Приложение
Методика комплексной диагностики исследовательской инициативности младших школьников
Цель: изучение уровня развития исследовательской инициативности у детей младшего школьного возраста.
Шкалы:
- Общий исследовательский потенциал (уровень познавательного
интереса, самостоятельность познавательной деятельности, готовность к
формированию исследовательских знаний и умений, проявление
креативности в учебно-исследовательской деятельности). - Параметры рефлексивной активности (интеллектуальная
активность, наличие мотивации к исследовательской деятельности,
проявление положительных эмоций к познавательной деятельности, наличие
личностных качеств, обеспечивающих реализацию познавательных
потребностей). - Параметры направленности на способ поиска решения
(свободный выбор деятельности, применение различных способов для
разрешения задачи, стремление к завершенности познавательных действий).
Шкала 1. Общий исследовательский потенциал
Методика «Экспериментальные ситуации» (модификация методики А.И. Савенкова)
Цель: выявление степени выраженности познавательного интереса,
чувевтительности к новому и неизвестному, способности к самостоятельности, креативности познавательной деятельности и к вероятностному прогнозированию.
Порядок проведения. Проводится в группе; время — 20 минут. Инструкция дается в процессе раздачи листов с заданиями: «На листочках, которые я вам сейчас раздаю, описаны ситуации. Их всего две. К каждой ситуации приведены задания. Вам нужно прочитать задания к каждой ситуации и последовательно письменно выполнить эти задания. Вам необходимо привести как можно больше вариантов вопросов, которые помогут найти причину события, описанного в ситуации №1, и вариантов ответов для ситуации №2.
Ситуация М> 1 «Снеговик»: «Дети слепили из снега двух снеговиков. Один растаял через день, второй стоял до конца зимы». Найдите причину
события с помощью вопросов. Какие вопросы Вы бы хотели задать детям, которые слепили снеговика.
Ситуация № 2 «Медведь»: «Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу». Найдите возможную причину события. Как вы думаете, почему так получилось?
Оценка результатов. Характер составленных вопросов: вопросы, направленные на дополнение или поиск недостающей информации — 2 балла; вопросы, направленные на установление взаимосвязей — 1 балл; вопросы, направленные на воспроизведение информации — 0 баллов. Оценка согласованности ответов с фактическим материалом: ответы, несогласованные с реальностью, провокационные и нестандартные ответы -2 балла; ответы, согласованные с фактическим (реальным, естественным, стандартным) материалом — 1 балл. Оценка уровня общего исследовательского потенциала определяется полученной суммой балов: 4 балла — высокий уровень, 2-3 балла — средний уровень, 1 балл — низкий уровень.
Примечание: выдвижение ребенком гипотез относительно причин и последствий событий свидетельствует о наличии способности к вероятностному прогнозированию.
Шкала 2. Оценка рефлексивной активности
Методика изучения рефлексивной активности младших школьников в познавательном взаимодействии (модификация методики Т.А. Серебряковой)
Цель: оценка рефлексивной активности младших школьников (оценка показателей, характеризующих потребность ребенка в познавательном взаимодействии).
Порядок проведения. Наблюдение за поведением детей младшего
школьного возраста осуществляется в различных условиях их
жизнедеятельности в образовательном учреждении. Особенности поведения детей фиксируются и оцениваются в соответствии с нижеприведенной шкалой оценок.
Оценка рефлексивной активности детей (в условных баллах)
Группы параметров | Возможные проявления детей | Условн
ые баллы |
|||
Качественные показатели | Содержание исследовательских проявлений рассуждения и вопросы, направленные на:
• установление причинно-следственных связей • качественных характеристик предметов, |
3
2 1 |
|||
• выяснение названия предмета. | 0 | ||||
Цепочки | |||||
• из 2-3-х вопросов, | 2 |