0

Особенности правового регулирования международных перевозок. Страницы 5-6

г.[1] и Воздушный кодекс РФ 1997 г.[2], а также Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации 2003 г.[3], Закон о федеральном железнодорожном транспорте 1995 г[4]., изданы также различные положения и правила.

Особенность договора международной перевозки заключается в том, что в ходе его исполнения соответствующие материально-правовые нормы применяются на основании различных коллизионных принципов. Так, при отправлении груза руководствуются законом страны отправления, при выдаче груза в конечном пункте — законом страны назначения. В других случаях применяется закон перевозчика или же закон страны суда.

В России такие нормы в отношении договора перевозки вообще установлены в третьей части ГК РФ[5] (п. 3 ст. 1211), а в отношении отдельных видов перевозки — в соответствующих кодексах и законах. Согласно п. 3 ст. 1211 к отношениям по перевозке при отсутствии соглашения сторон подлежит применению право страны перевозчика, а к отношениям по договору транспортной экспедиции — право страны экспедитора, поскольку перевозчик, а также экспедитор рассматриваются Кодексом как стороны, которые осуществляют «исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора». Подлежащее применению к международной перевозке право может быть указано в транспортном документе, выданном перевозчиком.

В зависимости от того, какой вид транспорта используется, различаются международные железнодорожные, международные автомобильные, международные воздушные и международные морские перевозки.

Определенной спецификой отличаются перевозки грузов в смешанном (например, железнодорожно-водном) сообщении, перевозки транзитных грузов через территорию РФ, а также контейнерные перевозки.

Для России сохранилось действие Соглашения о международном прямом смешанном железнодорожно-водном грузовом сообщении 1959 г.[6], Соглашения об общих условиях выполнения международных пассажирских перевозок автобусами 1970 г[7].

24 мая 1980 г. была заключена Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов[8], а 1 февраля 1990 г. — Конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом (КГПОГ)[9], 15 апреля 1991 г. — Конвенция ООН об ответственности операторов транспортных терминалов в международной торговле (Россия в этих конвенциях не участвует)[10].

Россия — участник Европейского соглашения о важнейших линиях международных комбинированных перевозок и соответствующих объектах (САКПП) от 1 февраля 1991 г[11].

[1] Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 30.03.2015) // Собрание законодательства РФ, 03.05.1999, N 18, ст. 2207.

[2] Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 14.10.2014) // Собрание законодательства РФ, 24.03.1997, N 12, ст. 1383

[3] Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 13.01.2003, N 2, ст. 170

[4] Федеральный закон от 25.08.1995 N 153-ФЗ(ред. от 10.01.2003) «О федеральном железнодорожном транспорте» // Собрание законодательства РФ, 28.08.1995, N 35, ст. 3505.

[5] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ, 03.12.2001, N 49, ст. 4552.

[6] Соглашение о международном прямом смешанном железнодорожно-водном грузовом сообщении (МЖВС) (Заключено в г. Софии 14.12.1959) / Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXI.- М., 1967. С. 429 — 431.

[7] Соглашение об общих условиях выполнения международных пассажирских перевозок автобусами (Заключено в г. Берлине 05.12.1970) / Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVII.- М., 1974. С. 278 — 291.

[8] Конвенция Организации Объединенных Наций о международных смешанных перевозках грузов (Вместе с «Положениями по таможенным вопросам, относящимся к международным смешанным перевозкам грузов») (Заключена в г. Женеве 24.05.1980)/ Международное частное право. Сборник документов.- М.: БЕК, 1997. С. 370 — 387.

[9] Конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом (КГПОГ) (Заключена в г. Женеве 10.10.1989) / Международное частное право. Сборник документов.- М.: БЕК, 1997. С. 387 — 400.

[10] Конвенция Организации Объединенных Наций об ответственности операторов транспортных терминалов в международной торговле (Заключена в г. Вене 19.04.1991) / Комиссия ООН по праву международной торговли. Ежегодник. 1992 год. Т. XXIII.- Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1994. С. 652 — 660.

[11] «Европейское соглашение о важнейших линиях международных комбинированных перевозок и соответствующих объектах (СЛКП/AGTC)» [рус., англ.] (Вместе с «Железнодорожными линиями, имеющими важное значение…», «Объектами, имеющими важное значение…», «Техническими характеристиками сети…», «Эксплуатационными характеристиками поездов и минимальными требованиями к инфраструктуре») (Заключено в г. Женеве 01.02.1991) // Бюллетень международных договоров. 2003. N 2. С. 3 — 28.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *