0

Особенности инвестиционной политики предприятий на современном этапе — страница 7-8

Инвестиции характеризуются определенной степенью ликвидности. Под ликвидностью понимается возможность их реализации по рыночной стоимости.

Эта способность инвестиций обеспечивает высвобождение капитала, вложенного в различные объекты и инструменты, при наступлении неблагоприятных экономических и других условий его использования.

Краткий обзор наиболее существенных характеристик инвестиций предприятия показывает насколько многоаспектной и сложной является эта экономическая категория. С учетом всего вышесказанного инвестиции – это вложение капитала во всех его формах с целью достижения экономического или внеэкономического эффекта, осуществление которого базируется на рыночных принципах и связано с факторами времени, риска и ликвидности. Данное вложение капитала есть не что иное, как преобразование ресурсов в затраты.

Понятие инвестиции также имеет законодательно закрепленное определение. Впервые рыночный подход к анализу сущности, форм и принципов осуществления инвестиционной деятельности нашел свое отражение в Законе РСФСР от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». Согласно данному Закону инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта»[1]. Аналогичная формулировка содержится и в Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»[2]. Рассмотренные законодательные акты трактуют инвестиции в духе ресурсного подхода, определяя данное понятие через перечисление материально-вещественных форм инвестиционных ресурсов.

Определение экономической сущности понятия «инвестиционные ресурсы», в том числе «инвестиционные ресурсы строительного предприятия», также представляет научный интерес, поскольку характерным недостатком многих как отечественных, так и зарубежных научных работ по инвестиционной тематике является то, что понятие «инвестиционные ресурсы» используется, но прямо не определяется.

Традиционно предприятия стремятся совершенствовать процессы разработки, обоснования и реализации инвестиционных решений. При этом предполагается, что более детальная разработка, качественная организация процесса инвестирования приведут к повышению эффективности реализации инвестиционной политики. Так, классики финансового менеджмента Ю. Бригхэм и М. Эрхардт утверждают, что «чем более эффективны процедуры составления капитального бюджета фирмы, тем выше ее стоимость и цена ее акций»[3]. Профессор Т.В. Теплова также отмечает, что построение управленческой системы (инвестиционной инфраструктуры компании), включающей модели и техники, регламенты, компетенции, «способствует росту стоимости как за счет операционных выгод инвестирования, так и за счет интеграции инвестиционных и финансовых решений, финансового и интеллектуального капитала»[4]. В то же время, учитывая затраты на совершенствование этих процедур, неточный характер экономических прогнозов, быстрые изменения во внешней среде, возникает вопрос о выявлении значимых элементов процесса формирования и реализации инвестиционной политики, влияющих на ее эффективность.

[1] Закон РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 (ред. от 30.12.2008) «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» // Бюллетень нормативных актов, N 2-3, 1992 (утратил силу в части норм, противоречащих Федеральному закону от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ).

[2] Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 23.07.2010) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (принят ГД ФС РФ 15.07.1998) // Собрание законодательства РФ, 01.03.1999, N 9, ст. 1096.

[3] Бригхэм Ю., Эрхардт М. Финансовый менеджмент. 10-е изд. СПб.: Питер, 2005. с. 532.

[4] Теплова Т.В. Инвестиционные рычаги максимизации стоимости компании. Практика российских предприятий. М.: Вершина, 2007. с. 199.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *