0

Формирование исследовательской компетентности младших школьников при использовании проектного метода. Страницы 61-62

На последнем этапе проектной деятельности проводится рефлексия. Анализируется деятельность детей, выявляются недостатки, положительные стороны, подводятся итоги, награждаются победители. Провожу анкетирование обучающихся, которое позволяет провести рефлексию и самоанализ. Ребята отмечают положительные и отрицательные стороны проделанной работы.

Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве. В ходе работы над проектами у учащихся приобретаются коммуникативные умения, то есть умение работать в разных группах, играя разные социальные роли. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Работа над проектами способствует умению планировать и организовывать свою деятельность, расширяет кругозор учеников по темам, близким к учебным, развивает творческие способности.

На основании исследования, проведенного во второй главе дипломной работы можно сделать следующий вывод. В исследовании принимали участие дети в возрасте от 9 до 10 лет, обучающиеся в средних общеобразовательных школах г. Астрахани. Объединенная выборка составила 30 учащихся. Все младшие школьники, участвовавшие в эксперименте, участвовали во всех этапах экспериментальной работы. Контрольную группу составили учащиеся, не включенные в процесс обучения проектной деятельности; в экспериментальную группу вошли школьники, обучающиеся проектной деятельности на уроках по предмету «Окружающий мир».

Экспериментальное исследование проводилось в 2014-2015 годах и состояло из трех этапов.

На первом этапе проводилось пилотажное исследование развития исследовательской компетентности младших школьников. На втором этапе изучались уровни развития исследовательской компетентности младших школьников в контрольной и экспериментальных группах. На третьем этапе эксперимента с целью проверки выдвинутой гипотезы были исследованы особенности развития исследовательской компетентности младших школьников в условиях проектной деятельности при сопоставлении контрольной и экспериментальных групп. На основании полученных данных и установленных взаимосвязей были определены ведущие направления работы педагога по развитию исследовательской компетентности младших школьников за счет использования проектного метода. При оценке проектных умений были учтены следующие возрастные особенности младших школьников.

Программа комплексной диагностики исследовательской инициативности младших школьников позволяет:

1)      исследовать специфические характеристики проявления исследовательской компетентности младших школьников в условиях актуализации каждого из компонентов структуры: мотивационно- регуляторного, операционального и когнитивного;

2)      исследовать интенсивность проявления каждого параметра исследовательской инициативности младших школьников, степень которой является основанием для определения уровня развития исследовательской компетентности младших школьников (формально-инициативный, ситуативно-инициативный, инициативно-личностный).

Развитие исследовательской компетентности младших школьников достаточно эффективно происходит в процессе обучения школьников проектной деятельности, в свою очередь, обучение проектной деятельности является инновационной образовательной технологией, следовательно, требует методического сопровождения на всех этапах осуществления. Основными формами работы с детьми выступают инидивидуальные и групповые занятия с использованием развивающих упражнений, диагностика развития, мини-тренинг.

Организуя проектную деятельность, педагоги ставят ставлю следующую цель:

создать условия для самовыражения, самореализации каждого ученика и для развития самостоятельной деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *