0

Правовое регулирование единого сельского налога как вида специального налогового режима в России теория и проблемы юридической практики. с.24-25

поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений. Таким образом, невключение доходов от бюджетных субсидий в состав доходов при исчислении ЕСХН правомерно. Данный вывод находит отражение в письме Минфина России от 24.04.08 г. N 03-11-04/1/8 и арбитражной практике (Определение ВАС РФ от 30.12.08 г. N ВАС-13735/08[1], Решение арбитражного суда Свердловской области от 14.01.08 г. N А60-28698/2007-С5[2]). В письме Минсельхоза России от 23.10.07 г. N 16-4/638 со ссылкой на позицию Минфина России также указано, что полученные сельскохозяйственными кооперативами в рамках целевых программ бюджетные средства в виде субсидий (субвенций) не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при условии использования указанных средств получателями по целевому назначению.[3]

В правоприменительной практике встречаются споры по вопросу о возможности применения ЕСХН налогоплательщиком, у которого в налоговом периоде вообще отсутствовал доход от реализации сельскохозяйственной продукции.

Согласно п. 5 ст. 346.2 НК РФ на уплату ЕСХН вправе перейти сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением тех, которые указаны в п.п. 2–4 настоящего пункта), если по итогам работы за календарный год, предшествующий календарному году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подает заявление о переходе на уплату ЕСХН, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%.

Если налогоплательщиком, перешедшим на уплату ЕСХН, по итогам налогового периода нарушено упомянутое ограничение, в том числе в связи с отсутствием у налогоплательщика доходов от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, то согласно п. 4 ст. 346.3 НК РФ он утрачивают право на применение ЕСХН с момента постановки на учет в налоговом органе.

Налогоплательщик, утративший право на применение ЕСХН, в течение одного месяца после истечения налогового периода, в котором им допущено нарушение, должен произвести перерасчет налоговых обязательств по НДС, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц за весь налоговый период в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Кроме того, такой налогоплательщик уплачивает пени за несвоевременную уплату указанных налогов и авансовых платежей по ним.

Однако в судебной практике по данному вопросу имеется противоположная позиция. Так, ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 21.04.10 г. № Ф03-2288/2010 пришел к выводу, что факт отсутствия дохода от реализации сельскохозяйственной продукции не свидетельствует об утрате налогоплательщиком статуса сельскохозяйственного производителя, в связи с чем у налогового органа не было основания для признания его утратившим права на ЕСХН.

2.2      Проблемные вопросы учета и вычета НДС в переходный период

В судебной практике часто встречаются ситуации, когда товар приобретается и используется налогоплательщиком до перехода на режим

[1] Определение ВАС РФ от 30.12.08 г. N ВАС-13735/08

[2] Решение арбитражного суда Свердловской области от 14.01.08 г. N А60-28698/2007-С5

[3] Источник/автор: Финансовая газета (региональный выпуск); 29.04.2009; http://17aas.arbitr.ru/node/2351

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *