Правовое регулирование внутренних государственных займов. Страницы 9-10

Правовое регулирование внутренних государственных займов. Страницы 9-10

2         Правовое регулирование выпуска государственных внутренних долговых ценных бумаг

Порядок выпуска, обращения и погашения государственных ценных бумаг РФ регулируется Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»[1], а также нормативными актами, устанавливающими условия обращения соответствующего выпуска облигаций.

Следует отметить, что согласно ст. 142 ГК РФ, ценная бумага в общем случае представляет собой документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

В ст. 143 ГК РФ перечислены основные виды ценных бумаг, в их число включены и государственные облигации, но при этом отмечено, что помимо ценных бумаг, перечисленных в названной статье, могут существовать и другие ценные бумаги, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги делятся на две группы — государственные ценные бумаги РФ и субъектов РФ. При этом государственные ценные бумаги РФ определяются как ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации.

Эмитентами государственных и муниципальных ценных бумаг являются соответственно исполнительные органы государственной власти и местные администрации, которые выпускают от имени публично-правового образования ценные бумаги и несут обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами.

Эмитентом государственных ценных бумаг РФ выступает Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти.

Из ст. 817 ГК РФ, посвященной договору государственного займа, а также ст. 3 Закона N 136-ФЗ следует, что из всего существующего перечня ценных бумаг, приведенного в конце первого пункта данной работы, эмитенты государственных и муниципальных ценных бумаг могут выпускать только строго определенные ценные бумаги, к числу которых прежде всего относятся облигации.

В общем виде облигация представляет собой долговое обязательство, выпущенное (эмитированное) на определенных условиях с целью привлечения дополнительного капитала и представленное в такой форме, которая позволяет ей свободно обращаться на рынке. Выпуск облигаций является примером «секьюритизации» (оформления в виде ценных бумаг) долговых обязательств. Облигации выступают одним из инструментов мобилизации средств различными эмитентами, выступающим реальной альтернативой прежде всего по отношению к банковскому кредиту.[2]

Из смысла ч. 3 ст. 98 БК РФ следует, что с точки зрения срочности государственные ценные бумаги РФ могут быть:

  • краткосрочными (менее одного года);
  • среднесрочными (от одного года до пяти лет);
  • долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

Такая же градация с точки зрения срочности установлена в ч. 6 ст. 99 БК РФ и по отношению к государственным ценным бумагам субъектов РФ.

Закон N 136-ФЗ допускает возможность существования государственных и муниципальных ценных бумаг в виде не только облигаций,

[1] Федеральный закон от 29.07.1998 N 136-ФЗ (ред. от 14.06.2012) «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3814.

[2] Казна и бюджет / Р.Е. Артюхин, А.В. Богданова, Ю.В. Гинзбург и др.; отв. ред. Д.Л. Комягин. М.: Наука, 2014.

Comments are closed