Объект исследования — процесс формирования исследовательской компетентности.
Предмет исследования — проектная деятельность как средство формирования исследовательской компетентности.
Теоретический анализ проблемы исследования позволяет сформулировать следующую гипотезу: у детей младшего школьного возраста при формировании специальных психолого-педагогических условий и посредством использования проектного метода возможно формирование исследовательской компетентности.
Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в исследовании были определены следующие задачи:
- Дать анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
- На основе теоретического анализа проблемы исследования определить критерии, показатели и методику диагностики исследовательской компетентности и проектных умений.
- Экспериментально выявить уровень исследовательской компетентности младших школьников и дать количественно-качественную интерпретацию полученных результатов.
- Выявить динамику развития исследовательской компетентности младших школьников после применения проектного метода обучения.
Методы исследования: эмпирические методы (анализ психологических и педагогических источников по проблеме исследования; изучение нормативных и инструктивно-методических документов; анализ документации; педагогическое наблюдение; опросы; тестирование; изучение и обобщение опыта по теме); теоретические методы (моделирование; сравнение; обобщение; абстрагирование; классификация; синтез; статистические методы анализа информации; коррекция); констатирующий эксперимент.
Технологии: метод исследовательского обучения младших школьников (Савенков А.И.); метод проектов.
Общий объем выборки составляет 30 детей в возрасте 9-10 лет.
Теоретическое значение работы состоит в том, что результаты проведенного исследования способствуют более адекватному пониманию закономерностей развития исследовательской компетентности младших школьников с использованием проектного метода.
Практическое значение исследования состоит в том, что его результаты позволили разработать комплекс педагогических рекомендаций по формированию исследовательской компетентности. Предложенный комплекс рекомендаций может быть использован как педагогами, так и практическими психологами, работающими в начальной школе.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.