Глава 1 Теоретические аспекты формирования исследовательской компетентности младших школьников при использовании проектного метода
1.1 Психологические особенности младших школьников, влияющие на формирование исследовательской компетентности
Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
Исследовательская компетентность — это качества личности, определяющие степень активности и самостоятельности личности в процессе познания.
Компетенции для ученика младших классов – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. [1]
Савенков А.И. выделяет следующие общие исследовательские умения и навыки: видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определения понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; структурировать полученный в ходе исследования материал; делать выводы и умозаключения; доказывать и защищать свои идеи.
Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 6-7 до 10-11 лет и определяется в жизни ребенка важнейшим обстоятельством, изменяющим социальную ситуацию его развития — поступлением в школу. Когда ребенок идет в школу, он приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. [2]
Развитие исследовательской компетентности (как интегративной субъектной характеристики личности) в младшем школьном возрасте является актуальным, поскольку современное общество формирует запрос на активных, инициативных и настойчивых в достижении целей людей. Данные условия требуют от современного школьника инициативности и самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений.[3]
Сензитивность данного возрастного периода для развития исследовательской компетентности обусловлена также тем, что в младшем школьном возрасте ребенок открыт к исследованию и познанию окружающего мира, у него формируется чувство социальной компетентности, в основе которой лежит познавательная активность. Таким образом, младший школьный возраст является наиболее благоприятным возрастом для формирования исследовательской компетентности личности.[4]
Психологические особенности младших школьников, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать информацию от учителя создают благоприятные условия для развития исследовательской компетентности.
В младшем школьном возрасте на качественно новый уровень развития выходит произвольная регуляция поведения и деятельности, т.е. младший школьник в гораздо большей степени, чем дошкольник, способен управлять собой. Создание ситуации исследовательской компетентности может положительно повлиять на развитие произвольности психических процессов младших школьников. В младшем школьном возрасте начинают формироваться, усложняются и закрепляются такие новообразования, как рефлексия, произвольность и внутренний план действий.
У школьников начальных классов заметно растет умение проявлять волевые усилия, что наглядно проявляется и в их умственной деятельности.
[1] Хуснетдинова, М.К. Развитие проектных компетенций младших школьников [Текст] / М.К. Хуснетдинова // Начальная школа, 2009. — № 1. – С. 69.
[2] Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. — М. : КНОРУС, 2010. — 744 с.
[3] Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2008.
[4] Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон: пер. с англ. — СПб.: Речь, 2000.-415 с.