0

Правовое регулирование единого сельского налога как вида специального налогового режима в России теория и проблемы юридической практики. с. 14-16

  1. переход на уплату ЕСХН осуществляется по желанию налогоплательщиков. В отличие от упрощенной системы налогообложения, для перехода для уплаты ЕСХН ограничения по выручке законодательством не установлено;
  2. низкая налоговая нагрузка в размере 6%;
  3. организации — плательщики ЕСХН освобождаются от обязанности по уплате НДС, налога на прибыль, налога на имущество организаций и единого социального налога, а индивидуальные предприниматели — плательщики ЕСХН — от обязанности по уплате НДС, налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, единого социального налога;
  4. упрощение налоговой отчетности и налогового учета.

В то же время освобождение от уплаты НДС при переходе на ЕСХН — это, скорее всего, недостаток, а не преимущество. Выигрывают от этого только те налогоплательщики, на которых не распространяется пониженная ставка НДС, а также налогоплательщики, чьи контрагенты не возмещают НДС. Кроме того, сумма уплаченного НДС, включенная в расходы, значительно уменьшает доходность бизнеса. Работодатели, применяющие ЕСХН, также обязаны оплачивать больничные листы за счет собственных средств. Полностью компенсируется им пособие только в случае, если работодатель перечисляет добровольные страховые взносы на социальное страхование работников в размере 3% от налоговой базы, которая определяется так же, как при расчете единого социального налога. В налоговой сфере существует ряд проблем, препятствующих развитию малого бизнеса. В первую очередь это проблемы, которые возникают при применении единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). Одна из них заключается в том, что базовая доходность определяется, по сути, методом проб и ошибок. По ряду видов деятельности она существенно завышается, что приводит к фактической неспособности индивидуальных предпринимателей уплачивать налоги. Представляется необходимым переходить на определенные методики, позволяющие объективно оценивать базовую доходность, так как от объективности установления данного параметра напрямую зависит размер уплачиваемого предпринимателями налога.[1]

Не высокая популярность рассматриваемого специального режима объясняется необходимостью для сельхозпроизводителей ведения особого учета доходов и расходов, более сложным расчетом налогооблагаемой базы и другими не решенными до настоящего времени проблемы.  Для усиления социальной функции ЕСХН целесообразно разрешить налогоплательщикам учитывать при исчислении налоговой базы расходы на содержание жилищно-коммунальных объектов, социально-культурной сферы, а также на приобретение объектов внешнего благоустройства, объектов лесного хозяйства, объектов дорожного хозяйства; для усиления регулирующей функции этого налога целесообразно предусмотреть налоговые нормы, стимулирующие наукоемкую и инновационную деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей. Особенно это касается селекционной работы, применения дорогостоящих методов биотехнологии, развитие которых является обязательным условием устойчивого развития отечественного сельского хозяйства XXI в. Необходимо также устранение противоречий взимания НДС при закупке перерабатывающими предприятиями сельскохозяйственной продукции как у физических лиц, так и у плательщиков ЕСХН, что позволило бы уравнять условия налогообложения при осуществлении указанных закупок. Обязательность использования контрольно-кассовой техники для плательщиков ЕНВД является одним из существенных барьеров, и прежде всего для тех плательщиков ЕНВД, которых, по данным ФНС России, три миллиона человек из семи миллионов налогоплательщиков.[2]

Глава 2             Проблемы применения ЕСХН в судебной практике

2.1      Отдельные вопросы применения ЕСХН: арбитражная практика

Рассмотрим проблемы, с которыми приходится сталкиваться налогоплательщикам, применяющим специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН).

Однако, несмотря на то, что в НК РФ достаточно четко обозначены условия определения выручки сельскохозяйственного производителя, у налогоплательщиков иногда возникают сомнения, особенно относительно учета выручки от реализации основных средств.[3]

Минфин утверждает, что выручку от реализации основных средств нужно учитывать при расчете общего дохода от реализации (Письма Минфина России от 27.11.2008 № 03-11-04/1/25[4].

Однако, в арбитражной практике встречается другая точка зрения. В Постановлениях ФАС Московского округа от 17.07.2007 № КА-А41/5699-07 и от 29.12.2008 № КА-А41/12530-08 указано, что при подсчете доли доходов от реализации продукции сельхозназначения в общий объем доходов от реализации включать выручку от продажи основных средств не следует. В Постановлениях было отмечено, что продажа ранее используемых в деятельности организации основных средств не осуществляется систематически и не является самостоятельным видом деятельности.

До недавнего времени не было единого мнения по вопросу о том, учитывается ли доход, в соответствии с которым осуществляется исключительно производство и реализация сельскохозяйственной продукции силами нескольких сельскохозяйственных товаропроизводителей, при определении доли дохода, дающего такой организации право на применение системы налогообложения в виде уплаты ЕСХН.

[1] ЕСХН-2013: не забудьте о нововведениях // Малая бухгалтерия. 2013. N 1. С. 102 — 104.

[2] Власенкова Е.А. Роль налогообложения в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы. // Налоговый вестник, 2009, N 2, с.54

[3] Ялбулганов А.А. Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей: комментарий к главе 26.1 второй части Налогового кодекса РФ «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» // СПС КонсультантПлюс. 2011.

[4] Письмо Минфина РФ от 27.11.2008 N 03-11-04/1/25

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *