Рисунок 6 — График соотношения результатов исследования сформированности конкретных проектных умений в контрольной и экспериментальных
Как видно из рис. 6, лучше всего сформированы проектные умения младших школьников экспериментальной группы. Это позволяет судить о положительном влиянии проектной деятельности на формирование проектных умений, учащихся в рамках обучения на уроках Окружающий мир. Это обусловлено тем, что в задачи обучения проектной деятельности входит обучение учащихся практическим способам планирования, организации и объективной оценки своей деятельности, что в итоге придает деятельности детей самостоятельный характер.
Итак, мы рассмотрели особенности уровней выраженности проектных умений младших школьников, проанализировали уровни их сформированности.
3.2 Динамика исследовательской компетентности младших школьников в проектной деятельности: сравнительно-сопоставительный анализ
Итоговый уровень сформированности исследовательской компетентности сложился на основе расчета среднего балла по всем шкалам комплексной диагностической методики. Таким образом, соотнесение результатов осуществлялось в соответствии с обозначенными интервалами для уровней сформированности исследовательской компетентности младших школьников: безынициативный уровень — 1 -1,9 балла, формально-инициативный уровень -2-2,9 балла, инициативный уровень — 3 — 3,9 балла. Ниже приведем и проанализируем данные, полученные в пределах объединенной возрастной группы.
Таблица 7 — Итоговый уровень сформированности исследовательской компетентности
Место испытуемых | Уровень исследовательской компетентности | |
До реализации проекта | После реализации проекта | |
Контрольная группа | ||
1 | 3,1 | 3,5 |
2 | 1,2 | 1,2 |
3 | 2,8 | 2,8 |
4 | 1,1 | 1,1 |
5 | 1,1 | 1,1 |
6 | 1,6 | 1,6 |
7 | 1,8 | 1,8 |
8 | 2,9 | 3,2 |
9 | 2,5 | 2,5 |
10 | 2,3 | 2,3 |
11 | 2,4 | 2,4 |
12 | 1,4 | 1,4 |
13 | 1,6 | 1,7 |
14 | 1,2 | 1,2 |
15 | 1,3 | 1,3 |
Общий балл | 28,3 | 29,1 |
Экспериментальная группа | ||
16 | 3,1 | 3,6 |
17 | 1,1 | 1,5 |
18 | 2,4 | 2,4 |
19 | 1,9 | 2,9 |
20 | 1,3 | 3,4 |
21 | 2,2 | 3,8 |
22 | 1,7 | 1,8 |
23 | 2,3 | 2,3 |
24 | 1,3 | 1,3 |
25 | 1,4 | 1,4 |
26 | 1,4 | 1,5 |
27 | 2,6 | 2,8 |
28 | 1,1 | 1,1 |
29 | 2,1 | 3,1 |
30 | 2,4 | 3,3 |
Общий балл | 28,3 | 36,2 |
,