0

Формирование исследовательской компетентности младших школьников при использовании проектного метода. Страницы 53-54

  • реализующего свою исследовательскую инициативность в форме тех или иных исследовательских действий (операций).

Таким образом, проектная деятельность, являясь одной из наиболее эффективных обучающих и развивающих технологий, позволяет комплексно решать задачи интеллектуального и социального совершенствования личности.

В систему сопровождения педагога должны входить взаимосвязанные компоненты: научно-методическая база — администрация школы — психологическая служба школы. Именно такая система позволяет охватить работу со всеми трудностями, которые испытывают педагоги начальной школы.

Научно-методическая база подкрепляется привлечением специалистов для ознакомления администрации школ и ее педколлектива с теоретическими и практическими основами реализации проектного подхода в обучении и обеспечением методическими материалами. Администрация образовательного учреждения может способствовать решению социальных проблем, связанных со стимулированием педагогов к профессиональному и личностному росту.

Таким образом, тесное сотрудничество названных компонентов психологического сопровождения будет способствовать эффективной помощи педагогу, осуществляющему процесс формирования исследовательской компетентности младших школьников в проектной деятельности.

Развитию исследовательской компетентности содействует создание таких психолого-педагогических условий, которые способствуют самореализации и самовыражению участников проектной деятельности. Развитие исследовательской компетентности младших школьников во многом зависит от позиции и стиля работы педагога.

Процесс формирования исследовательской компетентности личности требует от педагога особой позиции, мастерства, навыков и знаний, уровень развития которых определяет уровень готовности учителя к формировано этому качеству у детей. На данном этапе необходимым становится психологическое и методическое сопровождение педагога, осуществляющего процесс формирования исследовательской компетентности младших школьников.

Анализ затруднений учителей при обучении проектной деятельности показал, что большинство учителей испытывают трудности в применении проектных методов обучения, а также видят необходимость в самообразовании и повышении педагогического мастерства. Однако при этом, уровень выраженности мотивационной составляющей готовности к формированию исследовательской компетентности младших школьников в проектной деятельности подавляющего большинства учителей достаточно высокий. Это доказывает необходимость целенаправленной работы в данном направлении, целью которой станет повышение уровня методической компетентности педагогов в вопросах теоретического и практического освоения ими технологий ведения проектной деятельности с детьми.

Процесс реализации проектного метода в обучении способствует раскрытию творческого и интеллектуального потенциала участников образовательного процесса (и педагога, и учеников), формированию и активизации исследовательских стратегий, умений и навыков младших школьников. Разработаем систему организации учебно-исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста.

В программе «Окружающий мир» раскрывается многосторонняя ценность природы для человека, в том числе и для здорового образа жизни людей, возможного только на основе гармоничного отношения с природой. При этом акцент с традиционно доминирующей практической значимости окружающей природы перенесен на ее эстетическую, познавательную, исследовательскую, нравственную ценность. Это особенно важно для формирования духовно насыщенного отношения ребенка к природе, для предупреждения у него узко прагматического, потребительского подхода к своему природному окружению.

Можно выделить основные этапы системы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста.

1 этап — вводные занятия. На них дети знакомятся с понятиями «исследование», «проект», методами исследования, видами проектов, учатся

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *