Понятие «социальное государство» оказалось декларативным при отсутствии социальных и административных стандартов, а понятие «социальной справедливости» исчезло практически из официального политического дискурса и политических документов. Реабилитация этого понятия в последние годы – признание того, что для функционирования социальной сферы нужна оптимальная модель сочетания правового и социального принципов формирования политики, что ранее отражалось термином «государство всеобщего благоденствия», а теперь – «социальное правовое государство».
В Российской Федерации в рамках социального обеспечения меры социальной помощи и предоставления социальных услуг строятся в основном на основе бюджетных затрат, хотя есть доля иных источников финансирования. В рамках объективно существующего в настоящее время экономического кризиса в нашей стране, связанного с сокращением цен на нефть, сжатием доходной части бюджетов всех уровней, меры, прежде всего, касаются оптимизации затрат из бюджета на социальную сферу, в результате чего происходит уменьшение бесплатных для клиентов услуг, усиливается роль адресных целевых выплат. Уже в 2013 г. наблюдалось сокращение доходов бюджета на 1,0% ВВП в сравнении с 2012 годом из-а ухудшение состояния российской экономики. А в 2014 году дополнительной причиной сокращения бюджета явилось снижение конъюнктурных цен на нефть на мировых рынках.
Тем не менее если в целом общий объем расходов консолидированного бюджета РФ вырос в 2013 г. на 0,66% то по направлению «Социальная политика» рост расходов составил 0,71 п.п. Расходы на социальную политику выросли за счет расходов, прежде всего Пенсионного фонда и других государственных внебюджетных фондов. Расходы увеличились в основном на региональном уровне вследствие необходимости повышения зарплат работникам социальной сферы в 2012-2013 гг. в соответствии с положениями президентских указов от 7.05.2012 г.
Рис. 3.8. Динамика расходов консолидированного бюджета РФ на социальную политику в % ВВП
Если сравнивать текущую структуру расходов консолидированного бюджета РФ и «докризисную» 2008 г., то видно, что существенно увеличились (+3,84%) в долях ВВП расходы на социальную политику. К настоящему времени потенциал наращивания государственных расходов в средне- и долгосрочной перспективе практически исчерпан. В результате единственным возможным решением является как повышения эффективности расходов, так и изменение их структуры. Меры должны быть направлены на увеличение объемов и качества социальных услуг в системе социального обслуживания, на повышение производительности труда. Это может быть сделано развития инфраструктуры системы социального обслуживания и улучшения функционирования учреждений социального обслуживания. С этой точки зрения, расходы на социальную политику рассматриваются с позиции «производительных расходов», то есть за счет влияния на качество человеческого капитала способствующих экономическому росту.