Глава 2 Сравнительный анализ применения различных форм безналичных денежных расчетов на базе статистики Банка России
2.1 Динамика применения различных форм безналичных денежных расчетов
Институциональные изменения экономики в связи с переходом к рыночной экономике затронули банковскую сферу и платежные системы. Существовавшая с 30-х годов вплоть до 1993 г. система безналичных расчетов была приспособлена к затратному механизму хозяйствования и соответствовала административно-командным методам управления экономикой. Действовавшая система безналичных расчетов была ориентирована на обслуживание в первую очередь интересов поставщика, сводившихся к выполнению своих плановых заданий по производству и поставкам продукции. При этом действовали довольно жесткие принципы организации безналичных расчетов, соблюдение которых в некоторой степени компенсировало отсутствие подлинной экономической заинтересованности и ответственности предприятий за выполнение своих договорных обязательств. Эти принципы, в частности, строго регламентировали: [1]
- согласие плательщика (акцепт) — как основание платежа;
- место платежа — банк (организатор и контролер безналичных расчетов);
- время платежа — после отгрузки продукции или оказания услуг (что означало запрещение авансов и коммерческого кредита);
- источник платежа — собственные средства покупателя или банковский кредит при наличии права на его получение;
- форму безналичных расчетов, сфера использования каждой из которых была заранее предопределена.
Указанные принципы расчетов не учитывали требования платежеспособности и кредитоспособности покупателя, отрицательное влияние нарушения хронологической очередности платежей на ликвидность балансов участников расчетов, возможность использования на практике других разнообразных и более гибких форм расчетов и способов платежа.
Все безналичные расчеты осуществлялись на основе платежных документов, имеющих хождение только во внутрибанковском обороте. Основной формой безналичных расчетов являлась акцептная форма, совершаемая на основе платежных требований поставщиков. На ее долю в общем платежном обороте страны к началу 1990 г. приходилось около 44-45%, а в платежах за товары и услуги — 66-67%. Преобладающая роль акцептной формы объяснялась тем, что она в большей степени, чем другие формы расчетов, соответствовала принципам организации безналичных расчетов, разработанным и действовавшим в условиях административно-командной системы управления. В конце 1980-х годов платежи проводились минимум за неделю, использовались преимущественно бумажные технологии. Сейчас безналичные платежи между предприятиями проводятся за несколько часов, электронные технологии в основном вытеснили бумажный документооборот и ручной труд. Платежные системы стали столь эффективно проводить платежи предприятий, что ушли в прошлое такие негативные явления денежного оборота, как неплатежи, бартер, квази-денежные расчеты.
Изменившиеся условия хозяйствования привели в первой половине 1990-х годов к существенному снижению платежной дисциплины предприятий. Неплатежи стали массовым явлением, подрывающим финансовое состояние предприятий, возможность привлекать инвестиции и кредиты. Безналичные расчеты, на которые в советские времена приходилось свыше 95% хозяйственного оборота предприятий, в первой половине 1990-х годов составляли не более 20-25 % этого оборота. В начале 1990-х годов развитие платежных систем сдерживалось отсутствием адаптированного программного обеспечения, недостатком специалистов в области банковских технологий,
[1] Гражданское право: В 2-х т. Т. 2. Полутом 1: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: БЕК, 2007. С. 23