0

Лекция 24 «ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ»

1. Понятие обязательства о возмездном оказании услуг По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Данный договор консенсуальный, взаимный, возмездный. Предмет договора — это оказание услуг. В отличие от подрядных отношений, где предме том договора выступает выполненная работа, т. е. результат действий подрядчика, предмет обязатель ства по оказанию услуг состоит из самих действий либо деятельности, а их результат выходит за рам ки предмета договора. Заказчика, конечно, в первую очередь интересу ет результат оказания услуг. Но он зависит не толь ко от действий или деятельности исполнителя, но и в не меньшей мере от качеств самого заказчика, если услуги неразрывно связаны с его личностью, а также от иных обстоятельств, повлиять на кото рые не могут ни исполнитель, ни заказчик. Поэтому надлежащее совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности, хотя и не достигшие желаемого результата, будут считаться надлежащим исполнением обязательств по оказанию услуг. Виды договора воз мездного оказания услуг: договор оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иные. Перечень договоров, указанных в ГК РФ, не явля ется исчерпывающим. Выделение законодателем указанных видов дого воров обусловливается тем, что для каждого из ука занных видов создан свой правовой режим. Стороны договора: исполнитель и заказчик. Ими могут быть как граждане, так и юридические лица. Отдельные виды деятельности по возмездно му оказанию услуг подлежат обязательному лицен зированию. 2. Договор перевозки Понятие и виды договора перевозки Транспортные обязательства — это обязатель ства по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также иные обязательства по оказанию транспорт ных услуг, связанных с перевозками: В силу обязательства перевозки перевозчик обя зуется доставить груз или пассажира в указанный пункт назначения, а отправитель груза (багажа), пассажир или иное лицо обязуются уплатить возна граждение за оказанные транспортные услуги (внес ти провозную плату). Перевозки могут быть классифицированы по раз личным признакам. Различают следующие виды перевозок в зависимости: 1) от вида транспорта: железнодорожные, реч ные, морские, воздушные, автомобильные пере возки; 2) от числа перевозчиков: а) перевозки в мест ном сообщении (когда перевозки осуществляются одним видом транспорта и в пределах одного транспортного предприятия — железной дороги, речного пароходства); б) перевозки в прямом со общении осуществляются по одному документу не сколькими перевозчиками одного вида транспор та (двумя железными дорогами); в) перевозки в прямом смешанном сообщении осуществляются разными видами транспорта несколькими перевоз чиками (железной дорогой и воздушным транспортом). На морском транспорте: перевозки в малом каботаже. Под малым кабо тажем понимается перевозка между двумя россий скими портами, расположенными в одном море; перевозки в большом каботаже. Перевозки между двумя портами РФ, располагающимися в раз ных морях; перевозки в заграничном сообщении. Эти пере возки осуществляются в иностранные порты или из них. На воздушном транспорте: На автомобильном транспорте различают пере возки во внутреннем сообщении и в международ ном сообщении. В зависимости от того, что перевозится, различают виды договоров перевозки: перевозки грузов; перевозки багажа; перевозки пассажиров; перевозки почты. Правовое регулирование перевозок осуществля ется в основном: Гражданским Кодексом, Кодексам торгового мореплавания (КТМ РФ), Кодексом внут реннего водного транспорта, Воздушным кодексом, транспортным уставом железных дорог и соответ ствующими подзаконными нормативно-правовыми актами. Договор перевозки груза — со глашение, в силу которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на полу чение груза лицу (получателю), а отправитель гру за обязуется уплатить за перевозку груза установ ленную плату. Предметом договора выступают доставка, хранение, выдача, погрузка и выгрузка груза. Сторонами договора признаются перевоз чик — транспортная организация, юридическое лицо, железная дорога, автопредприятие, пароход ство, имеющие лицензию на осуществление пере возок; грузоотправитель — юридическое или физи ческое лицо; грузополучатель — третье лицо, которому направлен груз. Договор заключается в письменной форме путем составления единого документа, который оформляет перевозку груза, это может быть транспортная накладная или — на мор ском транспорте — коносамент. Моментом заклю чения договора считается момент вручения груза с сопроводительными документами. Срок договора — это срок, в течение которого груз должен быть доставлен, он считается соблю денным, если груз выгружен или подан под разгруз ку до истечения срока доставки. За перевозку гру зов взимается провозная плата, установленная соглашением сторон или определяется на основании та рифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Заключение договора перевозки груза подтверж дается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента) или иного документа на груз, предусмотренного соот ветствующим транспортным уставом или кодексом. Перевозочные документы — оформленные в соответствии с предусмотренными правилами доку менты, необходимые при перевозке грузов. При воз душной перевозке договор воздушной перевозки гру за удостоверяется грузовой накладной. Форма грузовой накладной устанавливается специально упол номоченным органом в области гражданской авиации. При перевозке железнодорожным, автомобильным транспортом перевозки осуществляются на основа нии транспортной накладной, оформленной на весь маршрут следования грузов. При перевозке морским транспортом после приема груза для перевозки перевозчик по требованию от правителя обязан выдать отправителю коносамент. Для заключения договора перевозки нужны пред посылки организационного характера. Такими предпосылками могут быть заявки (заказы) грузоотправителей; договоры об органи зации перевозок (годовые, навигационные и др.); в случаях, предусмотренных законом, — админист ративно-плановые акты. Железнодорожная перевозка Договор железнодорожной перевозки оформ ляется накладной, которая является основным пе ревозочным документом. Она сопровождает груз на всем пути его следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом (грузо сопроводительный документ). Юридическое значение накладной: 1) явля ется обязательной письменной формой договора; 2) доказывает факт заключения договора и вопло щает его содержание; 3) легитимирует лицо на предъявление претензий и исков к транспортной организации, вытекающих из ненадлежащего испол нения договора перевозки. Договор считается заключенным с момента пере дачи груза к перевозке вместе с накладной. Иные перевозочные документы: дорожная ведо мость, вагонный лист, передаточная ведомость при перевозках прямым смешанным сообщением. Эти документы являются документами первичного уче та и имеют доказательственное значение. Тарифы на грузовые перевозки устанавливаются на основе государственной бюджетной, ценовой и тарифной политики в соответствии с Законом о естественных монополиях в порядке, определяемом Пра вительством РФ. Перевозки различаются грузовой и более вы сокой скоростью, а также различают перевозки пас сажирскими поездами и грузобагажом. Срок доставки исчисляется с 24 ч дня приема груза к перевозке, если груз был принят к перевоз ке ранее намеченного дня погрузки, то с 24 ч дня, в который груз должен быть погружен. Груз счита ется доставленным в срок, если на станции назна чения он выгружен средствами железной дороги или если вагон (контейнер) подан под выгрузку сред ствами грузополучателя до истечения установлен ного срока доставки. Ответственность сторон за ненадлежащее испол нение договора перевозки регулируется ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашениями сторон. Воздушная перевозка Перевозчик — зксплуатант, который имеет ли цензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основа нии договоров воздушной перевозки. Эксплуатант — физическое или юридическое лицо, имеющее право собственности или иное пра во на воздушное судно и использующее его для по летов. Он должен обладать особым сертификатом для совершения полетов. Воздушный кодекс РФ (ВК РФ) разграничивает внутреннюю воздушную перевозку, когда все пункты посадок расположены на территории России, и международную воздушную перевозку, при которой хотя бы один из пунктов посадки находится на территории другого государства. Также выде ляют: местные, прямые и транзитные воздуш ные перевозки. Договор оформляется грузовой (почтовой) на кладной. Наряду с обычной воздушной перевозкой используется договор воздушного чартера. Сущ ность такого договора заключается в предоставле нии фрахтовщиком фрахтователю одного или не скольких воздушных судов (их частей) для воздуш ной перевозки груза или пассажиров и багажа на один или несколько рейсов. Природа такого дого вора аналогична морскому чартеру. Провозная плата рассчитывается по тарифам или по соглашению сто рон. Она взимается за расстояние по кратчайшему маршруту перевозки в соответствии с действующим расписанием либо за расстояние, определенное договором. Срок доставки груза определяется до говором перевозки и правилами воздушных пере возок (расписанием движения самолетов). Морская перевозка На морском транспорте различают перевоз ки в: 1) малом каботаже — перевозка между дву мя российскими портами, расположенными в одном море; 2) большом каботаже — перевозки между двумя портами РФ, располагающимися е разных морях; 3) заграничном сообщении. Эти перевоз ки осуществляются в иностранные порты или из них. Морская перевозка традиционно регулируется диспозитивными нормами. Перевозчиком является пароходство или порт. Договор морской перевозки грузов может быть зак лючен: 1) с условием предоставления для перевозки всего судна, его части или отдельных помещений (трюмов). При этом заключается договор фрахто вания судна или чартер, в силу которого одна сто рона (фрахтовальщик, судовладелец) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю, отпра вителю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа; 2) без такого условия. В этом случае до говор оформляется коносаментом. Коносамент обычно составляется в двух экзем плярах, один из которых остается у перевозчика, а другой выдается отправителю и служит основанием для получения груза, а также платежей по договору с его получателем. Коносамент со ставляется перевозчиком на основании погрузочных документов, подписывается капитаном судна и вы дается отправителю. Он является строго формальной ценной бумагой, распоряжение которой означает пе редачу товара (товарораспорядительный документ). Чартер — консенсуальная разновидность догово ра перевозки. Чартер применяется при перевозках значительных партий или массовых грузов, а коносамент — при небольших по объему перевозках. От чартера отличается договор фрах тования судна на время — тайм-чартер. Он приме няется как при перевозке грузов и пассажиров, так и для иных целей. По своей природе тайм-чартер является договором аренды транспортных средств. Провозная плата (фрахт) определяется по согла шению сторон договора или по тарифу. Сроки доставки грузов устанавливаются в нор мативном порядке и по соглашению сторон. Если они не определены, перевозчик считается выпол нившим свою обязанность в отношении срока при условии, что после погрузки судно сразу же вышло в рейс и двигалось с обычной для него скоростью, обычным путем, которым пользуются торговые суда при аналогичных перевозках. Перевозка в прямом смешанном сообщении Прямой смешанной признается перевозка, в которой участвуют не менее двух видов транспор та, осуществляющих перевозку по единому докумен ту, составленному на весь путь следования. Прямое смешанное сообщение характеризуется двумя признаками: 1) участием в перевозке пере возчиков разных видов транспорта; 2) составлени ем на перевозку одного транспортного документа. В прямое смешанное сообщение включают ся: 1) железнодорожные станции, открытые для операций по перевозкам грузов; 2) морские и реч ные порты; 3) автостанции, аэропорты, предусмот ренные перечнями установленными соответствую щими федеральными органами исполнительной власти в области транспорта. Стоимость работ указывается после их выпол нения в транспортной накладной для взимания стои мости работ с грузополучателей. Общий срок доставки грузов в прямом сме шанном сообщении определяется исходя из сово купности сроков доставки грузов железнодорожным транспортом и транспортом других видов и рас считывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, которые действуют на транспорте соответствующих видов. За несохранность грузов до передачи их в пункт перевалки имущественную ответственность несет сдающая сторона, а после передачи такую от ветственность несет сторона, принявшая груз. Договор перевозки пассажиров и багажа Перевозка пассажиров и багажа осуществляет ся на основании договора перевозки, в силу которого одна сторона (перевозчик) обязуется перевезти пас сажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажи ром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; другая сторона (пассажир) обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа. Договор является взаимным, возмездным, консенсуальным. Договор перевозки пассажиров транспор том общего пользования является также публичным. Заключение такого договора удостоверяется биле том, в котором указываются все существенные условия договора. Форма билета устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уста вами и кодексами. По договору перевозки багажа перевозчик обязан доставить вверенный ему пассажиром ба гаж в указанный пункт назначения и выдать его управомоченному лицу, пассажир обязан уплатить за перевоз обусловленную плату. Не могут принимать ся в багаж взрывоопасные, легковоспламеняющие ся вещества. Договор взаимный, реальный, возмездный, пуб личный. Сдача багажа удостоверяется багажной кви танцией. В пункте назначения багаж хранится бес платно в течение суток. За хранение сверх этого срока взимается плата в порядке, который опреде ляется правилами оказания услуг по перевозке пас сажиров. Багаж, который не востребован в течение 30 су ток со дня прибытия, а также грузобагаж граждан, не востребованный в течение 30 дней с момента письменного уведомления получателя о его прибы тии, подлежит реализации в порядке, предусмот ренном законом. Договор транспортной экспедиции Договор транспортной экспедиции — согла шение, в силу которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждена) и за счет другой сто роны (клиента — грузоотправителя или грузополу чателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связан ных с перевозкой груза. Договор является взаимным и возмездным. Поми мо этого он может быть консенсуальным (в случае, когда экспедитор организует выполнение экспеди ционных услуг); реальным (в случае, когда экспе дитор организует выполнение экспедиционных услуг с вверенным ему грузом). Стороны договора: клиент — субъект, которому оказываются услуги; экспедитор — субъект, оказы вающий услуги клиенту. В качестве клиентов по до говору могут выступать любые лица (прежде всего отправитель и получатель груза, а также его соб ственник), заинтересованные в получении экспеди ционных услуг. Экспедитором может быть только предприниматель (коммерческая организация или физическое лицо), получивший лицензию на осуще ствление транспортно-экспедиционной деятель ности. Экспедитором может быть как специализиро ванная организация, так и обычный перевозчик (например, структурное подразделение транспортно го предприятия). Экспедитор вправе привлечь к ис полнению своих обязанностей других лиц, если иное не предусмотрено договором экспедиции. Предмет договора — услуги, связанные с пе ревозкой груза. Они делятся на основные (по орга низации перевозок, включая заключение договора перевозки) и дополнительные, которые могут ох ватывать любые вопросы, касающиеся транспортировки груза. Договор может быть заключен как на полное, так и на частичное транспортно-экспедиционное обслу живание. Договоры могут быть разовые — для вы полнения разовых экспедиционных поручений — и длительные, которые заключаются при наличии постоянной потребности в транспортно-зкспедиционном обслуживании. Форма договора — простая письменная. Его срок определяется соглашением сторон. Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей. Ценой договора является вознаграждение экспе дитора, которое определяется соглашением сто рон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *