различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъекта учения.
Теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, практическое изучение педагогического опыта работы, позволили выявить уровни и критерии развития исследовательской компетентности младших школьников. Критерии развития исследовательской компетентности младших школьников представлены мотивацонно-регуляторным, операциональным и когнитивным компонентами.
Исследовательская инициативность младших школьников представлена тремя уровнями развития: формально-инициативным, ситуативно-инициативным, инициативно-личностным.
Теоретический и экспериментальный анализ позволил установить, что исследовательская инициативность младших школьников развивается как качество, обусловленное возрастными особенностями и ведущей деятельностью.
В результате исследования было установлено, что значимым и эффективным инновационным средством развития исследовательской компетентности младших школьников является проектная деятельность, обеспечивающая возможность раскрытия творческого и интеллектуального потенциала участников образовательного процесса, формирования и активизации исследовательских стратегий, умений и навыков младших школьников. Проектная деятельность позволяет педагогам находить способы развития индивидуальности и самостоятельности детей, а детям дают возможность попробовать себя в самых разнообразных ролях, способах трудовой, художественной, сочинительской, режиссерской, организационной и другой деятельности. Проведенный анализ позволил проследить развитие исследовательской компетентности у детей в период начального обучения проектной деятельности в разных образовательных условиях и установить влияние проектной деятельности на уровень развития и содержание исследовательской компетентности младших школьников: проектная деятельность как самостоятельная учебная деятельность, с одной стороны, и как структурная единица процесса обучения, с другой, оказывает позитивное влияние на уровень развития и содержание исследовательской компетентности.
Результаты экспериментального исследования позволили подтвердить следующие положения: переход к более высоким уровням сформированности проектных умений сопровождается возрастанием уровня развития исследовательской компетентности младших школьников; в группе детей, обучающихся проектной деятельности, уровень развития исследовательской компетентности выше, чем в группе детей, не включенных в процесс овладения проектной деятельностью. На основе полученных результатов можно утверждать, что положительная динамика развития исследовательской компетентности связана с междисциплинарным характером организации проектной деятельности школьников.
Анализ затруднений учителей при обучении проектной деятельности показал, что большинство учителей испытывает трудности в применении проектного метода обучения, а также видит необходимость в самообразовании и повышении педагогического мастерства. Однако при этом уровень выраженности мотивационной составляющей готовности к формированию исследовательской компетентности младших школьников в проектной деятельности подавляющего большинства учителей достаточно высокий. В работе была предложена технология формирования и развития исследовательской компетентности младших школьников в условиях проектной деятельности.
Полученные результаты позволили сделать вывод о подтверждении гипотезы, проверявшейся в ходе эмпирического этапа исследования.