0

Правовое регулирование внутренних государственных займов. Страницы 7-8

  • объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие БК РФ.

Государственные займы являются добровольными. Принцип добровольности размещения государственных займов имеет конституционную основу — согласно ч. 4 ст. 75 Конституции РФ[1] государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе. В настоящее время, несмотря на отмечаемый учеными-финансистами элемент неравноправия сторон в отношениях с участием государства, можно говорить о реализации принципа добровольности на практике (в то время как в социалистический период российской истории известны случаи принудительного размещения государственных ценных бумаг)[2].

Следует отметить, что в с. 807 ГК РФ[3] закрепляет необходимость применения правил параграфа, регулирующего данные отношения, постольку, поскольку иное не предусмотрено законом или в установленном им порядке, что дает возможность возникновения неравноправных отношений с участием государства-заемщика при закреплении такими законами приоритетных интересов государства[4].

Государственные внутренние займы осуществляются путем эмиссии ценных бумаг от имени РФ. Так, в ст. 143 ГК РФ прямо определены конкретные виды ценных бумаг, которые признаны государством и соответственно таковыми являются. В частности, к их числу прямо отнесено девять видов ценных бумаг, в том числе:

1) государственные облигации;

2) облигации;

3) вексель;

4) чек;

5) депозитный и сберегательный сертификаты;

6) банковская сберегательная книжка на предъявителя;

7) коносамент;

8) акции;

9) приватизационные ценные бумаги[5].

 

 

 

[1] Конституция Российской Федерации  (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

[2] Вавулин Д.А., Федотов В.Н. Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (постатейный). -М., Деловой двор, 2013.

[3] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 06.04.2015, с изм. от 07.04.2015) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.

[4] Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: В 3 т. / Под ред. П.В. Крашенинникова -М., Статут, 2011. С. 56.

[5] Тагашева О.В Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (постатейный). –М., Норма, 2014. С. 215.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *