Рис. 3.7. Распределение общего объема денежных доходов населения по группам 20%, %
Один из основных вопросов системы социальной защиты граждан — определение уровня участия государственных институтов в социальной защите населения. Уровень соучастия государства оказывает воздействие на некоторые показатели функционирования системы социальной защиты — степень охвата населения, размер государственных расходов.
Социальное государство должно способствовать формированию благоприятного пространства общественных возможностей, защищенных от какого-либо произвола, гарантировать возможность беспрепятственного взаимодействия и улучшению социального положения граждан, социальны групп и других составляющих социальной структуры общества.
Методологические корни социальной защиты берут свое начало в «неоклассической» концепции конца ХIХ века, связывающей с необходимостью осуществления государственного контроля за уровнем жизни отдельных категорий населения как об одном из средств разрешения противоречия между богатством и бедностью. А. Маршалл, А. Пигу, Дж. Кларк, видели формы защиты в государственном «вспомоществовании» малоимущих и нетрудоспособных. Методами осуществления защиты они считали нормирование потребления и прямое перераспределение благ от богатых к бедным.
Индустриализацией и вызванная ей урбанизация жизни, трансформация семейных ценностей, активизация рабочего движения в поддержку прав трудящихся масс потребовали новой идеи, которая могла бы лежать в основе системы социальной защиты. Главнейшим при этом оставался вопрос пределов государственного регулировании вопросов введения институциональных форм социального обеспечения больных, престарелых, инвалидов, а также соотношения государственных и семейных форм поддержки.
В СССР развивалась в течение почти всего ХХ в. патерналистская модель социальной политики. Патернализм характерен тотальной государственной ответственностью за экономическую ситуацию при одновременном отказе населения от части гражданских свобод Государство в целях мобилизации ресурсов для социальной политики опирается претендует на административные средства регулирования экономики, централизуя основную часть необходимых для экономического и социального развития ресурсов, но эффективность такой деятельность весьма низкая. В условиях засилья административных средств управления патернализм сопровождается бесконтрольностью государственной бюрократии, что лежит в основе принятия неэффективных решений, роста социальной пассивности граждан,