Рассмотрим отличия в процедурах антикризисного управления. При проведении процедуры банкротства «Наблюдение» временный управляющий проводит анализ финансового состояния предприятия-должника и подготавливает предложения по реорганизации или ликвидации предприятия.
При введении процедуры «Финансовое оздоровление» план финансового оздоровления (бизнес-плана) разрабатывается учредителями (участниками) должника, собственником имущества унитарного предприятия, утверждается собранием кредиторов, и должен включать мероприятия, обеспечивающие восстановление платежеспособности и расчет с кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности.
В случае введения процедуры «внешнее управление» разрабатывается план внешнего управления (бизнес-план), в котором представлены меры по восстановлению платежеспособности, условия и порядок их реализации, расходы на его реализацию и иные расходы должника, срок восстановления платежеспособности, обоснование возможности восстановления платежеспособности должника. Целью бизнес-плана внешнего управления является восстановление платежеспособности и накопление денежных средств, достаточных для расчета с кредиторами. В табл. 1. приведены результаты сравнительного анализа содержания бизнес-плана финансового оздоровления при различных процедурах банкротства.
Основой программы по выводу предприятия из кризиса является глубокий анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, который выявляет факторы, приведших к кризису на предприятии.
Кроме того, в стабилизационную программу входит комплекс мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности предприятия.
При реализации антикризисной программы могут использоваться стратегические и оперативные меры. Они наглядно видны на рисунке 3. Особое внимание целесообразно уделить системно-деятельностной стратегии инноваций в рамках системы мер по выводу из кризисной ситуации (если она возникнет в связи с мировым финансовым кризисом 2015 года).
Рис. 3. Механизмы управления предприятием в кризисных условиях[1].
Проблему реализации и антикризисной программы, и финансового оздоровления российских предприятий, и реструктуризации необходимо решать комплексно, на всех уровнях (макро-, мезо-, микроуровнях), т.е. государство, регионы, отраслевые министерства и сами предприятия должны совместными усилиями решать данную проблему. Антикризисный бизнес-план является важной составной частью проекта санации предприятия-должника.
[1] Махнорылова М.П. Органическая взаимосвязь системного кризиса в России с кризисными процессами на микроуровне // Научная мысль Кавказа. Науч-ный и общественно-теоретический журнал. Приложение №13 – Ростов-н/Д: Изд-во СКНЦВШ, 2013. С. 132 -140.