0

Лекция 30: «ИСЛАМСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ»

1. Фундаментализм как угроза глобальной стабильности Истоки фундаментализма в развивающихся странах Понятие фундаментализм появилось в начале XX в. в связи с дви жением христиан-протестантов в южных штатах США. В конце XX в. религиозный фундаментализм резко усилился. Фундамен талисты выступают за возвращение к корням , к традиционным религиозным ценностям прошлого и перестро йку политической и общественной жизни в соответствии с религиозными догмами. По добные течения есть в исламе, иудаизме, буддизме и индуиз ме. В Японии и Китае в конце XX столетия резко возросло влияние синкретических религиозных сект. Некоторые из них ( Аум Сенри-ке в Японии) были обвинены властями в терроризме, а другие ( Фа Луньгун в Китае) преследуются как политическая оппозиция (причем в Фа Луньгун состоит несколько десятков миллионов человек). В отличие от фашистских и большевистских организаций этот коллектив религиозная конгрегация (от лат. congregatio союз, соединение) либо созданные на ее основе партия, общественное движение или нация. В Новое время люди верили, что в состоянии построить совершенное общество на рациональных решениях, здравом смысле и научных методах. Однако сегодня фундаментали стские настроения подчас охватывают не только социальные низы, но и образованную часть населения. Экономические и политиче ские катаклизмы, экологический кризис поставили под вопрос само существование цивилизации, основанной на разуме. В 70 80-х годах XX в. по всему миру прошла волна экономической либерализации. Политика протекционизма прекратилась и его барье ры, защищавшие производство большинства стран от конкуренции, были сломаны. В результате страны Африки, Азии и Латинской Америки оказались в большей или меньшей степени открыты для международной торговли. Коммерциализация затронула практически все сферы общественной жизни. Правительства разви вающихся стран рассчитывали на то, что им удастся привлечь в свою экономику инвестиции, построить на деньги западных инве сторов передовую промышленность. Быстрое промышленное развитие на основе капиталистических прин ципов организации производства и современных технологий в зна чительной степени изменило облик таких стран, как Китай, Южная Корея, Индонезия, Таиланд, Индия, Египет. Однако следствием конкуренции с иностранными компаниями стало разорение сотен мил лионов мелких сельских и городских производителей, появление новых бедняков, резкое увеличение долговой зависимости развивающихся стран. На сегодняшний день долги государств Азии, Африки и Ла тинской Америки Западу составляют свыше триллиона долларов. Выплата процентов по этим долгам стала одной из главных расход ных статей бюджета развивающихся стран, что существенно огра ничивает возможности их правительств для проведения эффектив ной социальной политики. По мнению экспертов, в результате вступления Китая во Всемирную торговую организацию потеряют свои места 50 млн работ ников государственного сектора, а в деревне разорится около 200 млн крестьян (на сегодняшний день в Китае насчитывается примерно 100 млн безземельных крестьян). В современной Индии тоже идет процесс ра зорения мелкого крестьянства. От трети до половины ее миллиардного населения постоянно недоедает. Как происходят неконтролируемые социальные взрывы в вос точных государствах, наглядно продемонстрировали события в Ин донезии, служившей недавно образцом экономических реформ. В 1998 г. Индонезию захлестнули антиправительственные выступления и социальные протесты, которые в ряде случаев переросли в погромы и массовые убийства на этнической и религиозной почве. В странах Азии, Африки и Латинской Америки существует сильная самостоятельная культурная традиция, с недоверием отно сящаяся к идее индивидуального обогащения, к растущей атомизации общества. Там, где бурно развиваются про мышленность и торговля и где в то же время сильны традиционные общинные устремления, возможно появление новых тоталитарных движений, пытающихся мобилизовать и заставить работать на себя коллективный потенциал, в любой момент готовый вылиться в акции протеста. Индуистский фундаментализм Согласно древнему преданию, в небольшом городе Айодхья индийского штата Утгар-Прадеш на месте рождения бога Рамы располагался ин дуистский храм. Однако в период завоевания Северной Индии мон гольским военачальником Захиреддином Мухаммедом Бабуром (1483 1530) он был разрушен и впоследствии на этом месте воздвигли мечеть. Спустя века, радикально настроенные сторонники индуистского фун даментализма (хиндутвы) заявили о необходимости восстановления хра ма, что, по их мнению, невозможно без разрушения мечети Бабура. Молодежная организация Баджранг дал ( Отряд сильных ), наиболее активно и агрессивно отстаивающая идеи индуистского фундаментализ ма, неоднократно устраивали в Айодхья массовые процессии. Акция 6 декабря 1992 г. оказалась ро ковой: организованная толпа разрушила мечеть. Началась резня между мусульманами и индуистами. Исламский фундаментализм: доктрина Исламский фундаментализм это религиозное течение, которое требует возврата к исламу в том виде, в каком он существовал при пророке Мухаммеде (около 570 632) и при первых его преемниках, праведных халифах Абу Бекре, Омаре I, Османе и Али. Под об щим названием исламский фундаментализм часто объединяются самые разные движения и направления и течения от умеренного до экстремистских. Термин исламский фундаментализм стал активно использо ваться в исследованиях российских и зарубежных ученых примерно с 70-х гг. XX в. Постепенно он пере шел в средства массовой информации, а затем и в наш лексикон. Однако исламский фундаментализм зародился не в XX в., как это может показаться на первый взгляд, а имеет давнюю историю и даже особое обозначение в исламе. Тех, кто придерживается фундаменталистских взглядов, именуют салафитами (от араб, салаф предки , предше ственники ). В суннизме термин сала-фиййа соответствует термину фундаментализм , однако употребляется в более широком контексте. В исламской традиции к категории салаф или ас-салаф ас-салихун ( благочестивые предки ) относятся три первых поколения мусульман сподвижники пророка (асхаб), их ученики и последователи и ученики учеников. Иными словами, салафитами считаются те, кто призывал или призывает ориентироваться на веру и образ жизни благочестивых предков , отвергнув все позднейшие нововведения. К салафитам тради ционно причисляются, например, основатели мазхабов (религиозно-правовые школы) Мухаммед ибн Идрис аш-Шафии (767 820) и Ахмад ибн Ханбал, живший в IX в. Позднее Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб (1703 1787), основываясь на ханбалитских идеях, разработал собствен ное учение, которое по сей день остается самым последовательным и наиболее организованным течением исламского фундаментализма. В шиитской традиции ислама используется термин усули (от араб. Асдь корень). Происхождение его восходит к разделению ранних школ ши итского фикха на два направления ахбари и усули. По мысли идеологов исламского фунда ментализма, основу возрождаемого истинного ислама должны со ставить только Коран и Сунна пророка. Большинство же из того, что было достигнуто мусульманскими учеными при помощи при влечения других источников и включено в жизнь исламской общи ны (как в области веры, так и в повседневной жизни), объявляется недозволенным новшеством и категорически отвергается. Идея очищения опирается на соответствующие хадисы высказывания пророка. Один из них гласит: Лучшими словами являются слова Аллаха, наилучшее руководство есть руководство Мухаммеда, вам же, поистине, следует избегать новоизобретенных дел, ведь они яв ляются наихудшими делами, так как всякое новшество есть ново введение, а всякое нововведение представляет собой заблуждение. При этом фундаменталисты упускают из виду, что классическая ис ламская теория фикха делит нововведения на одобряемые и грехов ные. К первой категории относятся новшества, не противоречащие сути исламского вероучения (например, установление во времена правления халифа Омара практики совершения дополнительной коллективной молитвы после ночной молитвы в течение всего ме сяца Рамадан поста у мусульман). Возрождение исламского наследия трактуется современными фундаменталистами как реставрация раннеисламских социальных институтов и связанных с ними социальных и правовых норм. На пример, они выступают за восстановление истинного исламского правления и создание теократического государства, подобного тому, которое существовало во времена Мухаммеда и первых четырех ха лифов. В таком государстве, по их мысли, будут действовать только нормы исламского права, регламентирующие, как известно, все сферы жизни мусульман. Особый упор делается на то, что эти нормы закон Аллаха в отличие от действующего сегодня в боль шинстве исламских стран закона людей , выдуманного и несовер шенного. Исламские фундаменталисты отличаются особым пониманием базовых религиозных истин, так или иначе восходящих к идее вос становления изначальной чистоты веры. В современных ислам ских религиозно-реформаторских движениях они выступили в ка честве оппонентов сторонников традиционного понимания ислама, обвинив их в искажении истинной веры, что, по убеждению ислам ских фундаменталистов, привело мусульманское общество к духов ному и социальному кризису. Шииты общее название порой сильно различающихся между собой группировок и общин, признавших последнего праведного халифа , зя тя пророка Али ибн Абу Талиба и его потомков единственными за конными наследниками и преемниками Мухаммеда. Сегодня шииты составляют около 10% всех мусульман. Суннизм одно из двух (наряду с шиизмом) направлений в исламе. Сунна термин, часто используемый в значении жизнь пророка Му хаммеда как образец и руководство для каждого мусульманина и один из источников решения всех проблем личной и общественной жизни. Кроме этой Сунны, полностью именуемой Суннат расул Аллах ( Сунна посланника Аллаха ), существуют понятия Сунна Аллаха , т.е. Коран и Сунна праведных халифов , а также сунна в смысле обычай то, что принято. Несмотря на распространенное заблуждение, сунну признают и сунниты, и шииты, но у шиитов имеются свои сборники рассказов о Мухаммеде хабяры, которые должны подтвердить пра во верховного руководства Али и его потомков над мусульманской общи ной. Сунниты считают, что шииты ввели в религию много непозволитель ных новшеств, и не признают шиитские хабяры, якобы доказывающие особую роль Али и его потомков. Сегодня сунниты составляют боль шинство около 90% мусульман. Ваххабизм Религиозно-политическое движение ваххабитов возник ло в Аравии в середине XVIII в. на основе учения Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба и стало впоследствии официальной идеологией первого государства Саудидов, объединившего значительную часть Аравийского полуострова. Термин аль-ваххабиййа прочно утвер дился в мусульманском мире; именно так названы последователи аль-Ваххаба в трудах известных мусульманских ученых, вступивших с ними в полемику (Ибн ас-Сувайди, Абдуллах Али аль-Касими и др.). Из их работ он и был заимствован западными исламоведами. Однако этот термин, образованный от имени основателя движения, никогда не применялся его сторонниками. Более того, они катего рически отвергали и отвергают правомерность его употребления, называя себя муваххидун ( последователи единобожия ) или сала-фиййун ( приверженцы первоначального ислама ). Ваххабитское движение, выросшее из богословской полемики по поводу очищения ислама от еретических нововведений, превра тилось впоследствии в мощный фактор идейно-политической жиз ни мусульманского мира. К началу XIX в. ваххабизм завоевал проч ные позиции на Аравийском полуострове и стал проникать в другие регионы мусульманского мира. На рубеже XIX XX столетий ваххабитские идеи закрепи лись и там, оказывая серьезное влияние на процесс поиска религи озно-политического самосознания мусульман. Ваххабизм использовался в качестве знамени антиколониальной борьбы в Ара вии, Индии и некоторых других регионах. Монополия на истину Другой характерной чертой фундаментали стов является тенденция к монополизации истины. Это выражается в провозглашаемой ими идее обвинения в неверии и уходе от ми ра. Современный мир, включая также боль шинство стран, населенных мусульманами, видится фундаментали стам погрязшим в невежестве; ему противопоставляется спасшаяся группа закрытая структура, обладающая якобы наиболее адек ватным пониманием шариата и потому несущая миссию распро странения истинного Божественного порядка на все человечество. В основе фундаменталистской теории лежит строгое разделение мира на мы (последователи истинной веры) и они (остальное челове чество, погрязшее в грехе). Социальное равенство. Для ваххабитов характерно стремление к установлению имущественного равенства. В качестве одного из важнейших принципов они выдвигают идею братства мусульман. Такое братство предполагает особый тип организации с внутренней дисциплиной гораздо более сильной, чем в обычной мусульманской среде, ярко выраженным единоначалием и круговой порукой, военизированным религиозно-политическим объ единением. Впоследствии те же принципы стали использоваться в практике различных исламистских религиозно-политических структур. Принятие важных для ваххабитской общины решений осуществля ется ее вождями. Проповедь и, самое главное, последовательное претворение в жизнь в таких общинах идей социального равенства и поддержки обездоленных делает их привлекательными для значи тельной части населения. Но на прак тике это предназначено лишь для тех, кто ревностно служит фундаменталистам. Джихад. Важнейшее место в доктрине ваххабитов занимает представление о джихаде как священной войне не только против иноверцев, неверных , но и против мусульман, не разделяющих их воззрения. На заре движения в практику ваххабитов вошло повсеместное разрушение надгробий на могилах святых и праведников, сожжение книг богословов, не согласных с их учением. Убеждение ваххабитов в том, что их противники являются неверными (кафир), даже ес ли они считают себя мусульманами, оправдывало жестокость по отношению к ним. Фанатизм сплачивал и дисцип линировал ваххабитов, создавая религиозно-идеологическую подоп леку антиисламским по своему духу и характеру действиям. Благо даря этому ваххабизм с самого начала стал идеологией военной экспансии и грабительского набега. Впоследствии данная идея, отнюдь не исламского происхожде ния, оправдывающая убийство иноверца и просто оппонента, легла в основу террористической деятельности экстремистских группиро вок так называемых исламских фундаменталистов. Террористическая деятельность фундаменталистов направлена не только против представителей Запада. В разработанной исламскими учеными (улемами, факихами) тра диционной доктрине джихада нет такого упрощенного и односто роннего подхода, который характерен для радикально мыслящих фундаменталистов. Основываясь на словах пророка Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому , сказанных после возвращения с битвы, большинство богословов объявляют вели ким джихадом духовное самосовершенствование, а борьбу за веру с оружием в руках именуют малым джихадом. Различаются четыре вида джихада: джихад сердца (борьба со своими пороками), языка (пропо ведь истины и запрещение дурных дел), руки (непосредственное уча стие в борьбе с преступниками и нарушителями исламских норм), меча (участие в вооруженной борьбе за веру). Традиционное понима ние джихада не предполагает применения его четвертого вида против мусульман, как это принято в ваххабитской концепции. Свобода. Исламские фундаменталисты решительно отвергают утвердившееся на Западе понятие свободы и в первую очередь ин дивидуальную свободу в современном понимании этого слова. По мнению исламских радика лов ни король, ни диктатор, ни демократический парламент, ни группа правоверных не вправе нарушать шариат, ме нять или изменять его законы В жизни человек должен поступать в со ответствии с теми законами, которые ниспослал Аллах, т.е. шариа том, а также руководством пророка, т.е. Сунной. Тогда чело век не нуждается в правительственных распоряжениях, полицейских силах или судах, которые удерживали бы его от совершения пре ступления или возвращали на праведный путь. Шариат (от араб, аш-шариа прямой, правильный путь) комплекс закрепленных Кораном и сунной предписаний, которые определяют убеждения и нравственные ценности мусульман. Во преки широко распространенному представлению шариат не явля ется конкретным правом мусульман. Шариат это скорее закон в широком смысле, религиозный закон. Предписания шариата являются источником конкретных норм, которые регулируют поведение мусульман. Организации исламского фундаментализма Во второй половине XX в. во многих странах мусульманского мира происходит активизация религиозно-политических движений фун даменталистской направленности. В значительной мере причиной тому стало недовольство неэффективными действиями пришедших к власти после освобождения от колониального владычества свет ских правительств, которые так и не смогли преодолеть отставание по всем позициям от стран Запада. В 80-х годах усилившаяся исла мистская оппозиция разнообразные организации, партии и фронты, использующие как парламентские, так и террористические методы борьбы, стремится к власти под лозунгом создания исламского государства. По убеждению фундаменталистов любое другое государство незаконно по определению. В Алжире в 1990 г. на свободных пар ламентских выборах победила фундаменталистская организация Фронт исламского спасения. Однако итоги выборов были отме нены военными, и с тех пор в стране идет гражданская война. В ходе противостояния властей и исламистских группировок жертвами экстремистов становятся мирные жители, которых вырезают целыми деревнями. Наиболее дерзкие террористические акты на счету разветвлен ной организации Аль-Каида ( Основа ), созданной в 1988 г. сау довским миллионером Усамой бен Ладеном. Ее задача создание справедливых исламских государств, свободных от западного влия ния. Самый крупный терракт, осуществленный членами Аль-Каиды , атака с помощью угнанных аэробусов зданий Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и Пентагона (Министерство обороны США) в Вашингтоне 11 сентября 2001 г. Братья-мусульмане из Египта В 1929 г. в Египте была создана Ассоциа ция братьев-мусульман. Основал ее Хасан аль-Банна (1906 1949) крупнейший теоретик так называемого политического ислама. Его организация, выступавшая как радикальная религиозно-политичес кая оппозиция египетской монархии, опиралась на бедные, но дос таточно образованные городские слои: интеллигенцию, мелкую буржуазию, учащихся школ и студентов, младших офицеров, отдель ных представителей духовенства. Аль-Банна видел задачу Ассоциации в защите ислама и мусульман от атеизма, от развращающего западного влияния. Он говорил, что ислам это вера и культ, ро дина и нация, религия и государство, дух и тело мусульманина. Следовательно, необходима полная исламизация личной, общест венной и государственной жизни путем возврата к фундаменталь ным положениям религии, представленным в Коране и Сунне и истолкованным в духе времени. Предполагалось, что такая полити ка возвысит роль ислама и мусульманской обшины в глазах всех людей. При этом Запад, отождествляемый с неверием (куфр), рас сматривался как главный враг исламского мира. Конечной целью аль-Банна считал единение всех мусульманских народов в исламе и воссоздание ими единого государственного образования халифа та. Лозунгом Ассоциации стали слова: Бог наша цель, про рок наш руководитель, Коран наша конституция, джихад наш путь, смерть во имя Бога наше высшее стремление. К середине XX в. Ассоциация уже имела боевую организацию Секретный орган ( Джихаз сирри ), осуществлявший террористи ческие акты против представителей власти. В результате репрессив ных мер правительства, последовавших после покушения в 1952 г. на египетского политического деятеля Гамаля Абдель Насера, был казнен крупнейший идеолог египетских Братьев-мусульман Сейид Кутб, представлявший наиболее экстремистское крыло организации. Именно он внес основной вклад в разработку доктрины обвинения в неверии и уходе от мира . Суть этой доктрины такова: неприятие человечеством шариата в качестве источника власти является причи ной того, что в мире господствует духовное невежество, незнание истинного Бога и истинной веры, многобожие. Исходя из этой по сылки, Кутб вопреки исламской традиции делит людей не на му сульман и немусульман, а на мусульман, строго придерживающихся законов шариата, и неверных , т.е. всех остальных. Между первыми и вторыми не может быть примирения и компромисса. Таким обра зом, Кутб относит к числу неверных и большинство мусульман. В своей книге Социальная справедливость в исламе он писал, что все социальные проблемы разрешимы только на основе Корана. Но при этом автор не возражает против использования достижений совре менной науки и техники во имя общественного блага. 2. Исламизм в России Истоки исламизма Исламские религиозно-политические движения как радикального, так и умеренного толка часто характеризуются одним термином исламизм. Исламизм это идеология и практическая деятельность, направленные на создание условий, при которых любые проблемы и противоречия общества и государства, где живут мусульмане, а также между этими государствами будут разрешаться исключитель но посредством исламских норм. Идейные корни исламизма обычно находят в учении Ажамаля ад-Дина аль-Афгани (1839 1897). Согласно его теории, этническая или национальная связь между людьми низшая форма связи по сравнению с единением верующих в мусульманской общине. И по тому успех будет сопутствовать такому сообществу, в котором рели гиозные узы прочнее, чем этнические. При этом аль-Афгани считал, что ислам сможет выполнить свою историческую роль, лишь при способившись к современным условиям. Иными словами, мусульма нам следует развивать светское образование, науки и промышлен ность, т.е. перенимать многое из достижений западной цивилизации. Исламский фундаментализм на Кавказе Пер вые мусульманские фундаменталистские общины стали появляться на территории Северного Кавказа в 70-х годах прошлого столетия. Они не приемлют на звания ваххабиты , предпочитая именовать себя Общиной истин ных мусульман , братьями , или сала-фитами. Идеи ваххабизма распространились среди горцев, переселив шихся на равнину, оторвавшихся от своих материнских сельских и родовых общин в горах. Особенно много ваххабитов было в много национальных Кизилюртовском, Хасавюртовском и в предгорном Буйнакском районах Республики Дагестан. Идейный лидер даге станских ваххабитов Багаутдин Кебедов (Баха ад-дин Мухаммад) открыл в городе Кизилюрте медресе (мусульманская средняя и высшая школа), где обучались одновременно до 700 студентов (мед ресе действовало с 1989 по 1997 гг.). В 1998 г. ваххабиты объявили три села Буйнакского района Карамахи, Чабанмахи и Кадар исламской территорией, на которой действуют только законы ша риата, и выдворили представителей местных властей и силовых ор ганов. Анклав, не подчинявшийся светским дагестанским властям, просуществовал целый год. Впрочем, господством ваххабитов ока залась крайне недовольна преобладающая часть населения этих сел. Во время военной операции Российской армии в Карамахи в сен тябре 1999 г. многие местные жители оказывали помощь федераль ным войскам и даже заявляли о своем желании выступить против фундаменталистов с оружием в руках. Идеология ваххабитов Кавказа строится на признании источни ком вероучения только Корана и Сунны. Они выступают за очище ние ислама от недозволенных новшеств , которые, по их мнению, переняли мусульмане Северного Кавказа. В частности, отвергаются многие обычаи и обряды, укоренившиеся среди местных мусуль ман, такие, как цикл поминальных обрядов, включающий чтение Корана по усопшему, проведение обряда выкупа грехов покойного, раздачу милостыни на кладбище, празднование Мавлида (День ро ждения пророка Мухаммеда) и др. Неверными ваххабиты объяв ляют всех мусульман, не разделяющих их точку зрения. Ведение джихада российские ваххабиты считают обязанностью каждого мусульманина. При этом они убеждены в том, что сегодня джихад непременно должен принять форму вооруженной борьбы против врагов ислама. Именно требование постоянной готовно сти к вооруженной борьбе вызвало к жизни явление, которое мож но назвать спорт в мечети . Часть помещения во многих ваххабит ских мечетях стала оборудоваться наподобие спортивного зала. То есть член джамаата может одновременно с чтением молитвы укреп лять и свою физическую форму. В военных лагерях ваххабитов по стижение религиозных истин сочетается также с военной подготов кой (в учебном центре, расположенном в селе Карамахи, активно использовалась подобная практика). Причины популярности ваххабизма на Кавказе В начале 90-х годов XX в. тотальный контроль со стороны государства за деятельностью исламских организаций прекратился, и это значительно облегчило ведение миссионерской деятельности. Основная масса тех, кто на зывал себя мусульманами, имела лишь самые общие и не всегда верные представления о своей религии. Подобная неграмотность населения привела на первых порах к резкому увеличению числен ности реформаторски настроенных мусульманских общин, призы вавших вернуться к чистому исламу. Действительно, за 70 лет господства атеизма на Северном Кавказе под видом ислама бытова ли верования и обряды, которые порой противоречили духу и букве Корана и Сунны пророка. Наиболее тяжелым бре менем на них ложилась традиционно пышная на Северном Кавказе церемония похорон и поминовения усопших. Одним из путей проникновения ваххабитской идеологии в Рос сию стала учеба молодых людей из республик Северного Кавказа в Саудовской Аравии и Кувейте. Только из Республики Дагестан исламское образование за границей получили около 1500 юношей. Многих мусульман привлекали простота и доступность провоз глашаемых идей, здоровый образ жизни членов ваххабитских общин, царящий в них дух братства (принятое обращение среди членов джа-маатов брат ). Немалую роль сыграли разорение и безработица экономически активного населения, рост негативных настроений в связи с коррупцией в руководстве государства и преступностью. Ваххабитские проповедники активно критиковали все эти негатив ные явления в современном северокавказском обществе, умело ис пользовали в своих целях идеи братства и социальной справедливо сти, заложенные в исламе, и призывали немедленно и любыми методами установить шариат для устранения существующих поро ков. Успеху ваххабитской пропаганды способствовала также солид ная помощь зарубежных негосударственных исламских фондов, в основном из Саудовской Аравии и Кувейта. На их средства, в част ности, велась активная издательская деятельность и даже предпри нимались попытки организовать теле- и радиовещание соответст вующей направленности на территории так называемой Кадарской зоны в Буйнакском районе Дагестана. Широкую известность полу чили благотворительный фонд Аль-Харамейн , Аль-Ига-са , меж дународная исламская благотворительная организация Тайба , Всемирная ассамблея исламской молодежи, Общество социальных реформ, Международная исламская организация спасения, фонд Ибрагим бин Абдулазиз Аль Ибрагим и др. Организационная структура ваххабитского движения на Север ном Кавказе довольно проста. Каждый джамаат возглавляет амир человек, руководящий как его религиозной, так и общественной жизнью. Джама-аты обычно автономны, хотя знают о существовании друг друга и контактируют. Однако какой-либо объединяющей организации или партии у ваххабитов в регионе нет. Каждая община старается обзавестись двумя немало важными исламскими институтами: школой при мечети и шариат ским судом. В основном это удавалось достаточно крупным джама атам на территории Северо-Восточного Кавказа, попытки же соз дания таковых на территории Северо-Западного Кавказа достаточно быстро были пресечены властями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *