В экспериментальной группе большинство детей (60%) находится на ситуативно-инициативном уровне сформированности исследовательской компетентности и среднем уровне сформированности проектных умений (54% детей). Значительно меньше детей второй экспериментальной группы, чем в первой экспериментальной и контрольной группах, находятся на формально-инициативном уровне сформированности исследовательской компетентности (24%) и минимальном базовом уровне сформированности проектных умений (17%), Однако процент низких показателей значительно ниже, чем в первой экспериментальной и контрольной группах (24%, 36%, 51% детей соответственно находятся на формально-инициативном уровне сформированности исследовательской компетентности и 17%, 20%, 58% детей соответственно — на минимальном базовом уровне сформированности проектных умений). По высоким показателям соотношение результатов по уровням сформированности исследовательской компетентности и проектных умений во второй экспериментальной группе значительно опережает показатели первой экспериментальной и контрольной групп: на инициативно-
Таким образом, можно сделать вывод, что высокому уровню сформированности исследовательской компетентности соответствует высокий уровень сформированности проектных умений и, наоборот, низкому уровню сформированности исследовательской компетентности соответствует низкий уровень сформированности проектных умений. Однако, чтобы достоверно оценить полученные результаты и тенденции, необходимо применить методы математической статистики. Анализ с этой точки зрения позволит проследить связь исследовательской компетентности со степенью овладения проектной деятельностью, то есть покажет, каким образом уровень сформированности исследовательской компетентности может влиять на уровень сформированности проектных умений младших школьников.
Произведём расчет критерия корреляции Пирсона при сопоставлении контрольной и экспериментальных групп по индивидуальным показателям сформированности исследовательской инициативности учащихся 8-9 лет. Экспериментальные результаты представлены в таблицах 8-9.
Таблица 8 — Экспериментальные результаты исследования уровней исследовательской компетентности и сформированности проектной деятельности (контрольная группа)
Места испытуемых | Уровень исследовательской компетентности | Уровень сформированности проектной деятельности |
1 | 3,5 | 40 |
2 | 1,2 | 10 |
3 | 2,8 | 24 |
4 | 1,1 | 16 |
5 | 1,1 | 10 |
6 | 1,6 | 11 |
7 | 1,8 | 10 |
8 | 3,2 | 31 |
9 | 2,5 | 27 |
10 | 2,3 | 27 |
11 | 2,4 | 25 |
12 | 1,4 | 13 |
13 | 1,7 | 12 |
14 | 1,2 | 11 |
15 | 1,3 | 11 |
Расчет критерия S | 0,9246 |
Таблица 9 — Экспериментальные результаты исследования уровней исследовательской компетентности и сформированности проектной деятельности (экспериментальная группа)
Места испытуемых | Уровень исследовательской компетентности | Уровень сформированности проектной деятельности |
16 | 3,6 | 41 |
17 | 1,5 | 15 |
18 | 2,4 | 25 |
19 | 2,9 | 28 |
20 | 3,4 | 39 |
21 | 3,8 | 37 |
22 | 1,8 | 14 |
23 | 2,3 | 20 |
24 | 1,3 | 12 |
25 | 1,4 | 8 |
26 | 1,5 | 10 |