27 | 2,8 | 25 |
28 | 1,1 | 8 |
29 | 3,1 | 31 |
30 | 3,3 | 42 |
Расчет критерия S | 0,966 |
Для выявления тенденций изменения выраженности каждого параметра при сопоставлении контрольной, первой и второй экспериментальных групп мы последовательно применили метод расчета критерия корреляции Пирсона для двух групп. Критерий корреляции Пирсона позволил определить взамосвязь между уровнем исследовательской компетентности и сформированности проектной деятельности в контрольной и экспериментальных группах.
Ниже проанализируем связи исследовательской компетентности со степенью овладения проектной деятельностью и проследим, каким образом уровень развития исследовательской компетентности может влиять на уровень сформированности проектных умений младших школьников. Для сравнения вычислим процентные доли и средние значения показателей по всем уровням сформированности обоих параметров для каждой группы в соответствии с математическими правилами. Результаты распределились следующим образом (см. табл. 10).
Таблица 10 — Распределение учащихся всех групп по уровням сформированности исследовательской инициативности и проектных умений
Предмет исследования | Уровни | Группы | |
Контрольная группа | Экспериментальная группа | ||
Сформированность исследовательской инициативности | формально-инициативный уровень | 60,0% | 40,0% |
ситуативно-инициативный уровень | 26,7% | 26,7% | |
инициативно-личностный уровень | 13,3% | 33,3% | |
Сформированность проектных умений | Базовый | 53,3% | 33,3% |
Средний | 33,3% | 33,3% | |
Высокий | 13,3% | 33,3% |
Таким образом, можно утверждать, что переход к более высоким уровням сформированности проектных умений сопровождается возрастанием уровня развития исследовательской компетентности младших школьников. На наш взгляд, это связано с тем, что проектная деятельность способствует эффективному развитию исследовательской компетентности детей младшего школьного возраста.
Качественный анализ соотношения уровней развития исследовательской компетентности и уровней сформированности проектных умений позволил выявить ряд особенностей.
Степень проявления исследовательской компетентности в процессе осуществления проектной деятельности зависит от того, насколько ученик участвует в мотивировании своей деятельности, в ее планировании, организации, анализе, контроле и оценке. Именно степень субъектности определяет уровень исследовательской компетентности младших школьников.
На формально-нициативном уровне основным субъектом деятельности является учитель, который полностью управляет учебно-познавательным процессом, позиция ученика пассивна. Сформированность у школьников проектных знаний и умений находится на минимальном уровне.
Развитие исследовательской компетентности младших школьников во многом зависит от позиции и стиля работы педагога. Опираясь на субъективный опыт школьника, руководствуясь его познавательными интересами, учитывая его способности, уровень интеллектуального развития и творческий потенциал, учитель помогает своему ученику наметить стратегическое направление учебной работы в зоне его ближайшего развития (цели, объем, содержание) и путь его реализации (формы и методы работы, анализ и оценка результата). На основе принципа сотрудничества учителя и ученика выстраивается индивидуальная