0

Формирование исследовательской компетентности младших школьников при использовании проектного метода. Страницы 5-6

Введение

Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в соответствии с новой парадигмой 12-летнего образования, сегодня перед школой стоит задача воспитать компетентную личность способную разрешать любые возникающие проблемы, управлять своей собственной жизнью. В последние годы в России осуществляется внедрение новых государственных образовательных стандартов на всех уровнях образования. Одной из основных методик формирования компетентностей школьников, является методика исследовательского обучения. Стандарты российского образования определяют исследовательскую компетентность как готовность обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. Её можно использовать как на уроке, так и во внеурочной работе.  К задачам современного образования относят развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка младшего школьного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции. Ее решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку с позиции работ отечественных психологов (Выготского Л.С., Гальперина П.Я., Леонтьева А.Н., Рубцова В.В., Эльконина Д.Б.  и др.) учебная деятельность является ведущей в психическом развитии детей младшего школьного возраста.

В современной педагогической практике наблюдается стремление учителей к проведению уроков, на которых обеспечиваются условия для самореализации, самостоятельности каждого ученика, для раскрытия и максимального использования личного опыта ребенка, для стимулирования потребности учащихся в использовании разнообразных способов выполнения заданий. Учителя понимают, что сформированность исследовательской компетентности позволяет ученику пережить опыт успешной учебной деятельности и быть успешным в дальнейшей жизни. Одним из инструментов формирования исследовательской компетентности является проектный подход.

Актуальность и необходимость применения исследовательского метода в обучении детей объясняется природной любознательностью детей, их интересом к осмыслению окружающего мира. Самостоятельные исследования учащихся способствуют удовлетворению их индивидуальных потребностей и запросов. Кроме того, исследования позволяют развивать интеллектуальные и творческие способности, мыслительные и исследовательские умения. С помощью самостоятельного исследования школьники, познавая окружающий мир, открывают для себя новые знания, а не получают их в «готовом виде».

Исследованию проблемы компетентностного подхода в образовании и его характеристике посвящены труды таких известных ученых как: Л.Н. Боголюбова, В.А. Болотова, ИА.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.А. Петровской, В.В. Сафонова, А.В. Хуторскогой, Н. Хомского и других.  Анализу проектной деятельности человека посвящены работы Л.Н. Безмоздина, О.И. Генисаретского, Г.Л. Ильина, И.И. Ляхова, Н.Н. Нечаева, А.Г. Раппопорта, Е.А. Розенблюма, В.Ф. Сидоренко, Г.П. Щедровицкого и др.

Несмотря на достаточную изученность особенностей формирования исследовательской компетентности и использования проектного подхода в обучении детей, в педагогической науке пока еще недостаточно разработан вопрос формирования исследовательской компетентности с использованием проектного подхода. Таким образом, актуальность исследования определяется: социальным заказом на творческую, самостоятельную личность; потребностью современной школы в разработке эффективных подходов развития компетенций и одним из таких инструментов выступает проектная деятельность младших школьников.

Цель исследования: обеспечить формирование исследовательской компетентности младших школьников при использовании проектного подхода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *