насколько правильно и удачно сформированы группы. В рамках проектной деятельности детей необходимо учить работать в группе. Для того чтобы эта работа была плодотворной, в первую очередь, детей учат правильно строить свои высказывания: и в частности: как выразить свою точку зрения, как высказать своё несогласие с мнением другого ученика, как уточнить высказывание одноклассника. Кроме этого вырабатывается и фиксируются совместно с детьми правила работы в группе (говори вполголоса, один говорит – другие слушают, не перебивай выступающего).
Итак, группа сформирована, между детьми распределяются роли:
- организатор — отвечает за работу группы в целом;
- докладчик — выступает перед классом с готовым решением группы;
- секретарь — записывает высказанные идеи и решения;
- критик — высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;
- контролер — проверяет, все ли поняли принятое решение.
Следующий этап, это где можно найти необходимую информацию?
- Понаблюдать;
- Прочитать в книге;
- Найти в Интернете;
- Провести исследование;
- Спросить у взрослых.
Таблица 5 – Проекты, реализуемые учениками на уроках «Окружающий мир»
Название проекта | Проектное задание |
Сутки и неделя | Проектное задание: составить фоторассказ о своей жизни за неделю |
Охрана природы зимой | Проектное задание: (выполняется с участием взрослых): организовать в классе выставку предметов зимней одежды народов своего края; составить фоторассказ о зимней прогулке |
Экологический календарь | Проектное задание: составить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе |
Транспорт | Проектное задание (проект): разработать предложения об использовании общественного транспорта в просветительских целях |
Мир животных | Проектное задание (проект): готовить фоторассказ о мире животных (в том числе родного края), выражать своё отношение к нему. Кратко характеризовать животных родного края на основе наблюдений |
Мир растений | Проектное задание (проект): готовить фоторассказ о мире растений (в том числе родного края), выражать своё отношение к нему. Кратко характеризовать растения родного края на основе наблюдений |
Определение сторон света | Проектное задание (проект): Найти дополнительный материал об ориентировании в книгах и Интернете.
Проверить достоверность изученных способов на практике. Проконсультироваться по исследуемому вопросу у специалистов (краеведа, руководителя туристического кружка) Изготовить макет «Ориентирование по природным признакам». Изготовить прибор из подручных материалов для определения сторон света (компас) |
Водоём – дом из воды | Проектное задание (проект): вместе со взрослыми наблюдать за жизнью природных сообществ родного края, готовить фоторассказ о своих наблюдениях, выражать своё отношение к миру природы |
Охрана природы в культуре народов России и мира | Проектное задание (проект): вместе со взрослыми посетить одно из мест, связанных с охраной природы родного края (ботанический сад, зоопарк, национальный парк и др.), подготовить фоторассказ о своих наблюдениях |
Продуктами проектной деятельности являются рукописные книги («Красная книга») постановки спектаклей, поделки, выставки творческих работ, публикация детских работ в книгах, газетах.
Обязательно необходимо проговаривать планы на будущее. Что вы планируете делать дальше (закончить работу по данному проекту, повернуть её в другом направлении, продолжить разработку). Поэтому многие проекты постепенно перетекают в новые.