0

Особенности правового регулирования международных перевозок. Страницы 11-12

авиакатастрофе и их родственникам. Более того, эта конвенция ввела двухуровневую систему ответственности. На первом уровне, сразу же после наступления страхового случая, авиакомпания (или ее страховщик) должна выплатить около 135000 $ США каждому пострадавшему — даже если вина перевозчика не доказана. Если же авиакомпания будет признана виновной в происшествии, наступит второй уровень ответственности, при котором сумма выплат ущерба вообще не ограничивается. Увеличена также ответственность перевозчика за багаж пассажиров[1].

Основным законодательным актом, относящимся к воздушному праву и регулирующим осуществление воздушного транспорта является Воздушный кодекс Российской Федерации (ВК РФ), вступивший в силу 1 апреля 1997.

Статья 3 Воздушного кодекса РФ устанавливает, что, «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора».

В соответствии со ст. 2 ВК РФ в Российской Федерации в дополнение к Воздушному кодексу приняты и другие федеральные законы, указы Президента Постановления Правительства России Федерации, Федеральные авиационные правила, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативно-правовые акты Российской Федерации.

Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» утверждены Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82.[2]

Новые Федеральные авиационные правила были разработаны с учетом положений Воздушного кодекса Российской Федерации и текущих международных тенденций в области правового регулирования внутреннего и международного воздушного движения. Их принятие означает желание России привести свое национальное законодательство о воздушных перевозках в соответствие с международными соглашениями.

Российская Федерация участвует в целом ряде двусторонних международных договоров о воздушном сообщении. Этими договорами, базирующимися на Чикагской конвенции, определяются коммерческие права сотрудничающих государств при осуществлении воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты. Эти права реализуются назначенными государствами авиапредприятиями в соответствии с заключаемыми ими коммерческими соглашениями[3].

Тем не мене, по мнению экспертов в настоящее время, в частности, отсутствует механизм имплементации стандартов и рекомендуемой практики ИКАО в российскую законодательную базу, касающуюся гражданской авиации. Кроме того, в ВК пока отсутствуют юридические элементы и конструкции, позволяющие сближать, гармонизировать российское воздушное законодательство с законодательством стран Европейского союза[4].

Роттердамские правила[5] являются на настоящий момент самой детальной конвенцией, регламентирующей морские перевозки, однако не получившей при этом широкого распространения. Роттердамские правила являются современной альтернативой двум ранее принятым режимам, регулирующим морские перевозки грузов (Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г., далее — Гаагские правила; Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г., далее —

[1] Костенников М.В. Авиационная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения: учеб. пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2008. С. 29.

[2] Приказ Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (ред. от 16.07.2014) «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.09.2007 N 10186) // Российская газета, N 225, 10.10.2007.

[3] Международное частное право: Учеб. / Отв. ред. Г.К. Дмитриева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004 с. 359.

[4] Оводов А.А. Гражданская авиация: актуальные проблемы правового регулирования (интервью с доктором юридических наук, доктором технических наук, профессором, ректором Московского государственного технического университета гражданской авиации Борисом Елисеевым) // Транспортное право. 2013. N 1.

[5] Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов» («Роттердамские правила») (Заключена в г. Нью-Йорке 11.12.2008) // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=INT&n=51409&req=doc

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *