на конверте нарисовано, как из них можно составить квадрат. В другом конверте лежат точно такие же детали, но нет образца. Здесь надо самому подумать, как составить квадрат». Не следует акцентировать внимание детей на степени трудности второго задания, хотя этот вариант, несомненно, более сложен, поскольку требует от ребешса творческого осмысления. В момент наивысшей увлеченности интеллектуальной деятельностью, когда задача еще не решена, но испытуемый уже втянулся в ее решение, ребенку предлагается сделать перерыв и выполнить какое-либо поручение (полить цветок, протереть пыль, сложить игрушки и т. п.). В случае отказа от продолжения деятельности следует попробовать привлечь ребенка к деятельности еще раз, но не настаивать.

Оценка результатов. Выбор типа задачи: задача, требующая самостоятельного поиска решения — 2 балла; задача, требующая ориентации на образец — 1 балл. Отношение к перерыву в деятельности: отказ прекращать деятельность, неохотное ее прерывание — 2 балла; спокойное, ровное отношение — 1 балл, отказ завершить деятельность после перерыва — 0 баллов.

Уровень сформированности направленности познавательной инициативности в ситуации выбора задачи — «способа» определяется в

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *