0

Особенности правового регулирования международных перевозок. Страницы 13-14

Гамбургские правила), и регламентируют права и обязанности грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей, пределы ответственности, исковую давность и другие вопросы. Их новеллой являются положения о транспортных электронных записях (электронном аналоге коносамента), а главной особенностью — регулирование не только морских, но и так называемых смешанных (мультимодальных) перевозок на условиях «от двери к двери», включающих этап международной морской перевозки.

Предполагается, что Роттердамские правила должны полностью заменить уже существующее специальное регулирование морских перевозок груза. Это означает, что ратифицирующее их государство вначале должно денонсировать аналогичную конвенцию, в которой оно участвовало ранее. Россия на настоящий момент не является участницей Роттердамских правил, однако это не исключает возможности присоединения к ним в будущем.

В общем виде период ответственности перевозчика установлен в п. 1 ст. 796 Гражданского кодекса РФ и также составляет период после принятия груза к перевозке и до выдачи его управомоченному лицу. Корреспондирующие положения содержатся и в п. 4 ст. 166 КТМ РФ. Но конкретный момент принятия груза к перевозке (передача груза в порту, погрузка на борт судна и т.п.) и его выдачи (выгрузка с борта судна, погрузка на иное транспортное средство и т.п.) наше законодательство прямо не называет, также предоставляя сторонам право их самостоятельного определения (ст. 116 КТМ РФ о праве сторон своим соглашением изменить правила главы VIII КТМ РФ о договоре морской перевозки груза)[1].

Однако по сравнению с Роттердамскими правилами, предусматривающими, что период ответственности перевозчика может охватывать только период с момента начала погрузки и до момента окончания выгрузки, ст. 175 КТМ РФ разрешает сторонам освободить перевозчика от ответственности в периоды с момента принятия груза до его погрузки на судно и после выгрузки груза до его сдачи при исключительных обстоятельствах: если коносамент или иной товарораспорядительный документ не выдаются и состояние груза и условия его перевозки значительно отличаются от обычных.

Правовое регулирование международных автомобильных перевозок грузов, пассажиров и багажа осуществляется посредством норм национального законодательства и международных договоров. В России к числу национально-правовых актов в данной области можно отнести следующие документы:

  • Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. N 12 в редакции от 10 июля 1998 г. (СЗ РФ. 1998. N 28. Ст. 3367);
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» в редакции от 30 декабря 2001 г. (СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3805; 2002. N 1. Ч. I. Ст. 2);
  • Постановления Правительства РФ и Приказы Министерства транспорта РФ.

Международные договоры как источники международного автомобильного права представлены широким спектром конвенций и соглашений, разработанных в рамках или под эгидой международных организаций.

Международные источники автомобильного права включает следующие основные конвенции:

  • Женевская конвенция УНИДРУА-ЕЭК ООН 1956 г. о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), вступившая в силу 2 июля 1961 г.;

[1] Вешнякова И.А., Ярмолович О.Г. Отдельные вопросы ответственности перевозчика в свете Роттердамских правил // Закон. 2014. N 8.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *