Формирование исследовательской компетентности младших школьников при использовании проектного метода. Страницы 77-78

Формирование исследовательской компетентности младших школьников при использовании проектного метода. Страницы 77-78

образовательная траектория, реализующаяся в процессе проектной деятельности. Задача учителя — развитие исследовательской компетентности младшего школьника до уровня, когда учащийся становится основным субъектом управления учебно-познавательным процессом по проектированию и изготовлению продукта (реального или идеального), а функция учителя заключается в создании необходимых для этого условий. Анализ результатов, полученных в ходе изучения проектных умений младших школьников, показал, что лучше всего сформированы проектные умения младших школьников экспериментальной группы, хотя результаты, показанные детьми первой экспериментальной группы, что позволяет судить о положительном влиянии проектной деятельности на формирование проектных умений.

Несмотря на то, что степень выраженности проектных умений, соотносимых с исследовательским этапом, статистически менее значима в сравнении с другими этапами проектной деятельности, необходимо подчеркнуть, что в контрольной группе детей, не охваченных проектной деятельностью, данные умения близки к нулевым значениям.

Сопоставление диагностических показателей развития исследовательской компетентности и проектных умений младших школьников позволило выявить следующую тенденцию: переход к более высоким уровням сформированности проектных умений сопровождается возрастанием уровня развития исследовательской компетентности младших школьников. Проведенный статистический анализ с помощью метода дисперсионного одно факторного анализа позволил доказать справедливость выявленной тенденции.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы. Проблема научного анализа исследовательской компетентности младших школьников и обоснования проектной деятельности в качестве эффективного средства ее развития представляется достаточно актуальной и значимой для современной педагогической науки, так как происходящие в современном обществе социально-экономические изменения формируют потребность в инициативных, целеустремленных образованных людях, что требует от современного школьника исследовательской компетентности и самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений. Процесс становления субъектности учебно-познавательной деятельности выделяет исследовательскую инициативность как одну из важных психологических качеств современной личности, способной к активной, самостоятельной и преобразовательной деятельности. Исследовательская компетентность — это качества личности, определяющие степень активности и самостоятельности личности в процессе познания. Младший школьный возраст сензитивен для развития исследовательской компетентности, что связано с психологическими особенностями младших школьников: особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать информацию от учителя. В младшем школьном возрасте начинают формироваться, усложняются и закрепляются такие новообразования, как рефлексия, произвольность внимания, волевые процессы и внутренний план действий.

Значимым инновационным средством развития исследовательской компетентности младших школьников может служить проектная деятельность. Однако использование ее развивающего потенциала в практике обучения детей младшего школьного возраста достаточно ограничено. Проектная деятельность учащихся — форма учебно-познавательной активности школьников, заключающаяся в мотивированном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта, обеспечивающая единство и преемственность

Comments are closed