0

Формы использования доходов предприятия в стимулировании труда. Страницы 11-12

3        Стимулирование труда работников как основа эффективности деятельности предприятия

Важнейшей задачей, которая стоит перед современным российским предприятиям не меняется на протяжении всей человеческой истории – это проблема разработка механизмом управления производительным трудом сотрудника. Получить окончательное решение этой задачи невозможно, так как мотивы труда склонны к быстрым изменениям. Персонал относительно быстро приспосабливается к любой, даже самой теоретически правильно выстроенной и практически апробированной системе мотивации.

В условиях развитых рыночных отношений ценность человеческих ресурсов компании начинает осознаваться работодателем, ведь именно люди — источники инноваций, без которых невозможны выживание и победа в конкурентной борьбе[1].

Стимулом называется событие или благо, заинтересовывающее человека или группу людей в совершении некоторого действия либо изменении своего поведения.

Стимулирование труда является внешним по отношению к работнику воздействием, при восприятии которого как блага и ценности у работника, по предположению руководства, сформируется мотив к труду и достижению ожидаемого руководством результата. [2]

Каждый человек по-своему реагирует на тот или иной стимул, поскольку реакция является продуктом работы сознания индивида, сравнительной оценки ценности предоставляемого блага, и иных благ и издержек. Отсюда же следует и многообразие форм и схем стимулирования, разработанных современным менеджментом. [3]

Стимулирование является ориентацией на фактическую структуру ценностных устремлений и интересов работника на более полную реализацию имеющегося трудового потенциала.

Можно выделить две группы факторов, определяющих суммарный показатель сложившейся в организации мотивационной системы.

  1. Мотивирующие факторы:
  • стабильность положения организации;
  • положительный имидж сотрудника организации;
  • высокий уровень оплаты труда;
  • привлекательная система льгот для сотрудников;
  • отличная возможность для приобретения опыта и новых знаний;
  • сплоченный и дружный коллектив;
  • существование возможностей для быстрой карьеры;
  • интересная работа.
  1. Демотивирующие факторы:
  • высокая интенсивность труда;
  • высокая мера ответственности за результаты работы;
  • жесткие требования к соблюдению дисциплины;
  • отсутствие гарантий занятости;
  • отсутствие свободного времени;
  • недостаток полномочий для выполнения своих функций[4].

Наличие этих мотивов в качестве актуально действующих у основных групп сотрудников организации (как мотивирующих, так и демотивирующих), а также наличие в организации условий и процедур для их реализации создают реальную систему мотивации персонала. Алгоритм создания системы мотивации предприятия в универсальном виде представлена на рис. 5.

[1] Озерникова Т. Работодатель с «человеческим лицом». Как происходит трансформация социальной ответственности бизнеса в условиях кризиса // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2009. N 11. С. 20 — 26.

[2] Горелов Н. А., Тучков А. И. Энциклопедия труда и занятости   СПб., СПбГУЭиФ, 2007. С. 167.

[3] Управление персоналом организации/Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРАМ, 2003. С. 483.

[4] Воронин В.Н. Социально-психологические механизмы формирования организационной культуры: — М., 1999. С. 18.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *