0

Этнокультурные аспекты социализации (на примере детства в культуре чукчей). Страницы 5-6

особой бережливости к окружающему миру. Из-за постоянной нехватки ресурсов в детях воспитываются принципы бережного, экономичного рационального потребления природных ресурсов.

Взрослые передают новому поколению свою чукотскую мудрость суть которой заключается в воспитание такого человека, который может выжить в полном органичном согласии с природой. Например, у чукотского народа распространено следующее выражение: «Рыбу необходимо добыть лишь столько, сколько требуется для еды, потому что она нужна всем, иначе со временем оскудеют озёра и реки».

Традиционное воспитание чукотских детей производится с использованием этнических идеалов, воплощенных в художественно — образных средствах и видах деятельности (декоративно — прикладное искусство, физические состязания, устное народное творчество, народные игры и игрушки, празднично — игровой фольклор). С помощью рассматриваемых культурных средств происходит формирование нового мировоззрение и системы поведения в обществе.

С помощью таких средств, как фольклор, игра, праздничное, декоративно-прикладное и танцевально-песенное искусство у нового поколения воспитывалось стремление к поддержанию и сохранению жизни в гармонии с окружающей средой и выживанию в суровых условиях субарктического и арктического климата. Так в фольклоре чукотского народа запечатлён народный идеал настоящего оленевода, хранителя очага и воина.   Отождествляя себя с героями фольклоре, дети усваивают правила и обязанности, культурные нормы, моральные законы общества.

Среди чукотского народа очень распространены детские танцы. Детские танцы обычно начинаются после завершения основных ритуалов и имеют целью приобщить детей к музыкально-танцевальной культуре своего народа. Танцами занимаются преимущественно мальчики. Девочки осваивают трудное горловое пение. К резьбе по кости привлекают как мальчиков, так и девочек.

Огромная роль в усвоении опыта трудовой деятельности принадлежит детской игре. Для чукотского ребенка игрушками служат реальные орудия и предметы, используемые родителями в практике. Играя в игры, дети воспроизводят опыт взрослых; воспроизводят многие действительные связи и отношения. Кроме того, игра является средством воспитания, имеет большое значение в гармоническом развитии личности ребенка.

Ролевые игры также способствуют приобщению детей к культуре своего народа; позволяют детям осваивать социальные роли в обществе, развивать навыки социального поведения.

Помимо ролевых игр и игр с орудиями труда дети играют в такие игры как догонялки, игра в мяч, бег с палками и тяжестями(камнями), бег по пересеченной местности и на выносливость по кругу. Чукотский народ проживает в местности, где основными занятиями является оленеводство, рыбалка, охота на пушного и морского зверя, поэтому среди них особенно ценятся выдержка и выносливость, быстрые ноги, сильные руки, меткий глаз. В играх чукотских детей преобладает такие элементы как метание копий на дальность и в цель — «гарпунить кита», «ловля тюленя»; бег с палочками наперегонки. Чукотские дети играют в подвижную игру «моржовое ребро и китовый череп». Чтобы выработать в детях ловкость, быстроту, меткость, существует много других игр. Названия игр ярко говорят о их содержании: «Охотники за дикими оленями»; «Олени и волки», «Поймать рыбку». Девочки играют в игры, связанные с мячом, прыжками на шкуре – своеобразном батуте.

В чукотских семьях передача мастерства, опыта, навыков   и умений подрастающему поколению считается делом первостепенной важности. Семейное воспитание чукотских детей отличается особой специфичностью, так как значительное место уделялось привитию трудовых навыков и приобщению их к накопленному опыту; развитию у детей необходимых физических и моральных качеств. Дети с раннего возраста познают окружающую действительность, а также усваивают традиции и обычаи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *