0

Правовое регулирование внутренних государственных займов. Страницы 11-12

но и иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с ст. 2 Закона «О рынке ценных бумаг»[1].

В соответствии со ст. 2 Закона «О рынке ценных бумаг» и ст. 816 ГК РФ под облигацией понимается эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. При этом облигация является формой договора займа, а к отношениям между лицом, выпустившим облигацию, и ее держателем правила параграфа 1 гл. 42 ГК РФ, регулирующие отношения займа (заемные отношения), применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено законом или в установленном им порядке.

Основополагающими принципами договора займа (заемных отношений) являются возвратность, срочность и платность (возмездный характер), что, в частности, проявляется в том, что заемщик обязан возвратить заимодавцу сумму займа в указанный в договоре займа срок, заимодавец по общему правилу имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, которые определены договором займа. При этом обязательства по договору займа должны исполняться надлежащим образом в соответствии с указанными в нем условиями. В этой связи включение в договор займа условия, которое заранее предполагает возможность неисполнения или ненадлежащего исполнения заемщиком обязательства вернуть заимодавцу в установленный срок сумму займа, не соответствует самой природе заемных отношений.

Таким образом, сложившаяся на сегодняшний день нормативно-правовая база, регламентирующая рынок ценных бумаг в целом и особенности эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг в частности, не позволяет эмитентам выпускать исламские облигации «сукук»[2].

Требования к форме ценной бумаги определяются законом или в установленном им порядке (ч. 1 ст. 144 ГК РФ). Однако уже из смысла ч. 1 ст. 142 ГК РФ, содержащей дефиницию понятия «ценная бумага» следует, что ценная бумага может существовать прежде всего в форме обособленного документа (документарная ценная бумага). Документарная форма ценной бумаги — это классическая форма существования ценной бумаги, при которой ценная бумага имеет материальную форму в виде бумажных сертификатов. При документарной форме имущественные права, удостоверенные ценной бумагой, осуществляются и передаются только при предъявлении документа, являющегося ценной бумагой.

Вместе с тем в случаях, предусмотренных законом или в установленном им порядке, для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре (обычном или компьютеризованном) (ч. 2 ст. 142 ГК РФ). Тем самым допускается возможность существования ценной бумаги в форме, отличной от документарной формы, — в бездокументарной форме. Такие ценные бумаги существуют в виде записи на счете в реестре бумажном или электронном. Соответственно, записи содержат все необходимые реквизиты ценной бумаги. При купле-продаже ценной бумаги, а также других видах операций с ней она перемещается не путем передачи бумажного сертификата, а путем совершения записей в реестре.

Из смысла ст. 3 Закона N 136-ФЗ следует, что по государственным и муниципальным ценным бумагам, выпущенным в документарной форме, также может быть предусмотрено централизованное хранение, причем в отличие от иных эмиссионных ценных бумаг — как по ценным бумагам на предъявителя, так и по именным ценным бумагам.

Одной из принципиальных особенностей государственных и муниципальных ценных бумаг, отличающих их от других разновидностей эмиссионных ценных бумаг, является то, что по именным государственным и

[1] Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «О рынке ценных бумаг» // Собрание законодательства РФ, N 17, 22.04.1996, ст. 1918/

[2] Прудникова Ю. Механизм функционирования исламских облигаций [Электронный ресурс] //  http://www.rcb.ru/rcb/2007-14/8554/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *