менеджмента компании. Финансовый менеджмент является интегрирующей подсистемой системы стратегического управления в организации. Содержание финансового управления существенно изменилось за последнее время. Задачи финансового менеджмента «уже не сводятся к правильному составлению бухгалтерской и налоговой отчетности и своевременному отражению результатов деятельности компании. Финансовые директора теперь вовлечены во все бизнес-процессы, играют значительную роль в принятии, поддержке и эффективном исполнении стратегических решений и практических действий, направленных на увеличение производительности, сокращение затрат и достижение прибыльности»[1].
Финансовый менеджмент нацелен на оптимизацию денежных потоков организации, а способность генерировать будущие финансовые потоки определяет стоимость организации, максимизация которой является целью коммерческой деятельности. Поэтому Джозеф Синки определяет термин «финансовый менеджмент» как «подход к управлению, целью которого является максимизация акционерной стоимости, а оценка соотношения «риск — прибыль» и управление риском служат основой для управления повседневной деятельностью»[2].
Таким образом, стратегическое финансовое управление — это процесс, направленный на обеспечение долгосрочного стабильного роста стоимости организации в ходе реализации стратегии в условиях неопределенности внешних и внутренних факторов.
В последнее время стратегическое финансовое управление часто использует как инструмент финансовое моделирование. В условиях кризиса и неопределенности стандартные инструменты финансового планирования зачастую попросту не в состоянии помочь финансовому директору. Тогда одним из выходов для руководителя экономической службы является создание финансовой модели компании.
Если обычно компании достаточно составить годовой бюджет, чтобы более или менее четко определиться со своей будущей экономической политикой, то в условиях резких скачков конъюнктуры бюджеты устаревают раньше, чем их успевают утвердить[3].
Модель избавлена от таких недостатков именно в силу своей природы: это не статичный, а динамичный организм, который трансформируется по мере изменения внешних параметров и учитывает в себе всю имеющуюся в настоящее время информацию. Кроме того, модель — это идеальный инструмент сценарного (what-if) анализа, позволяющий построить абсолютно любой, даже самый фантастичный вариант развития событий, оценить, как изменится состояние экономики и финансов компании при реализации этого сценария, а также выработать адекватную программу необходимых действий.
Финансовое моделирование предполагает построение финансово-экономической модели компании — совокупности существенных для деятельности бизнеса показателей, завязанных между собой функциональными связями. Таким образом, предметом наполнения модели являются не значения показателей, а их соотношения, то есть связи и взаимозависимости. Это значит, что когда модель построена, все показатели, зависящие от других (а таких большинство), формируются внутри модели и могут динамически изменяться по мере изменения внешних для модели данных.
Компания получает конкурентные преимущества, минимизируя риски и избегая потери средств, которых сейчас не хватает еще более остро. При этом трудозатраты можно сократить, грамотно построив логику модели в Excel и используя специализированное ПО[4].
[1] Финансовый директор как интегратор бизнеса / Рид С., Шойерман Х.-Д. и группа mySAP ERP Financials. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. с. 10.
[2] Джозеф Ф. Синки-мл. Финансовый менеджмент в коммерческом банке и индустрии финансовых услуг. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. с. 13.
[3] Николаев И. Современная альтернатива бюджетированию // Консультант, 2009, N 13.
[4] Пустовит Н. Финансовое моделирование — свежий взгляд на знакомый инструмент // Консультант, 2009, N 15.