0

Лекция 25 «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АМЕРИКАНСКИХ ГЕОПОЛИТИКОВ»

1. Региональная интеграция Южной Азии в глобальную политику Южная и Юго-Восточная Азия обширный регион, охватываю щий ныне 17 государств, занимающих континентальные и остров ные территории между Центральной Азией, Китаем и Австралией. Континентальная часть Юго-Восточной Азии и Южной Азии вклю чает Бангладеш, Бутан, Вьетнам, Индию, Камбоджу, Лаос, Мьянму (Бирму), Непал, Пакистан, Таиланд. Островная часть Бруней, Индонезия, Мальдивы, Сингапур, Филиппины, Шри-Ланка. Ма лайзия занимает южную оконечность Малаккского полуострова и северную часть острова Борнео. В Южной и Юго-Восточной Азии проживает сотни народов общей численностью около 2 млрд чело век почти 1/3 населения Земли. Южная и Юго-Восточная Азия родина двух мировых религий индуизма и буддизма. С VIII в. сюда стал проникать ислам, кото рый распространялся, главным образом, в Пакистане, Бангладеш, Индонезии, Малайзии, частично в Индии, на Филиппинах, во Вьетнаме, Камбодже. В этих странах ислам проник в систему веро ваний, язык, литературу, музыку, оказал большое влияние на изо бразительное искусство. Начиная с XVI в., стало распространяться и христианство, сопровождавшее колониальные захваты Велико британии, Франции, Португалии. Однако оно имело существенное значение только для Филиппин, где основной религией большинст ва населения стало католичество. Современная фаза геополитического развития в Южной Азии определяется противоборством двух государств Индии и Паки стана, стремящихся играть доминирующую роль в регионе и обрес ти статус регионального лидера. В обоих государствах динамично происходят процессы модернизации, обе страны фактически обла дают ядерным оружием, испытания которого были успешно произ ведены. Однако их геополитические перспективы в условиях однополярного мира неоднозначны. Общность проблем стран региона заставила их в 1986 г. создать Юж но-азиатское соглашение о свободной торговле (СААРК). Функцию лидера в построении объединенной и процветающей Южной Азии взяла на себя Индия. На этом пути одной из главных проблем является высокий уровень недоверия стран региона друг к другу, отягощенный наследием прошлых обид. Страны региона начали медленно, но твердо менять в сознании свою позицию по отношению к Индии. В свою очередь, эта пере мена плод осознанного изменения политического курса, который сделала Индия в отношении всего региона, а также той настойчиво сти, с которой Индия выступает в защиту районирования. Каждое событие, в котором участвовало много сторон, было нацелено на ук репление этих отношений и их перевод на уровень личной дружбы. Инициативы, предпринятые Индией по воссозданию автомобильно го, железнодорожного и паромного сообщения с Пакистаном, проект Открытые небеса со Шри-Ланкой, железнодорожное соглашение, с Непалом, проекты по гидроэлектронике в Бутане и Непале, автобус ное сообщение между Дхакой и Агарталой, а также предложения по паромному сообщению между Коломбо, Кочи Мумбаем и Карачи все это было направлено на развитие контактов между народами, на лаживание торговых и коммерческих связей в пределах этого региона. Во внешней политике Индия не ограничивается рамками суб континента. В течение последних шести лет правительство посто янно поддерживало идею о том, что Индия, является крупнейшей мировой державой. Была отчетливо сформулирована концепция расширения связей Индии с соседними государствами, граница, с которыми тянется от Суэцкого канала до Южного Китайского моря и включает в себя территорию Западной Азии, Залива, Средней Азии, Юго-восточной Азии, Восточной Азии, а также регион Тихо го океана в Азии и регион Индийского океана. 2. Индия в монополярной геополитической системе Цивилизационные основы индийской геополитики Индия одна из немногих стран, которые называют колыбелью че ловеческой цивилизации. Еще в VII VI тыс. до н.э. населявшие ее первобытные племена перешли от охоты, рыболовства и примитив ного собирательства к оседлому образу жизни, земледелию и ското водству. А в конце III тыс. до н.э. в долине реки Инд, на террито рии современных Северо-Западной Индии и Пакистана, возникла высокоразвитая культура городских поселений Хараппская, на званная по имени местечка, рядом с которым были произведены археологические раскопки. Предположительно в это же время нача лось растянувшееся на несколько столетий переселение многочис ленных индо-арийских племен в Индию из области южнорусских степей, Приуралья и Прикаспия через территорию современной Средней Азии, Ирана и Афганистана. Продвигаясь на восток и юг страны, они либо ассимилировали, либо оттесняли в лесистые горы носителей Хараппской культуры и многочисленные дравидийские и австралоидные (ведлоидные) племена. В дальнейшем родственные племена объединялись, смешивались, образуя новые общности, од нако ни в древности, ни в Средние века крупные единые народы так и не сложились. Большинство индийцев (более 70 %) говорят на языках индоарийской группы хинди (около 40% населе ния), бенгали, маратхи, урду и др. В разных языках используются и различные виды письменно сти: в настоящее время их насчитывается 24. В обиходе на этих языках говорит лишь немногим более половины населения Индии. Остальные использу ют местные языки и их диалекты. Всего таких незарегистрирован ных языков около 500, а также несколько сотен их диалектов и местных говоров. Примерно столько же (около 500) насчитывается в Индии малых народностей, или зарегистрированных племен. Основы современного административного деления Индии были заложены в период английского колониального завоевания (сере дина XVIII середина XIX вв.), когда большая часть страны, раз деленная на крупные провинции, вошла в состав Британской Ин дии. Меньшая часть состояла из 500 вассальных княжеств. После получения Индией независимости в 1947 г. практически все княже ства были присоединены к ближайшим к ним штатам бывшим провинциям Британской Индии. Отдельные штаты образовали княже ства Кашмир, Трипура и Манипур, еще одна группа княжеств объеди нилась в штат Раджастхан. При проведении границ штатов учиты вался этнический состав населения, поэтому, как правило, в штате проживает одна из основных народностей Индии, и делопроизвод ство там ведется на одном из зарегистрированных языков. Всего в стране насчитывается 25 штатов. Помимо штатов в Индии существует семь союзных территорий, образованных в основном из бывших французских и португальских колоний. Они были малозаселены и охватывали небольшую тер риторию, поэтому не могли получить статус полноправного штата. К союзным территориям относится и Дели (плошадь 1,5 тыс. км, население 9,4 млн человек). Г еополитический код Индии Почти 200 лет Индия была под вла стью Великобритании. Колонизация Индии европейцами началась в XVI в. Индийский на род не переставал бороться за независимость. Наиболее известно синайское восстание 1857 1859 гг. Многолетняя борьба Индии за независимость связывается в первую очередь с именем Махатмы Ганди. Мохандас Карамчанд Ганди (1869 1948) вождь индийского нацио нально-освободительного движения, с 1920 г. лидер партии Индийский национальный кон гресс (ИНК). На его учение гандизм нема лое влияние оказала философия вед. Еще при жизни Ганди стали называть Махатма Вели кая душа. 15 августа 1947 г. Индия обрела независимость. Становление независимой Индии, ее политической системы, выра ботка ее геополитического кода связана с именем ее первого пре мьер-министра Джавахарлала Неру (1889 1964), почитаемый на родине как архитек тор новой Индии. Геополитический код Индии, своими исто ками восходящий к древним традициям индо-буддийской цивилизации, Дж. Неру сформулиро вал в книге Открытие Индии. Он опи рался на традицию политического и культурного синтеза. Неру всегда придерживался старой индо-буддийской идеи, что если в мире есть божественная сущность, то каждый человек обла дает ее частицей и способен ее развить. В 1958 г. в статье Основ ной подход эта мысль кладется в основу социальной программы классового примирения. Это рассуждение ведет к старой концепции Вед, согласно которой все, чувствующее и нечувствующее, является частью органического целого и во всем есть искра того, что можно назвать божественным импульсом, или, основной энергией жизненной силы, наполняю щей Вселенную. Сформулированный Неру геополитический кодекс Индии вклю чает три уровня ее геополитического позиционирования: = на местном уровне Индия предложила неофициальный протек торат над небольшими гималайскими королевствами Непалом и Бутаном и отеческое отношение к Шри Ланке; = на региональном уровне констатировалось острое соперничество с Пакистаном в Южной Азии и с Китаем в более широком ази атском масштабе; = на глобальном уровне Индия претендовала быть мировой дер жавой. Эта претензия базировалась на нетрадиционном для гео политики критерии: Неру выступил как основатель движения неприсоединения и творец новой архитектуры политического порядка, опирающейся на политический синтез, а не на про тивопоставление (биполярность) двух систем капитализма и социализма. Индийский геополитический код Дж. Неру включает: а) поли тику позитивного нейтралитета , направленную на борьбу за мир, международное сотрудничество, против угрозы войны; б) разра ботку концепции Панча шила пяти принципов межгосударст венных отношений. Предложенные Неру пять принципов Панча шила включали: 1- взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета; 2- ненападение; 3- невмешательство во внутренние дела друг друга; 4- равенство и взаимную выгоду; 5- мирное сосуществование. При жизни Неру Индия сумела организовать широкое междуна родное движение неприсоединения в рамках Панча шила. Но после его смерти страна, раздираемая внутренними противоречиями, пере стала играть важную роль на мировой сцене. Несмотря на это, на следие Неру для Индии до сих пор значимо как принцип неприсое динения. Поэтому геополитики выделяют Южную Азию как особый геополитический регион мира. Внутриполитический курс Дж. Неру Сущность курса Неру достижение общества, основанного на принципе равновесия преемственности и перемен в экономической политике состоит в сле дующем: осуществление поддержки национального предпринима тельства, его защита от иностранной конкуренции, государственное регулирование частного сектора, жесткий контроль над финансо выми операциями, в государственном секторе преимущественное развитие основных отраслей тяжелой промышленности и энергети ки. С 1991 г. в стране проводится экономическая реформа, направ ленная на ослабление государственного контроля над частным биз несом, и осуществляется приватизация некоторых государственных предприятий. За годы независимости общий объем промышленного производства возрос более чем в девять раз, и Индия вошла в первую десят ку промышленно развитых стран мира. Если в колониальной Индии основными отраслями промыш ленности были текстильная, угледобывающая и пищевая, то за 60 лет независимого развития в стране созданы практически все отрасли современного промышленного производства (кроме гражданского самолетостроения), включая сложную электронику, автомобиле строение, атомную энергетику (в 1998 г. прошли первые испытания ядерного оружия). С 1962 г. в Индии осуществляются космические исследования, в 1975 г. советской ракетой-носителем был выведен на орбиту первый индийский спутник, а с 1980 г. начались запуски космических ракет индийского производства. Вызовы и угрозы современной Индии Во многом возрастание политического веса Индии в международ ной политике связано с ее способностью решить внутриполитиче ские проблемы, истоки которых берут начало в древности. Если попытаться структурировать их по значимости, то можно предста вить следующую иерархию угроз. Демографический бум, нищета и неграмотность Основная соци ально-экономическая проблема Индии это перенаселенность и весьма низкий жизненный уровень. В течение XX в. плотность на селения страны возросла в три с половиной раза, причем лишь 30 35% индийцев принадлежат к среднему классу, около 1 % составля ют богатые, остальные 65 70% населения беднота, в 1991 г. неграмотными были 48% населения. Следствием этого является политическая нестабильность и частые конфликты. Кастовая система Индии Это явление уникальное. В Индии насчитыва ется 3 тыс. каст. Еще в эпоху вед возникло иерархическое деление общества на четыре сословия (варны): брахманы (жрецы, учителя, ученые); кшатрии (воины, правители, знать); вайшья (земледельцы, торговцы, скотоводы); шудры (зависимые земледельцы, ремесленники, слуги). Постепенно внутри варн появились более мелкие образования касты (докати), отражающие социально-классовые отношения в индуистском обще стве, характерные для данной местности. Принадлежность к той или иной касте определена от рождения, а между кастами, в особенности между брахманскими и кшатрийскими, с одной стороны, и шудрскими с другой, существуют многочисленные ограничения в бы товом общении, в частности на проведение совместных трапез. Кроме того, установлен либо полный запрет, либо ограничения на браки между членами различных каст. Нижнюю ступень иерархии зани мают так называемые вневарновые, или зарегистрированные, касты. В основном это потомки рабов и крепостных, в древности и Сред невековье эксплуатировавшихся землевладельческой верхушкой сель ской общины, а также выполнявших традиционно считающуюся нечистой работу кожевников, ассенизаторов, уборщиков, сторожей и т.д. Даже их прикосновение к лицам высших каст воспринимается, как осквернение, поэтому они получили название неприкасаемые ( отверженные ) — далиты (16,5% жителей страны). Религиозный экстремизм Много веков последователи различных религий в Ин дии, как правило, мирно соседствовали друг с другом. Положение изменилось в 1947 г., когда страна получила независимость и неко торые спорные пограничные территории были переданы Пакиста ну. Раздел происходил по религиозному признаку и сопровождался кровавыми столкновениями индуистов и сикхов с мусульманами, в ходе которых погибли сотни тысяч человек. До сих пор различные политические партии, представляющие интересы религиозных об щин, в первую очередь индуистов, постоянно провоцируют индуистско-мусульманские столкновения. Особенно это проявляется в Пенджабе и Кашмире. Конфессиональный раскол Подавляющее большинство населения Индии (82,6%; данные 1991 г.) составляют индуисты, последователи одной из древнейших мировых религии индуизма. Возникновение индуизма первоначально религии древних индоарийцев относят ко II тыс. до н.э. От этого периода сохранились четыре обширных сборника священных преданий вед, которые в последую щем тысячелетии обросли множеством комментариев. В I тыс. до н.э. складываются громадные по объему поэмы Махабхарата и Рамаяна. Большинство населения северозападных областей и Восточной Бенгалии были обращены в ислам. Эти части Индии во шли в 1947 г. в состав Пакистана, из которого в 1971 г. выделилась его восточная провинция, ныне Бангладеш. Индийские мусульма не, потомки переселенцев из Средней Азии, Персии, а также ин дийцев, принявших ислам, составляют немногим более 12% всего населения (1991 г.), но по абсолютной численности (более 100 млн человек) представляют одну из крупнейших мусульманских общно стей в мире. Около 1 % населения Индии исповедует такие древние религии, как буддизм и джайнизм. Обе они возникли в середине I тыс. до н.э. и в последующие несколько сотен лет играли роль государственных религий в некоторых древних и раннесредневековых государствах Индии. Однако затем были почти полностью вытеснены индуизмом. Примерно 80 тыс. жителей Индии исповедуют зороастризм. Эта ре лигия получила распространение в древности и раннем Средневе ковье в Средней Азии, Иране, Афганистане и других странах. Последователей христианства в Индии насчитывается около 20 млн человек (немногим более 2% населения). 3. Пакистана геополитической карте мира Исламская Республика Пакистан До середины XX столетия этой страны не было на географической карте. Даже само ее название Пакистан составлено искусст венно, из начальных букв названий провинций нового государства. Мечта мусульман Британской Индии о своем государстве довольно ту манно отразилась в названии Пакистан. История его такова. Еще до разделения Британской Индии на две части, в 1931 г., на круглом столе в Лондоне, где обсуждался закон об управлении этой колонией, индий ские мусульмане предложили новое имя для ее северо-запада той части, где большинство населения составляли приверженцы ислама. Оно образовано из начальных букв названий провинций: Пенджаб, Аф ганистан, Кашмир, Иран, Синд, Тохаристан. Государство Пакистан стало воплощением исламской мечты. Оно возникло в 1947 г. на части территории бывшей колонии Велико британии Британской Индии, там, где преобладало мусульман ское население. Первоначально в него входили северо-западные и северо-восточные районы бывшей колонии, Западный и Восточный Пакистан. И это не случайно: именно с северо-запада проникали в Индию мусульманские завоеватели, которым удалось обратить в свою веру очень многих людей. Но исконной, преобладающей ре лигией в Индии все последние тысячелетия был индуизм, и предста вители этих двух религий всегда враждовали. С самого начала существования Пакистан был исламским государст вом. Этим Пакистан похож на некоторые другие государства ис ламского пояса , который охватывает юго-запад Азии и Северную Африку, например Иран и Саудовскую Аравию. Пакистан молодое государство, но оно опира ется на древние культурные традиции. На его территории, в долине реки Инд, в конце III тыс. до н.э. возник очаг древнейшей Хараппской цивилизации. Пакистану достались не самые удобные и освоенные земли бывшей Британской Индии. Запад и юго-запад Пакистана занимают засушливое нагорье Белуд жистан, на севере громоздятся высокие горные хребты отроги Гималаев и горные цепи Гиндукуша. Большая часть населения (пенджабцы, пуштуны, синдхи, белуджи и др.) сосредоточена в долине Инда. После отделения Пакистана от Индии огромная часть мусульман осталась в Индии, а множество индуистов в Пакистане. Затем последовали несколько войн между соседними государст вами (в 1965 и 1971 гг.) и массовые переселения. К концу XX в. религиозные конфликты между ними продолжаются, особенно в индийских штатах Джамму и Кашмир (Пакистан не считает их ча стью Индии) и в Пенджабе. Столь длительная вражда привела к гонке вооружений в Южной Азии, и в 1998 г. Пакистан, как и Ин дия, овладел ядерным оружием. К конфликтам с Индией добавились внутренние противоречия. Два десятилетия Пакистан состоял из двух разделенных огромной территорией Индии частей западной (куда входили Пенджаб, Белуджистан, Синд и другие территории) и восточной (Восточная Бенгалия). Такая удаленность не могла идти на пользу единству страны, и, наконец, в 1971 г., после недолгой, но кровопролитной гражданской войны Восточная Бенгалия отделилась и стала незави симым государством Бангладеш. Внутриполитическая ситуация Государственным языком Пакистана является урду, который является языком всего лишь 10% населения (это по существу хинди с значительными заимствованиями из фарси). Данные обстоятельства очень важно представлять, при рассмотрении Пакистана, как внутренне нестабильной и в тоже время экспансионистской страны. Пакистан принадлежит к наиболее экономически отсталых стран мира, где производство Валового продукта на душу населения составляет не более 120 долл (уровень наиболее отсталых стран Африки). Подавляющая часть населения сосредоточена в долине Инда и ее притоков. Население страны составило уже 135 млн. чел и по оценкам к середине 21 века составит 280 — 300 млн. В Пакистане насчитывается (по оценкам пакистанских экспертов) примерно 60 млн человек, живущих ниже черты бедности (почти 37% всего населения страны). Пакистанская нация представляет собой разношерстный конгломерат племен, религиозных и этнических общин. Наиболее крупный и государство-образующий народ составляют пенджабцы — 64,6% населения, пуштуны — 15,6%, сингхи — 13,9%, практически весь юго-запад занимает 4,0 млн. народ белуджей, имеются по несколько сотен тысяч представителей различных народов Индии и других. Из мусульман около 88% составляют сунниты, остальные шииты (по другим данным в последнее время шииты уже составляют не менее 16 — 17% населения). Исламизация вызвала рост противоречий между различными мусульманскими направлениями, течениями и сектами. Столкновения между суннитами и шиитами время от времени возобновляются. Наряду с суннитско-шиитской конфронтацией, исламизация привела к возникновения к внутри-суннитской конфликтности, что стало более опасным для стабильности и целостности государства. Современное развитие Пакистана можно выразить двумя понятиями сдвиг на север и превращение в региональную державу. Чтобы лучше ос воить внутренние территории, страна стремится на север. Новая сто лица Исламабад (что означает город ислама) была специально построена в 60 70-х годах XX в. на новом месте, на севере страны, по современным западным стандартам. Поиски геополитической перспективы Исламская Республика Пакистан, как известно из школьного курса географии, имеет общую сухопутную границу с четырьмя государствами: Индией, Китаем, Афганистаном и Ираном. Ни одно из них не является союзником Пакистана: напротив, у каждого из них есть свои основания выступить (при тех или иных обстоятельствах) против него. В исламском мире Пакистан наиболее тесно сотрудничает с такими же искусственно созданными государствами — Турцией и Азербайджаном. Сотрудничество с этими странами происходит даже более тесно, чем с Саудовской Аравией — основным спонсором. Если культурно и этнически он принадлежит к индостанской цивилизации, то политико-религиозно к арабо-исламскому миру. Это двойственное положение Пакистана делает его положение в исламском мире уязвимым, а по существу периферийным по отношению к сакральным центрам ислама государством. Конфликт Пакистана и Индии был предопределен самим принципом создания этих стран. Стремясь сохранить какое-то влияние на свою бывшую колонию, англичане разбили единую территорию Британской Индии на три самостоятельных государства, а когда стало ясно, что Восточный Пакистан к самостоятельному существованию не способен, просто объединили его с Западным. В результате возникло одно из самых необычных на Земле государственных образований: расстояние между его частями составило 1500 км по воздуху и более 3000 км по морю. Пакистан стремится оказывать политическое влияние на Афгани стан и государства Средней Азии. Активная внешнеполитическая деятельность Пакистана, его причастность к глобальным проблемам современности (и, прежде всего, к борьбе против международного терроризма) повышают роль и значимость этого государства на мировой арене. Политическими и экономическими рывками Пакистан стремил ся стать региональной державой, в этом стремлении его поддерживали США, которым было необходимо найти противовес Индии и Ирану. Для развития сотрудничества с Китаем Пакистан даже построил вы сокогорное Каракорумское шоссе, которое связало обе страны. Пакистан в целях самосохранения и получения экономической помощи, осуществляет исламский проект создания пакистанской империи. Однако, идея исламского проекта не привела к усилению и стабилизации пакистанского общества и государства. Важнейшей противостоящей силой пакистанско-саудовскому проекту является национализм и его разновидности. Пакистан не в состоянии осуществлять данный проект самостоятельно и проводит данную политику в рамках проекта арабо-исламской мировой элиты создания мировой исламской империи с центром в Саудовской Аравии. Наблюдается тенденция международной изоляции арабо-исламской элиты и Пакистана, что вынуждает их искать общие интересы с США и экономически развитыми державами Запада. Актуальные элиты Турции, Ирана, большинства арабских и центрально-азиатских стран не входят в мировую исламскую элиту, данная элита является арабо-исламской. По словам американского эксперта, Пакистан как государство находится в серьёзном кризисе, который проявляется в различных формах. «Речь, прежде всего, идёт о трёх вещах — кризисе политики и управления, кризисе национальной стратегии и кризисе социально-экономической системы». Главным вызовом для Пакистана является необходимость предотвращения коллапса государства. В противном случае в руки террористов могут попасть не только сами пакистанские ядерные заряды, но и ноу-хау по их изготовлению. В сложившейся ситуации Россия и США имеют схожие задачи в регионе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *