Формирование исследовательской компетентности младших школьников при использовании проектного метода. Страницы 85-86

Формирование исследовательской компетентности младших школьников при использовании проектного метода. Страницы 85-86

Приложение

Методика комплексной диагностики исследовательской инициативности младших школьников

Цель: изучение уровня развития исследовательской инициативности у детей младшего школьного возраста.

Шкалы:

  1. Общий исследовательский потенциал (уровень познавательного
    интереса, самостоятельность познавательной деятельности, готовность к
    формированию исследовательских знаний и умений, проявление
    креативности в учебно-исследовательской деятельности).
  2. Параметры рефлексивной активности (интеллектуальная
    активность, наличие мотивации к исследовательской деятельности,
    проявление положительных эмоций к познавательной деятельности, наличие
    личностных качеств, обеспечивающих реализацию познавательных
    потребностей).
  3. Параметры направленности на способ поиска решения
    (свободный выбор деятельности, применение различных способов для
    разрешения задачи, стремление к завершенности познавательных действий).

Шкала 1. Общий исследовательский потенциал

Методика «Экспериментальные ситуации» (модификация методики А.И. Савенкова)

Цель: выявление степени выраженности познавательного интереса,
чувевтительности         к     новому     и     неизвестному,    способности     к самостоятельности,    креативности    познавательной    деятельности    и    к вероятностному прогнозированию.

Порядок проведения. Проводится в группе; время — 20 минут. Инструкция дается в процессе раздачи листов с заданиями: «На листочках, которые я вам сейчас раздаю, описаны ситуации. Их всего две. К каждой ситуации приведены задания. Вам нужно прочитать задания к каждой ситуации и последовательно письменно выполнить эти задания. Вам необходимо привести как можно больше вариантов вопросов, которые помогут найти причину события, описанного в ситуации №1, и вариантов ответов для ситуации №2.

Ситуация М> 1 «Снеговик»: «Дети слепили из снега двух снеговиков. Один растаял через день, второй стоял до конца зимы». Найдите причину

события с помощью вопросов. Какие вопросы Вы бы хотели задать детям, которые слепили снеговика.

Ситуация № 2 «Медведь»: «Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу». Найдите возможную причину события. Как вы думаете, почему так получилось?

Оценка результатов. Характер составленных вопросов: вопросы, направленные на дополнение или поиск недостающей информации — 2 балла; вопросы, направленные на установление взаимосвязей — 1 балл; вопросы, направленные на воспроизведение информации — 0 баллов. Оценка согласованности ответов с фактическим материалом: ответы, несогласованные с реальностью, провокационные и нестандартные ответы -2 балла; ответы, согласованные с фактическим (реальным, естественным, стандартным) материалом — 1 балл. Оценка уровня общего исследовательского потенциала определяется полученной суммой балов: 4 балла — высокий уровень, 2-3 балла — средний уровень, 1 балл — низкий уровень.

Примечание: выдвижение ребенком гипотез относительно причин и последствий событий свидетельствует о наличии способности к вероятностному прогнозированию.

Шкала 2. Оценка рефлексивной активности

Методика изучения рефлексивной активности младших школьников в познавательном взаимодействии (модификация методики Т.А. Серебряковой)

Цель: оценка рефлексивной активности младших школьников (оценка показателей, характеризующих потребность ребенка в познавательном взаимодействии).

Порядок проведения. Наблюдение за поведением детей младшего
школьного    возраста    осуществляется    в    различных    условиях     их

жизнедеятельности в образовательном учреждении. Особенности поведения детей фиксируются и оцениваются в соответствии с нижеприведенной шкалой оценок.

Оценка рефлексивной активности детей (в условных баллах)

 

Группы параметров Возможные проявления детей Условн

ые

баллы

 
Качественные показатели Содержание исследовательских проявлений рассуждения и вопросы, направленные на:

•          установление причинно-следственных связей
и зависимостей,

•          качественных характеристик предметов,
•достижение результата деятельности,

3

2 1

 
  • выяснение названия предмета. 0
  Цепочки  
  • из 2-3-х вопросов, 2
Comments are closed