Формирование исследовательской компетентности младших школьников при использовании проектного метода. Страницы 75-76

Формирование исследовательской компетентности младших школьников при использовании проектного метода. Страницы 75-76

27 2,8 25
28 1,1 8
29 3,1 31
30 3,3 42
Расчет критерия S 0,966

 

Для выявления тенденций изменения выраженности каждого параметра при сопоставлении контрольной, первой и второй экспериментальных групп мы последовательно применили метод расчета критерия корреляции Пирсона для двух групп. Критерий корреляции Пирсона позволил определить взамосвязь между уровнем исследовательской компетентности и сформированности проектной деятельности в контрольной и экспериментальных группах.

Ниже проанализируем связи исследовательской компетентности со степенью овладения проектной деятельностью и проследим, каким образом уровень развития исследовательской компетентности может влиять на уровень сформированности проектных умений младших школьников. Для сравнения вычислим процентные доли и средние значения показателей по всем уровням сформированности обоих параметров для каждой группы в соответствии с математическими правилами. Результаты распределились следующим образом (см. табл. 10).

Таблица 10 — Распределение учащихся всех групп по уровням сформированности исследовательской инициативности и проектных умений

Предмет исследования Уровни Группы
Контрольная группа Экспериментальная группа
Сформированность исследовательской инициативности формально-инициативный уровень 60,0% 40,0%
ситуативно-инициативный уровень 26,7% 26,7%
инициативно-личностный уровень 13,3% 33,3%
Сформированность проектных умений Базовый 53,3% 33,3%
Средний 33,3% 33,3%
Высокий 13,3% 33,3%

 

Таким образом, можно утверждать, что переход к более высоким уровням сформированности проектных умений сопровождается возрастанием уровня развития исследовательской компетентности младших школьников. На наш взгляд, это связано с тем, что проектная деятельность способствует эффективному развитию исследовательской компетентности детей младшего школьного возраста.

Качественный анализ соотношения уровней развития исследовательской компетентности и уровней сформированности проектных умений позволил выявить ряд особенностей.

Степень проявления исследовательской компетентности в процессе осуществления проектной деятельности зависит от того, насколько ученик участвует в мотивировании своей деятельности, в ее планировании, организации, анализе, контроле и оценке. Именно степень субъектности определяет уровень исследовательской компетентности младших школьников.

На формально-нициативном уровне основным субъектом деятельности является учитель, который полностью управляет учебно-познавательным процессом, позиция ученика пассивна. Сформированность у школьников проектных знаний и умений находится на минимальном уровне.

Развитие исследовательской компетентности младших школьников во многом зависит от позиции и стиля работы педагога. Опираясь на субъективный опыт школьника, руководствуясь его познавательными интересами, учитывая его способности, уровень интеллектуального развития и творческий потенциал, учитель помогает своему ученику наметить стратегическое направление учебной работы в зоне его ближайшего развития (цели, объем, содержание) и путь его реализации (формы и методы работы, анализ и оценка результата). На основе принципа сотрудничества учителя и ученика выстраивается индивидуальная

Comments are closed