Еще одним важным фактором, влияющим на валютный курс, является уровень процентной ставки. Рост процентных ставок означает удорожание денег, а значит, способствует повышению курса национальной валюты. Высокие процентные ставки (реальные, т. е. за вычетом инфляционной составляющей) переключают инвестиционный и спекулятивный спрос с валюты на внутренний денежный рынок, где появляются более выгодные способы для инвестирования средств.
Маневрирование процентной ставкой приводит к международному движению капиталов. Зависимость здесь прямая. Рост процентных ставок в какой- либо стране делает ее валюту более привлекательной и стимулирует приток иностранных инвестиций, в первую очередь краткосрочных, а понижение их приводит к переливу инвестиций в те страны, где уровень процентов выше.
Международная практика показывает, что повышение процентных ставок возможно лишь до определенного уровня, поскольку рост валютного курса как следствие повышения процентных ставок ослабляет позиции национальных экспортеров, товары которых из-за высоких цен становятся менее конку-рентоспособными.
Большая значимость экспорта для большинства развитых стран (с экспортной направленностью экономики) заставляет поддерживать курс национальной валюты на определенном уровне, используя как инструмент регулирования процентную ставку.
Регулирование валютного курса является составной частью проводимой в стране валютной политики, которой отводится важное место в системе регулирования рыночной экономики. Поэтому можно говорить о том, что валютная политика, проводимая в стране, также является фактором, определяющим валютный курс ее денег. Методы, используемые в процессе государственного регулирования валютного курса, могут быть как административные так и экономические.
2 Особенности современного этапа развития мировых валютных отношений
Процессы глобализации финансовой сферы и экономики в целом, связанные с ними острые кризисные потрясения, в особенности возникший в 2007–2008 гг. глобальный финансово-экономический кризис – все это побудило к включению в повестку дня вопроса о формировании новой мировой валютно-финансовой архитектуры, т. е. перестройке механизмов регулирования финансового и других секторов экономики, включая нынешнюю международную валютную систему.
В настоящее время представляется справедливым утверждение, что «глобальная финансовая система нестабильна, поскольку основана на не оправдавшем себя представлении о том, что международные финансовые рынки (денег, капитала и валюты) способны сами себя регулировать. Рынки не имеют и международного регулирования. На них царит рыночный фундаментализм, «невидимая рука» свободной конкуренции наводит порядок в системе. Однако под давлением кризиса такая система перестала работать». На повестке дня поиск новых моделей и механизмов правового регулирования финансового рынка в глобальном и национальном масштабах[1].
Доминирующим фактором международной валютной интеграции является глобализация мирового экономического и финансового пространства, приводящая к слияниям не только отдельных технологических цепочек в мировом масштабе, региональных финансовых рынков, но и национальных финансовых систем и межнациональных финансовых объединений.
В современной (Ямайской) международной валютной системе, как известно, наблюдается следующая особенность обменных валютных курсов. Наиболее экономически развитые страны мира живут в условиях плавающих курсов своих национальных валют (которые «плавают» на международном
[1] Шавшуков В.М. Посткризисные императивы развития глобальной финансовой системы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.: Экономика. 2012. N 2.