0

Лекция 23 «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ, ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

1. Понятие, содержание и виды административных правоотношений Особенности административных правоотношений Главной особенностью административно-правовых отношений является властный характер деятельности органов государственного управления, носят характер подчиненности. Административно-правовое регулирование рассчитано на такие общественные отношения, в которых положение сторон исключает их юридическое равенство, предполагается отношение субординации, что отличает эти отношения от гражданско-правовых. Отсюда важно установить положение сторон в административно-правовом отношении; юридические факты, влекущие возникновение, изменение и прекращение правоотношений; права и обязанности субъектов, а также способы защиты прав и обеспечения обязанностей. Основные особенности административно-правовых отношений: ~ они складываются в сфере государственного управления; ~ возникают по инициативе любой из сторон, при этом согласие другой стороны на участие в конкретном правоотношении не обязательно; ~ одной из сторон обязательно является специальный субъект орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенные государством управленческими полномочиями; ~ построенны на началах власть подчинение , изначально отсутствует равенство сторон и воля субъекта управления имеет приоритетный характер; ~ одна из сторон (субъект управления) наделена правом устанавливать правила поведения, путем издания подзаконных актов и обладает правом принуждения другой стороны (объекта управления); ~ разрешение споров между сторонами в подавляющем большинстве имеет внесудебный характер, т.е. административный порядок; ~ разновидность организационных отношений, которые направлены на упорядочение поведения управляемого объекта; ~ мера ответственности за нарушение определяется в большинстве случаев в подзаконном нормативном акте управляющего субъекта и правонарушитель несет ответственность не перед органом управления (стороной отношения), издавшим нормативный акт, а перед государством. Элементы административного правоотношения Административно-правовое отношение имеет внутреннюю структуру: субъекты (участники отношений), объекты (то, по поводу чего возникло отношение) и юридические факты. Субъекты участники правоотношения, выступающие носителями субъективных прав и юридических обязанностей. В административном правоотношении субъектами являются лица, наделенные государственно-властными полномочиями и на которых административно-правовыми нормами возложены определенные обязанности по осуществлению управленческих функций. Участников административных правоотношений можно разделить на группы и подгруппы: 1) Индивидуальные субъекты: = граждане России; = иностранные граждане; = лица без гражданства. 2) Коллективные субъекты: a) Государственные организации : b) Негосударственные организации : Общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.); Трудовые коллективы; Коммерческие структуры; Органы местного самоуправления. Объекты административно-правовых отношений по поводу чего возникают, изменяются или прекращаются отношения. Можно выделить три основных уровня управляемых объектов : 1) Человек в проявлениях его сознания, поведения, деятельности. На этом уровне реализуются социальные роли. 2) Коллективы и объединения людей, выступающие первичной формой общения и совместной деятельности. Уровень реализации видов деятельности. 3) Общество в целом, его социальные образования, отношения, связи и процессы, возникающие в нем вследствие общественной активности людей и их объединений. На данном уровне реализуются формы общественных отношений. В административном праве различают два вида объектов: Общий объект собственно общественные отношения, возникающие в процессе осуществления управленческих действий со стороны исполнительной власти; Непосредственный объект поведение субъектов отношений. Классификация объектов управления может быть по различным основаниям и признакам: Юридические факты фактические обстоятельства, с наличием или отсутствием которых связывается возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений. Их можно разделить на виды : a) В зависимости от воли субъекта : — События явления окружающей действительности, независящие от воли людей (стихийное бедствие, пожар, наводнение, обвал, смерть и т.п.); — Действия активное волевое поведение субъекта, направленное на достижение какой-либо цели, удовлетворение своих интересов. Они могут быть: ? Правомерные влекущие за собой возникновение юридических прав и обязанностей, предусмотренных и не запрещенных административно-правовыми нормами. = юридические акты факты, в которых зафиксирована воля лица на достижение результата, предусмотренного правом; = юридические поступки действия, которые вызывают правовые последствия вне зависимости от того, намеренно ли лицо добивалось юридически значимых результатов или нет. ? Неправомерные нарушающие правила поведения, установленные административным правом. Ими являются: = правонарушение виновное противоправное деяние правосубъектного лица, влекущее за собой юридическую ответственность; = преступление правонарушение имеющее высокую степень общественной опасности для общества. b) по порождаемым последствиям : правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие; c) по форме своего проявления : Содержанием административно-правовых отношений является совокупность субъективных прав и юридических обязанностей субъектов. Виды административного правоотношения Многообразие форм управленческой деятельности и широта административно-правового регулирования различных сфер общественной жизни вызывают возникновение различных видов административно-правовых отношений. Их можно классифицировать и объединять в различные группы в зависимости от оснований и общих признаков: 1) по содержанию : материальные и процессуальные; 2) по направленности отношений : внутренние отношения по формированию управленческих структур, определению основ взаимодействия между органами управления и их подразделениями, определению прав, обязанностей и ответственности должностных лиц органов управления. Сторонами этих отношений являются соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения и должностные лица. внешние отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти (граждане, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации и др.). 3) в зависимости от характера юридических фактов : 4) в зависимости от государственного устройства: = между федеральными органами и исполнительными органами субъектов федерации; = между одноуровневыми исполнительными органами субъектов федерации; = между исполнительными органами разноуровневых субъектов. 5) в зависимости от особенностей участников отношений: между соподчиненными субъектами исполнительной власти различного уровня; между несоподчиненными субъектами исполнительной власти одного уровня; между субъектом исполнительной власти и подчиненными ему государственными объединениями, учреждениями, организациями; между субъектом исполнительной власти и не подчиненными ему государственными объединениями, учреждениями, организациями; между субъектом исполнительной власти и негосударственными хозяйственными, социально-культурными объединениями, учреждениями; между субъектом исполнительной власти и общественными объединениями; между государственными исполнительными органами и органами местного самоуправления; между субъектом исполнительной власти и гражданами; между субъектами исполнительной власти и иными субъектами. 6) по способу защиты: защищаемые в административном порядке; защищаемые в судебном порядке. 7) по направленности связей: вертикальные отношения власть-подчинение ; горизонтальные между субъектами исполнительных органов. 8) по функциям права : * регулятивные * охранительные. 9) в зависимости от субъектов и целей реализации правоотношения : отношения связанные с реализацией органами управления своей компетенции; отношения в связи с реализацией гражданами их прав в сфере исполнительной власти (поступление на государственную службу); административно-правовые споры отношения связанные с ущемлением прав и законных интересов граждан и юридических лиц, незаконным возложением обязанности или ответственности, противоречащих законодательству; отношения, связанные с нарушением требований административно-правовых норм гражданами и юридическими лицами, в сфере публичного управления. В государственном управлении регулируются также отношения, возникающие в связи с осуществлением органами исполнительной власти функции контроля, который можно разделить на внутренний и внешний. Внутренний контроль (административный) он осуществляется внутри системы исполнительной власти её органами. Внешний контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется со стороны двух других ветвей судебной и законодательной. 2. Правонарушения в административном праве Понятие и признаки административного правонарушения Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность. Определяющими для правонарушения являются следующие признаки: a) Волевой и осознанный характер поведения в форме действие или бездействие; b) Антиобщественность посягает на интересы общества и государства, зафиксированных в правовых нормах; c) Противоправность запрещенность деяния нормой административного права. Поведение субъекта должно быть сопряжено с нарушением норм административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового, экологического и т.п.), которые охраняются государством. Здесь возможно два варианта: во-первых, когда установлен запрет совершения определенных действий, во-вторых, когда закрепляется обязанность совершить или не совершить определенные действия; d) Виновность деяние совершено лицом умышленно или по неосторожности, т.е. имеет место вина правонарушителя. e) Наказуемость деяние признается административным правонарушением, если за его совершение предусмотрена ответственности нормами административного права. Для разграничения правонарушений между собой используется конструкция юридического состава правонарушения. Состав административного правонарушения Признаки админи стративного правонарушения нужно отличать от состава право нарушения. Только при наличии состава правонарушения может быть положительно решен вопрос о привлечении лица к админи стративной ответственности. Поэтому перед тем, как привлекать лицо к административной ответственности, необходимо убедиться в наличии всех элементов состава админи стративного правонарушения, которыми являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Объективная сторона — представляет собой проявление противоправного поведения вовне. С позиции права только действием (бездействием) или в отдельных случаях вербальной активностью (нецензурная брань, оскорбление, клевета и пр.) может быть причинен ущерб защищаемым правам и интересам. По своему составу деяния могут быть простыми , содержащими одно (единое) действие или сложными, состоящими из нескольких самостоятельных действий, растянутыми во времени или совершенными группой лиц. К элементам объективной стороны правонарушения относится причинная связь между деянием и наступившими последствиями и причиненный вред. Совокупность признаков (элементов), характеризующих внешнее проявление правонарушения (объективную сторону), можно разделить на два вида : = Основные : собственно деяние в форме действия либо бездействия, общественно вредные последствия, причинная связь между деянием и наступившими последствиями; = Факультативные : время, место, способ, признак другого лица. Объект — это совокупность общественных отношений, возникающие в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемых мерами административной ответственности. В административном праве в общем объекте условно различают: ? Родовые объекты однородная группа общественных отношений, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта: = по отрасли общественной деятельности , в которой складываются общественные отношения родовые объекты, как отношения в промышленности, в социальной сфере, сельском хозяйстве, на транспорте; = по содержанию охраняемых общественных отношений : права и свободы граждан, порядок управления, государственный и общественный порядок, различные формы собственности и др. ? Видовые объекты обособленная группа общественных отношений, общих для проступков одного рода: = по характеру административного проступка и объекту противоправного посягательства (безопасность дорожного движения при нарушении правил движения и т.п.). ? Непосредственный (основной) объект конкретные общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением; ? Дополнительный — конкретные общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением, но они не являются основным объектом правовой охраны со стороны государства; ? Факультативный — общественные отношения, которым может быть причинен ущерб правонарушением. Субъективная сторона правонарушения заключается в психическом отношении субъекта поведения к совершенному им противоправному деянию и наступившим в результате этого последствиям. Основным элементом субъективной стороны правонарушения является наличие вины в форме умысла (прямого или косвенного) или неосторожности (самонадеянность или небрежность, халатность). Субъект. Административное право различает индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица и иные коллективные образования) субъекты правонарушений. В числе индивидуальных субъектов правонарушения административное законодательство наряду с гражданами выделяет особую группу субъектов, которыми являются лица, обладающие специальным административно-правовым статусом. Для специальных субъектов характерны не только общие признаки признания лица субъектом правонарушения, но и специальные признаки отражающие: особенности труда (машинист тепловоза, водитель, продавец), служебного положения (дипломатический работник, должностное лицо администрации, сотрудник МВД); прошлое противоправное поведение (нахождение под надзором, ранее привлекавшееся к административной ответственности); иные особенности правового статуса (военнослужащие, сотрудники налоговой и таможенной служб, иностранные граждане). В связи с особенностями общественных отношений в сфере государственного управления законодатель в качестве субъектов административных правонарушений выделил должностных лиц , под которыми понимаются лица, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющие функции представителей власти. Субъективная сторона правонарушения воплощается в понятии деликтоспособности правонарушителя. Признание правонарушением виновного деяния возможно лишь в случае, когда такое деяние находилось под контролем воли и сознания лица. Отсутствие свободной воли, т.е. возможности выбрать правомерный вариант поведения вследствие невменяемости, малолетнего возраста, физического или психического воздействия и пр., являются юридическим условием, при котором деяние правонарушением не признается, даже если оно имело вредные последствия. В соответствии с российским законодательством граждане могут быть признаны субъектами административного правонарушения по достижении 16 лет. При этом в отношении лиц от 16 до 18 лет применяется особый порядок рассмотрения совершенных ими административных правонарушений и к ним применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам о несовершеннолетних. Виды административных правонарушений С учетом различных сторон общественной жизни и государственного управления выделяют виды административных правонарушений: a) в экономической сфере: — в области охраны собственности; — в сфере финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг; — в промышленности, строительстве и энергетике; — в области связи и информации; — на транспорте; — в сельском хозяйстве; — ветеринарии и мелиорации земель; — в предпринимательской деятельности; — таможенные правонарушения; — в сфере охраны окружающей среды и природопользования; b) социальной сфере: — посягающие на права граждан; — посягающие на здоровье населения; — в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучие населения; — общественную нравственность; c) в административно-политической сфере: = посягающие на институты государственной власти; = против порядка управления; = связанные с защитой государственной границы; = нарушения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства; = посягающие на общественный порядок и общественную безопасность; = нарушения воинского учета; = в области дорожного движения; Разнообразный перечень правонарушений зафиксированный в КоАПе наглядно показывает широкий спектр отношений, регулируемых административным правом и его взаимосвязь с другими отраслями права. 3. Административная ответственность Понятие и принципы административной ответственности Административная ответственность это возлагаемая в установленном законом порядке обязанность лица претерпеть определенные лишения личного, имущественного организационного характера за совершение административного правонарушения. Административная ответственность, представляя собой разновидность юридической ответственности, является тем средством, которое препятствует противоправному поведению и стимулирует общественно полезные действия людей в сфере государственного управления. В широком значении понятие ответственности трактуется как отношение лица к обществу и государству, к другим лицам с точки зрения выполнения им определенных требований, осознания и правильного понимания гражданином своих обязанностей (долга) по отношению к обществу, государству и другим лицам. В узком или специально-юридическом значении ответственность представляет собой реакцию государства на совершенное правонарушение и обязанность лица претерпеть определенные лишения государственно-властного характера, предусмотренные законом, за совершение правонарушение. Лишение правонарушителя определенных благ является объективным свойством ответственности. Негативные последствия могут быть: Административная ответственность имеет две основных цели: защиту правопорядка и воспитание граждан в духе уважения к праву. Цель конкретизируется в функциях ответственности, среди которых выделяются следующие основные функции: a) Репрессивно-карательная (штрафная). Ответственность является, во-первых, актом возмездия государства по отношению к правонарушителю; во-вторых, средством предупреждения новых правонарушений. b) Предупредительно-воспитательная (превентивная). Она призвана обеспечить формирование у граждан мотивов, побуждающих соблюдать требования законов, уважать права и законные интересы других лиц. c) Правовосстановительная (компенсирующая). Установленный государством порядок не может существовать в нарушенном виде, нарушенные права других лиц должны быть восстановлены и вред причиненный противоправным поведением подлежит компенсации. Принципы юридической ответственности: Законность. К административной ответственности может быть подвергнуто лицо только на основании и в порядке, установленном законом. Целесообразность. Она означает соответствие меры воздействия избираемой в отношении нарушителя целям административной ответственности. Неотвратимость — ни одно правонарушение не должно остаться незамеченным для государства. Справедливость : ответственность должна соответствовать тяжести совершенного правонарушения. Гуманизм — учитывается соразмерность наказания совершенному противоправному деянию, личность виновного и потерпевшего, не допускается оскорбление чести и достоинства личности. Гласность. Рассмотрение дела и вынесение постановления по нему осуществляется с участием сторон и общественности, в воспитательных целях могут рассматриваться непосредственно в трудовых коллективах, по месту учебы или жительства нарушителя, кроме случаев определенных законом. Основание административной ответственности Основание административной ответственности имеет тройственный характер: При наложении взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность. В ряде случаев в силу объективных причин административная ответственность может исключаться и закон прямо указывает на такие ситуации: ? недостижение установленного законом возраста (16 лет); ? невменяемость неспособность лица отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния; ? крайняя необходимость противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред; ? необходимая оборона противоправное деяние, совершенное при защите государственного или общественного порядка, собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправных посягательств путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны. При определенных основаниях возможно освобождение от административной ответственности: при малозначительности правонарушения; в случае издания акта амнистии; отмены акта, устанавливающего эту ответственность, истечение сроков взыскания; наличие по тому же факту ранее вынесенного решения; смерть правонарушителя. Применению административного наказания предшествуют определенные процессуальные действия, составляющие в целом производство по делу об административном правонарушении. Задача производства по делу своевременное, всестороннее, полное, и объективное выяснение обстоятельств, условий и причин каждого правонарушения, разрешение его в точном соответствии с законодательством, обеспечение исполнения, а также воспитательные цели. В ходе производства по делу могут участвовать различные лица, которые можно разделить на три группы: Производство по делу состоит из следующих стадий: Возбуждение дела. Административное расследование. Рассмотрение дела. Обжалование постановления по делу. Исполнение постановления. Административные взыскания Административное взыскание это мера государственного принуждения (мера ответственности), применяемая от имени госу дарства по решению уполномоченных органов к лицу, совершив шему административное правонарушение. Применение административного взыскания преследует сле дующие цели: — воспитание лица, совершившего административное право нарушение; — предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем (специальная превенция); — предупреждение совершения новых правонарушений други ми лицами (общая превенция). Административное взыскание не может иметь своей целью: = унижение человеческого достоинства физического лица; = причинение ему физических страданий; = нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Административное право пытается воздействовать на право нарушителя разными методами. Прежде всего используется ме тод морального воздействия, затем материального. За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания: — предупреждение; — штраф; — возмездное изъятие предмета или орудия административ ного правонарушения; — конфискация предмета или орудия административного правонарушения; — лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты); — дисквалификация; — административный арест; — административное выдворение за пределы Российской Фе дерации иностранного гражданина или лица без гражданства. Перечень административных взысканий составлен по прин ципу перечисления от менее тяжкого к более тяжкому. Все ука занные взыскания могут применяться в качестве основных, а такие, как возмездное изъятие, конфискация предметов, адми нистративное выдворение, кроме того, и в качестве дополни тельных административных взысканий. Законами Российской Федерации могут быть установлены и другие виды административных взысканий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *