0

Формирование исследовательской компетентности младших школьников при использовании проектного метода. Страницы 41-42

На третьем этапе эксперимента с целью проверки выдвинутой гипотезы были исследованы особенности развития исследовательской компетентности младших школьников в условиях проектной деятельности при сопоставлении контрольной и экспериментальных групп, а также проведен анализ результатов экспериментального исследования психологических механизмов развития исследовательской компетентности младших школьников в проектной деятельности. На основании полученных данных и установленных взаимосвязей были определены ведущие направления работы педагога по развитию исследовательской компетентности младших школьников за счет использования проектного метода. Третий этап исследования проводился в 2015 г.

Разработка программы эксперимента была направлена на выявление динамики развития исследовательской компетентности младших школьников, установление влияния проектной деятельности на развитие исследовательской компетентности младших школьников, определения роли образовательных (педагогических) условий и обоснование программы развития исследовательской компетентности младших школьников.

В качестве независимой переменной в экспериментальном исследовании выступила проектная деятельность и параметры ее сформированности у детей младшего школьного возраста, проявляющиеся в ходе овладения проектной деятельностью. В качестве зависимой переменной, изменяющейся под влиянием независимой переменной (степень включенности младших школьников в проектную деятельность), была выделена исследовательская инициативность детей младшего школьного возраста.

Результаты исследования подвергались статистической обработке. Определение достоверности полученных данных проводилось с помощью коэффициента корреляции Пирсона. Выбор данного математического метода обусловлен его соответствием задачам второго этапа экспериментального исследования, поскольку критерий предназначен для выявления тенденций

изменения признака при переходе от выборки к выборке при сопоставлении трех и более выборок (Е.В. Сидоренко).

Оценка достоверности полученных результатов третьего этапа экспериментального исследования проводилась методом дисперсионного однофакторного анализа. Выбор данного математического метода обусловлен его соответствием цели данного этапа экспериментального исследования (анализ связи исследовательской компетентности младших школьников со степенью овладения ими проектной деятельностью).

Для изучения сформированности исследовательской компетентности младших школьников использовались методика комплексной диагностики исследовательской инициативности младших школьников. Методика изучения специфических проявлений исследовательской компетентности у детей младшего школьного возраста была представлена тремя шкалами.

Первая шкала предполагала выявление степени выраженности общего исследовательского потенциала. Была использована методика «Экспериментальные ситуации» А.И. Савенкова, целью которой было выявление степени выраженности познавательного интереса, чувствительности к новому и неизвестному, способности к самостоятельности, креативности познавательной деятельности и к вероятностному прогнозированию.

Вторая шкала была направлена на выявление параметров рефлексивной активности, таких как интеллектуальная активность, наличие мотивации к исследовательской деятельности, проявление положительных эмоций к познавательной деятельности, наличие личностных качеств, обеспечивающих реализацию познавательных потребностей. Построение методики изучения рефлексивной активности младших школьников в познавательном взаимодействии основывалось на оценке показателей, характеризующих потребность ребенка в познавательном взаимодействии, выделенных Т.А. Серебряковой.

Третья шкала, построенная на основании методики Э.А. Барановой «Составь дорожку из квадратов», предполагала выявление параметров направленности на способ поиска решения. Были выделены следующие параметры: свободный выбор деятельности, применение различных способов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *