0

Этнокультурные аспекты социализации (на примере детства в культуре чукчей). Страницы 3-4

охота носят вспомогательный характер. Социализация детей чукч-оленеводов, которые ведут кочевой образ жизни и чукч, живущих в приморских районах отличается. Дети из семей приморских народов имеют более скудный рацион питания, но более поздно приучаются к труду, чем дети из семей кочевников.

Кроме того, следует отметить, что на социализацию современных детей из чукотских семей влияет перевод кочевого населения на оседлый образ жизни. В целом для всех народов Севера характерна тенденция перехода на европейский тип воспитания. В советский период в чукотских поселениях были построены школьные и дошкольные образовательные учреждения, которые повлияли на воспитательные традиции чукотского народа.

К значимым факторам социализации арктических коренных народов, к которым принадлежат и чукчи, относится: организация труда, необходимость следования традициям и обычаям общения, адаптация и изучение приемов выживания в условиях арктического и субарктического климата; традиционные игры; праздники и ритуалы; фольклорное искусство.

Этнокультурные традиции социализации — это базовый фактор социализации ребенка в этносе, включающий:

  1. идеалы;
  2. эстетические и трудовые и ценности;
  3. традиционные виды деятельности, в которые включается ребенок в соответствии с возрастом;
  4. нравственные нормы;
  5. правила взаимоотношений между детьми и взрослыми;
  6. ритуалы, праздники, обряды;
  7. традиционные воспитательные средства.

В чукотских семьях важным условием перехода в новую социальную категорию является выполнение детьми трудовых обязанностей. Поэтому одно из ведущих мест в семейном воспитании занимает труд, которому старшие члены семьи начинают обучать детей с раннего возраста. Обязанностью детей становится овладевать опытом родителей и учиться обращаться с основными предметами труда.

Чукотские дети приобщаются к трудовой деятельности в возрасте 5-8 лет. Приобщение к труду взрослых, позволяет развивать у детей сообразительность, самостоятельность действий, смекалку. Родители заинтересованы подготовке к самостоятельной работе, в развитии умственных способностей детей, приспособлению их к окружающей среде. Вовлечение детей в коллективную трудовую деятельность способствует дальнейшей социализации детей в качестве полноправного члена чукотского общества.

Мальчики и девочки трудятся отдельно друг от друга. Половая дифференциация связана с подготовкой детей к выполнению разных социальных ролей в будущем. Девочек мамы приучают к шитью, готовке еды, выделыванию шкур, также девочек приобщают к воспитанию младших братьев и сестер.

Мальчиков чаще всего воспитывают отцы, приучают к охоте, рыболовству, стрельбе из винтовки, верховой езде, ходьбе на лыжах, умению мастерить нарты, метанию чаата (веревки с грузиком на конце), утварь и прочее. Особенно ранняя социализация характерна для чукчей-оленеводов. С 3 лет ребенка обучают езде на олене, а в 7 устраивали соревнования в верховой езде. Маленьким мальчикам, как только они начинают брать в руки вещи, дают нож, который они с этого момента постоянно носят с собой. В возрасте старше 10 лет мальчики из семей чукч-оленеводов самостоятельно начинают пасти оленей. Девочек также приобщают к этой деятельности, но в более старшем возрасте.

Чукотские дети воспитываются с учетом принципа природосообразности. Дети из чукотских семей наблюдают бережное отношение взрослых к природе, поэтому сами впитывают философию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *