Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.[1]
Система организации безналичных расчетов – не просто набор взаимосвязанных элементов. Организация этой системы базируется на трех составляющих:
- совокупность принципов организации безналичных расчетов, обязательных для соблюдения всеми ее субъектами хозяйственных отношений;
- система счетов, позволяющая осуществлять платежи и расчеты в безналичной форме;
- система платежных форм, документов и правил документооборота.
Система расчетов – динамическая и должна отвечать требованиям хозяйственной жизни. Безналичные платежи должны осуществляться таким образом, чтобы платежи совершались в кратчайшие сроки, позволяющие обеспечить непрерывность и ускорение воспроизводственного процесса, кругооборота капитала и оборачиваемости средств.[2]
Документооборот — это система оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств, куда входят: выписка грузоотправителем счета-фактуры и передача его другим участникам расчетов; содержание расчетного документа и его реквизиты; сроки составления расчетного документа и порядок предъявления его в банк, а также другим участникам расчетов; движение расчетного документа между учреждениями банков; порядок и сроки оплаты расчетного документа, перевода и получения денежных средств; порядок использования расчетного документа для взаимного контроля участников расчета и осуществления мер экономического воздействия.
Нормативно-правовая основа безналичных расчетов на территории РФ в настоящее время представлена множеством актов, издаваемых Федеральным Собранием России и Центральным банком РФ.
Первую группу таких нормативно-правовых актов составляют акты общего характера, регулирующие отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов (документов), создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения, при совершении гражданско-правовых сделок с применением электронной цифровой подписи. Они принимаются Федеральным Собранием. К ним следует отнести, прежде всего, Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [3] и Закон РФ «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ[4].
Вторую группу рассматриваемых нормативно-правовых актов составляют акты, содержащие принципы организации банковской деятельности и ведения безналичных расчетов. Они принимаются Федеральным Собранием России. Это Гражданский кодекс Российской Федерации[5], Закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г.[6] и Закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ[7].
Федеральный закон N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» внес существенные изменения в систему организации безналичных платежей,
[1] Банковское дело: Учебник / Под ред. Коробовой Г.Г. – М.: Экономист, 2014. – с.225-226.
[2] Банковское дело: Учебник / Под ред. Лаврушина О.И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2009. – с. 88.
[3] Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448, Парламентская газета, N 126-127, 03.08.2006
[4] Закон РФ «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ. // Российская газета. 2002. N 6.
[5] Гражданский кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.
[6] Закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
[7] Закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ // Парламентская газета. 2002. N 131 — 132..