Цель эта может быть достигнута:
- через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различные проблемные ситуации
- через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания, поэтому все обучающиеся класса участвуют в проектной деятельности в зависимости от своих возможностей и способностей.
Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:
- Развитие инициативности и активности обучающегося
- Выявление наиболее одаренных учащихся, склонных к исследовательской деятельности и развитие их творческих способностей
- Развитие навыков проектно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
- Поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане организации совместной деятельности и расширения кругозора учащихся в области научных достижений.
Результатом проекта являются личные продвижения детей, а также приобретение опыта проектной деятельности, главным в котором является способность создавать, представлять и защищать собственный результат и продукт.
Глава 3 Экспериментальное изучение исследовательской компетентности младших школьников в проектной деятельности
3.1 Возрастные особенности развития исследовательской компетентности в младшем школьном возрасте
Для выявления и анализа предполагаемых различий в степени развития исследовательской компетентности младших школьников были сформированы две группы для диагностического обследования из всей выборки испытуемых. Контрольную группу (КГ) составили учащиеся начальных классов, где проектная деятельность не осуществляется на уроках «Окружающий мир». Объединенная выборка составила 30 человек.
Рисунок 4 — Гистограмма распределения общего числа испытуемых по уровням сформированности исследовательской компетентности
Из рисунка 4 видно, что большинство детей контрольной группы находится на формально-инициативном уровне сформированности исследовательской компетентности (60%). Достаточно большой процент детей остается на ситуативно-инициативном уровне сформированности исследовательской компетентности (26,7%) и меньшая часть детей — на инициативно-личностном уровне (13,3%).
Несколько другая тенденция наблюдается в экспериментальных группах. Так, большинство детей в экспериментальных группах демонстрирует более высокий уровень исследовательской компетентности: инициативно-личностным уровнем развития обладают 33,3% детей. Низким (формально-инициативным) – обладают менее 50% детей. Средним уровнем исследовательской компетентности обладают 26,7% детей из экспериментальной группы. Заметим, что число учащихся, обладающих высоким уровнем развития всех когнитивных параметров, больше в экспериментальной группе, чем в контрольной. Это связано с тем, что при включении учащихся в процесс проектной деятельности производится перенос полученных исследовательских и технологических знаний