- и социальных метаморфозах в стране. Следовательно, оно должно быть способно решать самые разноплановые и разносторонние задачи;
- в его рамках применяются, как правило, такие управленческие инструменты, которые в специфических российских условиях оказались наиболее эффективными в решении всех текущих задач предприятия, а не только в устранении временных финансовых затруднений;
- суть антикризисного управления — быстрая и действенная реакция на существенные изменения внешней среды за счет использования заранее разработанного набора альтернативных вариантов управленческих решений, предусматривающих различные действия в зависимости от ситуации;
- в основе антикризисного управления лежит процесс постоянных и последовательных нововведений во всех звеньях и областях функционирования предприятия;
- антикризисное управление нацелено на то, чтобы даже в самой сложной хозяйственной ситуации, в которой может оказаться предприятие, можно было ввести в действие управленческие и финансовые механизмы, которые позволят выйти из трудной ситуации с наименьшими потерями[1].
Антикризисное управление, предупреждение банкротства, осуществляемое органами внешнего управления, предприятием-должником, его учредителями, собственником предприятия, кредиторами в досудебном порядке преследует одну цель: выявить возможность или невозможность восстановления платежеспособности предприятия; способность или неспособность предприятия, организации вести дальнейшую нормальную хозяйственную деятельность.
Таблица 1
Сравнение содержания бизнес-плана финансового оздоровления при различных процедурах банкротства[2]
Процедура | Цель | Отличия |
Досудебная санация | Восстановление платежеспособности и обеспечение рентабельности производства | Составляется в произвольной форме руководителем должника, учредителями, обычно состоит из следующих разделов: резюме; анализ положения дел в отрасли; выявление резервов; производственный план; план маркетинга; организационный план; финансовый план, обоснование требуемой финансовой помощи; потенциальные риски. |
Финансовое оздоровление | — восстановление платежеспособности
— удовлетворение требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности |
Составляется плана финансового оздоровления, предполагающий погашение кредиторской задолженности первой, второй и третьей очередях в процессе реализации плана строго в соответствии со сроками указанных в ФЗ № 127. Разрабатывается учредителями или третьими лицами. Утверждается собранием кредиторов. Состоит из восьми разделов. |
Внешнее управление | — восстановление платежеспособности
— накопление денежных средств, достаточных для погашения кредиторской задолженности |
Разрабатывается внешним управляющим не позднее, чем через месяц с даты его утверждения. Утверждается собранием кредиторов. Должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности, условия и порядок реализации, их обоснование и расходы на реализацию этих мероприятий, срок плана внешнего управления. Должен соответствовать требованиям, установленным федеральными законами; предусматривать срок восстановления платежеспособности должника; содержать обоснование возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок.
План внешнего управления состоит из восьми разделов. Заключительным разделом является разработка модели дисконтированных денежных потоков, прогнозирование финансового результата и расчет коэффициентов платежеспособности, которые являются доказательством восстановления платежеспособности. |
В случае отрицательных результатов внешнего управления возбуждение дела о банкротстве должника неизбежно. Однако возбуждение дела о банкротстве еще не свидетельствует о том, что должник будет ликвидирован
[1] Антикризисный менеджмент / Под ред. проф. Грязновой А.Г. М.: ЭКМОС, 2013. С. 7.
[2] Гуляевский С.Е. Методический подход к разработке инвестиционного проекта финансового оздоровления предприятия должника. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, РЭА им. Г.В. Плеханова, 2003. – с. 96-98.