0

Этнокультурные аспекты социализации (на примере детства в культуре чукчей). Страницы 7-8

своего народа. Поэтому воспитание в семьях осуществлялось в процессе жизни и труда.

Взрослые стремятся воспитать в детях такие качества, как чувства товарищества и взаимной помощи, вежливость, почтительность к людям. Чукотских детей воспитывают относятся к своим отцам с большой почтительностью. Почитание старших прививается с раннего возраста.

Малочисленный северный народ живёт в условиях суровой тундры и тайги, поэтому детей с ранних лет учат неторопливости и выдержке, так как каждая малейшая необдуманная поспешность может трагически закончиться. Для того чтобы этого избежать, на основании опыта старшего поколения подготовлена целая программа самовоспитания, состоящая преимущественно из различных житейских правил.

В соответствии с традициями чукотских детей воспитывают в атмосфере любви. Маленькие дети являются предметом повышенной заботы со стороны родителей. В воспитании детей практически не используются методы ограничений и запугиваний.

С другой стороны детей с момента рождения подвергают различным физическим, психологическим и трудовым испытаниям. На характер воспитания детей из чукотских семей сказывается кочевой и полукочевой образ жизни, территориальная обособленность народов Севера, необходимость адаптации к суровому климату. Поэтому издавна в каждой семье уделялось исключительное внимание физическому совершенствованию и здоровью. Также родители воспитывают в ребенке стремление к выносливости, проявлению воли, бесстрашия и сноровки в условиях испытаний.

Большую роль в семейном воспитании детей в чукотских семьях играют традиции. Традиции регламентируют жизнь детей   и выступают в виде норм, правил, принципов и идеалов. Дети осваивают традиции в семье через приобщение к бытовым занятиям, и через непосредственное воспитание в повседневной жизни. Детей воспитывают по принципу «делай, как я»; через поведение, пример общения взрослых, народное творчество. Следование традиции относится к непрямому воспитательному воздействию в семье и способствует успешной социализации ребенка.

Итак, социализация чукотских детей проходит под постоянным контролем старших, которые обеспечивают сохранение традиций и их передачу новому поколению. Практически всё взрослое население участвует в социализации, тем самым укрепляются связи между родственниками и соседями.

Социализация детей в чукотских семьях включает подготовки к взрослой жизни, приобщения к делам общины, развития необходимых навыков, ценностей, принятие новых социальных ролей, освоения новых прав и обязанностей.

Приобщение детей к ритуалам и обрядам позволяет воспитывать определенные черты характера, которые позволяют адаптироваться к суровым условиям жизни Северных народов.

Чукотских детей с раннего возраста приобщают к шаманизму. Так в возрасте 8–9 лет дети начинают принимать участие в некоторых шаманских обрядах, таких как камлания с игровыми элементами. Также дети осваивают модели мифологического мира через окружающую среду. В жилище и в селеньях размещены многочисленные предметы культа.

Воспитательным процессом в чукотской семье до 3-х -4 лет осуществляет мать. Отец и другие представители старшего поколения начинают активно заниматься воспитанием детей с 5-6 лет.

Традиционную систему воспитания чукотских детей характеризует: половозрастная дифференциация, раннее приобщение к труду, преемственность, религиозные представления, иерархизированность отношений, идеал, природосообразность, активность самого ребенка, массовость и коллективность воздействий на ребенка в воспитании. Традиционно воспитательные воздействия на чукотских детей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *