0

Особенности правового регулирования международных перевозок. Страницы 7-8

2        Особенности правового регулирования международных перевозок отдельными видами транспорта

Железнодорожные перевозки пассажиров и багажа в международном сообщении являются одними из самых растпространенных. При международных железнодорожных перевозках используется железная дорога не одного государства. Это требует скоординированных действий железных дорог сопредельных государств, учета несовпадающих параметров железнодорожной колеи стран Западной и Восточной Европы, разработки нормативной базы, регулирующей взаимоотношения железных дорог разных стран.

Анализ основных особенностей организации международных железнодорожных сообщений показывает, что эти особенности переплетаются с установленным порядком осуществления перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом. Это проявляется, в частности, в системе взаимосвязанных нормативных положений о порядке пересечения перевозчиком границ и передачи пассажиров и багажа на пограничных станциях железным дорогам иностранных государств.

При наличии международной железнодорожной конвенции применение национального законодательства допускается только при отсылке к нему в самой конвенции либо для решения вопросов, не урегулированных в конвенции. Среди международных договоров наибольший интерес для перевозок пассажиров и багажа представляют:

  • Бернская конвенция 1980 г., касающаяся международных железнодорожных перевозок (КОТИФ)[1];
  • Соглашение о международном железнодорожном пассажирском сообщении 1951 г. в ред. Таллинского соглашения 1997 г. (СМПС)[2].

СМПС вступило в силу 1 ноября 1951 г. Таллинское соглашение вступило в силу 1 сентября 1997 г.

В КОТИФ урегулированы наиболее важные вопросы перевозки. Речь идет об условиях перевозки детей, провоза багажа и ручной клади, ответственности перевозчика, сроков давности и некоторых других. В частности, в КОТИФ закреплено требование к билету пассажира, по которому осуществляется перевозка, указаны его обязательные реквизиты. Однако форма билета устанавливается соглашениями железных дорог. Ими же определяется и срок годности билета. Пассажир в пределах этого срока вправе прервать перевозку на закрепленных нормативных условиях. Он наделен правом отказаться от поездки полностью или же на определенном участке. При этом ему возвращается стоимость проезда или ее часть.

Установлен бесплатный провоз ручной клади. Под ручной кладью подразумеваются легко переносимые предметы, которые могут быть размещены под или над местом, которое занимает пассажир. Перевозка багажа осуществляется по фиксированным тарифам. Она оформляется багажной квитанцией установленной формы. В случае ненадлежащей упаковки багажа в квитанции делается соответствующая отметка.

Кроме КОТИФ Россия участвует в многостороннем международном региональном соглашении по железнодорожным перевозкам — СМПС. Сфера действия СМПС — бывшие социалистические государства Восточной Европы и Азии, бывшие союзные республики СССР. СМПС содержит императивные унифицированные материально-правовые и коллизионные нормы. Недействительны все двусторонние соглашения, отступающие от правил

[1] Конвенция о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) от 9 мая 1980 г. согласно тексту изменяющего Протокола от 3 июня 1999 г. (Вместе с «Протоколом о привилегиях и иммунитетах Межправительственной организации… (ОТИФ)», Едиными правовыми предписаниями к договору о перевозке пассажиров (ЦИВ), грузов (ЦИМ), об использовании вагонов (ЦУВ), инфраструктуры в обмене (ЦУИ), Едиными правовыми предписаниями об утверждении технических стандартов и принятии предписаний, применяемых к оборудованию (АПТУ), о допуске (АТМФ, Регламентом перевозки опасных грузов (РИД), Стандартами и Предписаниями, относящимися к парку транспортных средств и тяговым транспортным средствам) (Заключена в г. Берне 09.05.1980) (с изм. от 03.06.1999) // Собрание законодательства РФ. 29 августа 2011 г. N 35. Ст. 5060.

[2] Соглашение о международном пассажирском сообщении (СМПС)» (тарифное руководство N 10-А) (Вместе со «Списком предметов, составляющих монополию почтового ведомства», «Перечнем адресов организаций, рассматривающих претензии») (с изм. и доп. на 08.10.2004) / Соглашение о международном пассажирском сообщении (СМПС). Служебная инструкция к Соглашению о международном пассажирском сообщении (СИ к СМПС).- М.: НПФ «Планета», 2005. С. 5 — 94.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *