0

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ — «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»

1. Общая характеристика конституционного права. 2. Формирование конституционализма в России. 3. Конституционное право Российской Федерации как отрасль права и наука. 4. Правовая охрана Конституции Российской Федерации. Цель изучения — уяснение: предмета и метода отрасли конституционного права; значения конституции как основного закона правового государства. Изучив данную тему, студент должен знать: основные этапы развития конституционализма в России; ведущую роль Конституции в системе Российского права. При изучении темы и подготовке к семинару необходимо : — акцентировать внимание на: юридических свойствах конституции России; особом механизме правовой охраны Конституции России. — составить схему (таблицу): виды и формы конституций. Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо: — ответить на контрольные вопросы к теме № 1.1; — решить тестовое задание к теме № 1.1. 1. Конституци онный строй: понятие и основные элементы. 2. Характеристика основ конституционного строя. Цель изучения уяснение содержания основ конституционного строя Российской Федерации; Изучив данную тему, студент должен знать понятие конституционного строя России и содержание его основных элементов; При изучении темы и подготовке к семинару необходимо : — акцентировать внимание на содержании понятия конституционный строй и его значении для раскрытия народовластия; — составить схему: формы государства; Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо: — выполнить — выполнить тренировочное задание: выписать в тетрадь для конспектов принципы российского федерализма, которые устанавливают основы конституционного строя Российской Федерации; — ответить на контрольные вопросы к теме № 1.2; — решить тестовое задание к теме № 1.2. 1. Понятие, принципы и структура основ правового статуса физических лиц. 2. Гражданство Российской Федерации как неотъемлемый элемент правового статуса граждан. 3. Система и виды прав и свобод человека и гражданина. 4. Правовое положение отдельных физических лиц. Цель изучения — уяснение: юридической природы и содержания конституционно-правового статуса человека и гражданина; правовой связи государства и гражданина через институт гражданства. Изучив данную тему, студент должен знать: принципы и структуру основ правового статуса человека и гражданина; какие международно-правовые акты являются основополагающими в определении прав и свобод человека и гражданина; При изучении темы и подготовке к семинару необходимо : — акцентировать внимание на: взаимосвязи российского законодательства с международным правом в определении неотчуждаемости основных прав и свобод человека и гражданина; роли государства в обеспечении реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина без какой-либо дискриминации. — составить схему (таблицу):основания приобретения гражданства Российской Федерации. Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо: — выполнить тренировочное задание: составить три тестовых задания (вопроса) относительно прав и свобод человека и гражданина; — ответить на контрольные вопросы к теме № 1.3; — решить тестовое задание к теме № 1.3. 1. Понятие и принципы организации и деятельности органов государственной власти России. 2. Федеральные органы государственной власти России. Цель изучения — уяснение: демократических основ формирования органов государственной власти и их ответственности перед народом; системного характера построения органов государственной власти в Российской Федерации. Изучив данную тему, студент должен знать: конституционную систему органов государственной власти России; конституционные принципы организации и деятельности органов государственной власти. При изучении темы и подготовке к семинару необходимо : — акцентировать внимание на: конституционных характере формирования государственных органов власти; принципе разделения властей, сдержек и противовесов в их деятельности. — составить: схему федеральных органов государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной. Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо: — выполнить тренировочное задание: перечислить полномочия органов государственной власти, которые составляют сферу совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; — ответить на контрольные вопросы к теме № 1.4; — решить тестовое задание к теме № 1.4. 1. Народовластие как основа конституционного строя России. 2. Понятие избирательного права, избирательной системы и принципы избирательного права. 3. Избирательный процесс. Цель изучения — уяснение: понятий публичная власть , избирательное право и избирательная система ; общих положений избирательного процесса в России. Изучив данную тему, студент должен знать: принципы избирательного права; конституционные основы публичной власти; основные характеристики избирательной системы. При изучении темы и подготовке к семинару необходимо : — акцентировать внимание на: понятии народовластие как основы публичной власти в России; содержании конституционных принципов избирательного права. — составить схему (таблицу): виды избирательных систем и их отличительные признаки. Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо: — выполнить тренировочное задание: сравнить избирательную систему России и США и отметить их различия; — ответить на контрольные вопросы к теме № 1.5; — решить тестовое задание к теме № 1.5. 1. Основные теории возникновения местного самоуправления. 2. Развитие местного самоуправления в России. 3. Конституционно-правовые основы местного самоуправления России. Цель изучения — уяснение: правовой и социальной природы местного самоуправления; конституционных основ местного самоуправления. Изучив данную тему, студент должен знать: конституционные основы местного самоуправления; существующие в России модели построения местного самоуправления; основные теории возникновения местного самоуправления. При изучении темы и подготовке к семинару необходимо : — акцентировать внимание на: конституционной природе местного самоуправления в России; особенности предмета полномочий органов местного самоуправления в отличие от полномочий государственных органов. — составить схему (таблицу): модели местного самоуправления в России; конституционные основы местного самоуправления России. Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо: — выполнить тренировочное задание: сравнить модели местного самоуправления, используемые в России, США и Франции; — ответить на контрольные вопросы к теме № 1.6; — решить тестовое задание к теме № 1.6. Дополнительная литература и первоисточники к темам по разделу: Конституция Российской Федерации 1993 г. Федеральный конституционный закон РФ О Конституционном суде Российской Федерации от 21 июля 1994 года №1-ФКЗ. Федеральный закон РФ от 19 сентября 1997 г. Об основных гарантиях избиратель ных прав и права на участие в референдуме граждан РФ. Собрание законодательства РФ 1997 г. №39, ст. 4465. Закон Российской Федерации Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Собрание законодательства Российской Федерации 1996 г. №49, ст. 5498. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131 ФЗ Об общих принципах организа ции местного самоуправления в Российской Федерации. // Российская газета, октябрь 2003 г. №202. Федеральный закон от 8 января 1998 г. Об основах муниципальной службы в Рос сийской Федерации Собрание законодательства РФ, 1998 г. №2, Ст. 224. Федеральный конституционный закон РФ О судебной системе Российской Феде рации от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ. Федеральный конституционный закон РФ О Правительстве Российской Федера ции от 17 декабря 1997 г. / СЗ РФ 1997 №51. Ст. 5712. Федеральный Закон РФ Об общих принципах организации и деятельности представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации 1999 г. Указ Президента РФ О системе федеральных органов исполнительной власти от 30 сентября 1992 г. /+САПП 1992. №41. Ст. 2278. Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов РФ. — М., 1997 г. Конституция РФ с комментариями для изучения и понимания/Лозовский Л.Ш., Райсберг Б.А. — М.:ИНФРА-М, 2003. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России Учебник. 4-е изд., перераб. и доп., Проспект, ТК Велби, 2008. 1. Общая характеристика гражданского права. 2. Источники гражданского права. 3. Система гражданского права. 4. Понятие, субъекты и объекты авторского и патентного права. Цель изучения — уяснение: круга отношений и способов их регулирования гражданским правом; понятия и элементов системы и основных источников гражданского права. Изучив данную тему, студент должен знать понятие и виды источников отрасли, содержание предмета и метода, а также основные элементы системы гражданского права; При изучении темы и подготовке к семинару необходимо: — акцентировать внимание на видах и особенностях гражданско-правовых отношений, составляющих предмет гражданского права, а также на особенностях методов их регулирования. — составить схему (таблицу): признаков (характеристик) гражданско-правового метода с учетом абз.1 п.1 ст.2 ГК РФ. видов источников гражданского права. Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо: — выполнить тренировочное задание: составить три тестовых задания (вопроса) относительно объектов авторского и патентного права; — ответить на контрольные вопросы к теме № 2.1; — решить тестовое задание к теме № 2.1. 1. Гражданское правоотношение и его элементы. 2. Юридические факты как основание гражданского правоотношения. Цель изучения — уяснение: — содержания гражданского правоотношения и его видов; — понятия субъективного гражданского права и субъективной гражданской обязан ности; — уяснение особенностей и видов обстоятельств (юридических фактов), с которыми закон связывает возникновение, изме нение и прекращение гражданских прав и обязанностей. Изучив данную тему, студент должен знать понятие, виды и элементы гражданского правоотношения, а также виды юридических фактов, являющихся основанием гражданских правоотношений; При изучении темы и подготовке к семинару необходимо: — акцентировать внимание на понятии гражданского правоотношения, его особенностях и видах; — составить схему (таблицу): виды юридических фактов, являющихся основанием гражданских правоотношений. Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо: — ответить на контрольные вопросы к теме № 2.2; — решить тестовое задание к теме № 2.2. 1. Граждане как субъекты гражданского права. 2. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений. 3. Государственные образования как субъекты гражданского права. 4. Муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений. Цель изучения — уяснение: гражданско-правового статуса физических лиц и юридических лиц как субъектов гражданского права; особенностей участия государственно-публичных (Российской Федерации и ее субъектов) и муниципальных образований (городских и сельских по селений) в гражданских правоотношениях. Изучив данную тему, студент должен знать: состав и особенности субъектов гражданских правоотношений; понятие правосубъектности и ее особенности для каждого вида субъектов гражданско-правовых отношений; — признаки юридического лица, предусмотренные ст.48 ГК РФ; При изучении темы и подготовке к семинару необходимо: — акцентировать внимание на: условиях, основаниях и порядке лишения и ограничения правоспо собности и дееспособности гражданина; особенностях правового положения различных видов субъектов в гражданских правоотношениях в зависимости от их правосубъектности; порядке создания, реорганизации и ликвидации юридического лица. особенностях гражданской правосубъектности публично-правовых образований в сравнении с гражданами и юридическими лицами. — составить схему (таблицу): виды субъектов гражданских правоотношений. Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо: — выполнить тренировочное задание: составить три тестовых задания (вопроса) относительно субъектов гражданских правоотношений; — ответить на контрольные вопросы к теме № 2.3; — решить тестовое задание к теме № 2.3. 1. Понятие и общие положения об объектах гражданских прав. 2. Вещи как объект гражданско-правовых отношений. 3. Нематериальные блага в гражданском праве. Цель изучения — уяснение видов и особенностей объектов, в отношении которых воздействуют субъекты в гражданских правоотношениях. Изучив данную тему, студент должен знать: виды и особенности объектов гражданских правоотношений; понятие интеллектуальной собственности и ноу-хау. При изучении темы и подготовке к семинару необходимо: — акцентировать внимание : на различии понятий объект и предмет гражданско-правовых сделок; что интеллектуальная собственность не является разновид ностью вещного права собственности на материальные объекты, а ноу-хау не входит в состав интеллектуальной собственности. — составить схему материальных и нематериальных объектов гражданских правоотношений. Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо: — выполнить тренировочное задание: дать характеристику понятия и признаков интеллектуальной собственности (ст. 138 ГК) и ноу-хау (служебной и коммерческой тайны — ст. 139 ГК); — ответить на контрольные вопросы к теме № 2.4; — решить тестовое задание к теме № 2.4. 1. Понятие сроков в гражданском праве и их виды. 2. Понятие и значение исковой давности. Цель изучения — уяснение юридического значения сроков, в том числе исковой давности, как юридического факта в гражданских правоотношениях. Изучив данную тему, студент должен знать: понятие, значение и порядок исчисления сроков в гражданском праве; понятие, юридическое значение исковой давности в гражданских правоотношениях. При изучении темы и подготовке к семинару необходимо : — акцентировать внимание на юридическом значении сроков для реализации и защиты гражданских прав. — уточнить понятие исковой давности (ст. 195 ГК) и её общий срок (ст.196 ГК); — уяснить, на какие требования не распространяется исковая давность (ст. 208 ГК). — составить схему (таблицу): виды сроков в гражданском праве. Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо: — ответить на контрольные вопросы к теме № 2.5; — решить тестовое задание к теме № 2.5. 1. Сделки в гражданском праве. 2. Институт представительства в гражданском праве. 3. Доверенность по гражданскому праву. Цель изучения — уяснение: понятия и особенности гражданско-правовых сделок; содержание и значение института представительства в гражданском обороте; понятия юридическое значение доверенности в гражданском праве. Изучив данную тему, студент должен знать: что такое сделка, ее содержание и виды; виды представительства и их особенности; понятие, виды и порядок оформления доверенности. При изучении темы и подготовке к семинару необходимо : — акцентировать внимание на: юридическом значении и содержании понятия сделка в гражданском праве; особенностях видов представительства; содержании понятия нотариально удостоверенная доверенность. — составить схему (таблицу): виды и основания представительства. Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо: — выполнить тренировочное задание: составить три тестовых задания (вопроса) относительно видов гражданско-правовых сделок; — ответить на контрольные вопросы к теме № 2.6; — решить тестовое задание к теме № 2.6. 1. Осуществление гражданских прав. 2. Защита гражданских прав. 3. Гражданско-правовая ответственность. Цель изучения — уяснение: принципов реализации, форм и способов защиты гражданских прав; особенностей и видов гражданско-правовой ответственности; Изучив данную тему, студент должен знать: пределы осуществления гражданских прав; основания гражданско-правовой ответственности. При изучении темы и подготовке к семинару необходимо : — акцентировать внимание на: понятиях необходимой обороны, крайней необходимости, мораль ного вреда; особенностях материального характера гражданско-правовой ответственности. — составить схему (таблицу): способы защиты гражданских прав — руководствуясь ГК РФ; основания гражданско-правовой ответственности. Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо: — выполнить тренировочное задание: сравнить понятия долевой, солидарной и субсидиарной ответственности; — ответить на контрольные вопросы к теме № 2.7. — решить тестовое задание к теме № 2.7. 1. Понятие и содержание права собственности. 2. Особенности вещных прав на некоторые объекты недви жимости. 3. Правовые основы защиты права собственности и других вещных прав. Цель изучения уяснение: содержания, приобретения и прекращения права собственности; установление круга объектов, особенностей приобретения и прекращения, порядка осуществле ния правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом, принадлежащим гражда нам, юридическим лицам и государственно-публичным образованиям; анализ права собственности на одно имущество двух или нескольких субъектов (сособсгвенников). Изучив данную тему, студент должен знать: формы собственности согласно п.1 ст. 212 ГК; содержание триады права собственности: владения, пользования и распоряжения; способы защиты права собственности. При изучении темы и подготовке к семинару необходимо : — акцентировать внимание на: моменте возникновения и прекращения права собственности; особенностях вещных прав на некоторые объекты недви жимости (земля, жилые помещения и т.п.). — составить схему (таблицу): способы приобретения права собственности. Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо: — выполнить тренировочное задание: составить три тестовых задания (вопроса) относительно права собственности граждан; — ответить на контрольные вопросы к теме № 2.8; — решить тестовое задание к теме № 2.8. 1. Обязательство и обязательственное право. 2. Обеспечение, исполнение и прекращение обязательств. 3. Ответственность за нарушение обязательств. 4. Внедоговорные обязательства. Обязательства, возникающего из причинения вреда. Обязательства из неосновательного обогащения. Цель изучения — уяснение: понятия, оснований возникновения, видов обязательства как гражданского правоотно шения, его сторон и перемены лиц в обязательствах; понятия, принципов реализации, критериев и способов надлежащего исполнения обя зательств; специфики ответственности сторон за нарушение обязательств как вида гра жданско-правовой ответственности. Изучив данную тему, студент должен знать: понятие и виды обязательств в гражданском праве; способы обеспечения, исполнения и основания прекращения обязательств; виды и основания ответственности за нарушение обязательств. При изучении темы и подготовке к семинару необходимо : — акцентировать внимание на: различии в содержании понятий обязательственное право и обязательство; видах обязательств и способах обеспечения их исполнения; особенностях возникновения и ответственности внедоговорных обязательств. основаниях и видах ответственности за нарушение обязательства (ст.401 ГК). — составить схему (таблицу): способы исполнения обязательств; способы обеспечения исполнения обяза тельств и их виды. Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо: — выполнить тренировочное задание: составить три тестовых задания (вопроса) относительно видов обязательств в гражданском праве; — ответить на контрольные вопросы к теме № 2.9; — решить тестовое задание к теме № 2.9. 1. Общие положения о договоре. 2. Виды договоров в гражданском праве. 3. Действие договора. Цель изучения — уяснение: базовых принципов заключения договоров; оснований (условий) возникновения, изменения и прекращения гражданско-правового договора; Изучив данную тему, студент должен знать: понятие, содержание, условия, формы и виды договора в гражданском праве; условия исполнения договора; основания и виды ответственности за нарушение договорных обязательств. При изучении темы и подготовке к семинару необходимо : — акцентировать внимание на: содержании принципа свободы договора; различии понятий объект и предмет договора; определении момента перехода права собственности при заключении различных видов договоров; условиях ответственности за нарушение договорных обязательств; — составить схему (таблицу): виды договора; основания ответственности за нарушение договора. Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо: — ответить на контрольные вопросы к теме № 2.10; — решить тестовое задание к теме № 2.10. Дополнительная литература и первоисточники к темам по разделу: Конституция РФ 1993 г. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ). Садиков О.Н., Гражданское право. Учебник. (Серия: Высшее образование ), ИНФРА-М, КОНТРАКТ, 2006. Пиляева, В.В., Гражданское право в вопросах и ответах: Учебное пособие. 5-е изд., М.: КНОРУС, 2009. Красавчиков О.А. Сущность юридического лица // Сов. государство и право. 1976. №1. Мурзин Д.В. Ценные бумаги — бестелесные вещи. М., 1998. Раздел 3. Основы административного прав России 1. Сущность государственного управления как объекта административно-правового регулирования. 2. Содержание государственного управления. 3. Государственное управление и исполнительная власть. Цель изучения — уяснение: сущности государственного управления; роли исполнительной власти в управлении государством и его соотношения с другими ветвями власти. Изучив данную тему, студент должен знать: принципы, функции и характерные черты государственного управления; содержание государственного управления; соотношение понятий государственное управление и исполнительная власть. При изучении темы и подготовке к семинару необходимо : — акцентировать внимание на: легитимном характере государственной власти; роли государственного управления в регулировании общественных отношений и процессов. — составить схему (таблицу):функции государственного управления. Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо: — выполнить тренировочное задание : выписать в тетрадь конспектов положения — в чем проявляется социальная сущность и необходимость государственного управления? — ответить на контрольные вопросы к теме № 3.1. — решить тестовое задание к теме № 3.1. 1. Административное право как отрасль права. 2. Источники административного права. 3. Система административного права. Цель изучения уяснение места административного права в системе российского права и его роли в регулировании общественных отношений. Изучив данную тему, студент должен знать: особенности и содержание предмета и метода регулирования административного права; виды источников административного права и их особенности. При изучении темы и подготовке к семинару необходимо : — акцентировать внимание на: на базовой роли административного права в отношении других отраслей права и его тесной связи с ними; обеспечительной роли административного права в сфере управленческой деятельности и реализации функций государства. — составить схему (таблицу): виды и особенности элементов административно-правовой нормы. Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо: — выполнить тренировочное задание: определите соответствие принципов административного права их содержанию: — ответить на контрольные вопросы к теме № 3.2; — решить тестовое задание к теме № 3.2. 1. Механизм административно-правового регулирования. 2. Административно-правовые нормы. 3. Роль административно-правовых норм в регулировании общественных отношений. Цель изучения — уяснение: понятия и структуры механизма административно-правового регулирования; роли административно-правовых норм в регулировании общественных отношений. Изучив данную тему, студент должен знать: элементы механизма административно-правового регулирования; особенности и виды административно-правовых норм; При изучении темы и подготовке к семинару необходимо : — акцентировать внимание на: правовом характере методов государственного управления, которые применяются при регулировании общественных отношений, возникающих по поводу реализации исполнительной власти; взаимовлиянии субъекта и объекта управления в процессе реализации функций исполнительной власти. — составить схему (таблицу): виды административно-правового регулирования; виды административно-правового режима; Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо: — выполнить тренировочное задание: соотнесите соответствие способов изложения правовых норм административных нормативно-правовых актов их содержанию: — ответить на контрольные вопросы к теме № 3.3; — решить тестовое задание к теме № 3.3. 1. Понятие и особенности административных правоотношений. 2. Структура административных правоотношений. 3. Виды административных правоотношений. Цель изучения — уяснение особенностей и правовой природы административных отношений; Изучив данную тему, студент должен знать: понятие и специфику административно-правовых отношений; элементы административно-правового отношения и его виды. При изучении темы и подготовке к семинару необходимо : — акцентировать внимание на: административных правовых отношениях как основном элементе механизма правового регулирования; особом субъекте как необходимом признаке административного правоотношения. — составить схему (таблицу): виды юридических фактов в административном праве. Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо: — выполнить тренировочное задание: определить последовательность понятий в порядке возрастания объема их содержания: 1 — ( ) дееспособность; 2 — ( ) правовой статус; 3 — ( ) деликтоспособность; 4 — ( ) правосубъектность. — ответить на контрольные вопросы к теме № 3.4; — решить тестовое задание к теме № 3.4. 1. Понятие, особенности и классификация субъектов административных правоотношений. 2. Граждане как субъекты административного права. 3. Организации как субъекты административно-правовых отношений. 4. Органы исполнительной власти как субъекты административного права. Цель изучения — уяснение: административной правосубъектности как правового качества и юридической возможности лица вступать в административно-правовые отношения; связи видов субъектов административных правоотношений с многообразием регулируемых административным правом сфер общественной деятельности. Изучив данную тему, студент должен знать особенности и виды субъектов административных правоотношений. При изучении темы и подготовке к семинару необходимо : — акцентировать внимание на особенностях правового статуса органов исполнительной власти как субъекта административного правоотношения в равнении с правовым статусом физических и юридических лиц. — составить схему (таблицу): виды субъектов административных правоотношений. Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо: — выполнить тренировочное задание: соотнесите вид общественного объединения с его содержанием: — ответить на контрольные вопросы к теме № 3.5; — решить тестовое задание к теме № 3.5. 1. Государственное регулирование в сфере экономики. 2. Организация управления в социальной сфере. 3. Государственное управление в административно-политической сфере. 4. Организация управления в чрезвычайных ситуациях. Цель изучения — уяснение системы органов государственного регулирования в различных сферах деятельности. Изучив данную тему , студент должен знать основные направления и органы государственного регулирования. При изучении темы и подготовке к семинару необходимо : — акцентировать внимание на различных способах регулирования экономики, административно-политической и социально-культурной сферы; — составить схему (таблицу): виды чрезвычайных ситуаций. Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо: — выполнить тренировочные задания: дополнить утверждение — Система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита РФ, целостности и неприкосновенности ее территории это -….; — ответить на контрольные вопросы к теме № 3.6; — решить тестовое задание к теме № 3.6. 1. Административное правонарушение. 2. Административная ответственность. 3. Административное взыскание. Цель изучения — уяснение: понятия, особенностей и состава административного правонарушения; целей, функций и принципов административной ответственности. Изучив данную тему, студент должен знать: понятие и элементы состава административного правонарушения; цели, принципы, основания и виды административной ответственности; виды административных взысканий. При изучении темы и подготовке к семинару необходимо : — акцентировать внимание на том, что : административное правонарушение имеет место в сфере государственного управления и при наличии его состава; основание административной ответственности имеет публично-правовой и в большинстве случаев внесудебный характер. — составить схему (таблицу): элементы состава административного правонарушения; Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо: — выполнить тренировочные задания: в виде таблицы сопоставить принципы административной ответственности с их содержанием ; — ответить на контрольные вопросы к теме № 3.7; — решить тестовое задание к теме № 3.7. 1. Понятие и принципы производства по делам об административных правонарушениях. 2. Участники производства по делам об административных правонарушениях. 3. Доказательства по делу об административном правонарушении. 4. Стадии производства по делам об административных правонарушениях. Цель изучения уяснение понятия и содержания производства по делам об административных правонарушениях; Изучив данную тему, студент должен знать : понятие, участников и стадии производства по делам об административных правонарушениях; виды доказательств по делам об административных правонарушениях. При изучении темы и подготовке к семинару необходимо : — акцентировать внимание на: задачах и принципах производства по делам об административных правонарушениях; особом составе субъектов, имеющих право вести производство и принимать решение о привлечении к ответственности. — составить схему (таблицу): виды доказательств по делу об административном правонарушении. Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо: — выполнить тренировочные задания: в тетради для конспектов в виде таблицы соотнести принципы производства по делу об администратином правонарушении с их содержанием ; — ответить на контрольные вопросы к теме № 3.8; — решить тестовое задание к теме № 3.8. 1. Понятие законности и способы ее обеспечения в деятельности органов исполнительной власти. 2. Государственный контроль и его виды. Цель изучения — уяснение понятие законности и способов ее обеспечения в деятельности органов исполнительной власти; Изучив данную тему, студент должен знать : черты, которыми характеризуется законность в сфере государственного управления и способы ее обеспечения; понятие, виды государственного контроля и субъектов правомочных его осуществлять. При изучении темы и подготовке к семинару необходимо : — акцентировать внимание на общеобязательном характере соблюдения законности для государственных служащих и иных лиц как неотъемлемой части понятия правового государства; — составить схему (таблицу): принципы законности. Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо: — выполнить тренировочные задания: в тетради для конспектов соотнести приведенные ниже принципы законности с их содержанием: — ответить на контрольные вопросы к теме № 3.9; — решить тестовое задание к теме № 3.9. Дополнительная литература и первоисточники к темам по разделу: КоАП РФ Федеральный Закон РФ Об общих принципах организации и деятельности представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации 1999 г. Федеральный конституционный закон Российской Федерации О чрезвычайном положении от 30 мая 2001 г. №3-ФКЗ. Федеральный конституционный закон Российской Федерации О военном положе нии от 30 января 2002 г. №1-ФКЗ. Федеральный закон РФ от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ Об общественных объединениях. Федеральный закон РФ от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ О свободе совести и о религиозных объединениях. Закон Российской Федерации Об образовании от 10 июля 1992 года №3266-1; Основы законодательства Российской Федерации о культуре ФЗ от 9 октября 1992 года №3612-1. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года №5487-1 (в ред. Федерального закона от 02.03.98 №30-ФЗ). Указ Президента РФ О системе федеральных органов исполнительной власти от 30 сентября 1992 г. /+САПП 1992. №41. Ст. 2278. Административное право: Учебник / Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю. Н. — М.: НОРМА, 2007. Чижевский В.С., Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) с постатейными материалами. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Книжный мир, 2004. 1. Понятие труда, предмет и метод трудового права. 2. Правоотношения в трудовом праве. Цель изучения — уяснение: правового основания связи между людьми в процессе совместного труда; места и роли трудового права в системе российского права в регулировании общественных отношений по труду. Изучив данную тему, студент должен знать: понятие труда, источники и основные элементы системы трудового права; виды трудовых отношений составляющих предмет регулирования трудового права и способы, используемые трудовым правом для их регулирования; При изучении темы и подготовке к семинару необходимо : — акцентировать внимание: трудовое право призвано регулировать не технологию процесса труда, а социальные связи по его организации и применению; метод правового регулирования труда реализуется через нормы трудового права, порядок их создания, реализацию и контроль их исполнения участниками трудовых отношений; спецификой трудового правоотношения является индивидуальный и личностный характер прав и обязанностей сторон. — составить схему (таблицу): источники трудового права; функции и принципы трудового права. Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо: — выполнить тренировочные задания: Используя Конституцию РФ, выписать в тетрадь статьи относящиеся к трудовому праву; — ответить на контрольные вопросы к теме № 4.1; — решить тестовое задание к теме № 4.1. 1. Правовое регулирование занятости и трудоустройства. 2. Понятие, стороны и виды трудового договора. 3. Социальное партнерство в сфере труда. Цель изучения — уяснение: основных положений правового государственного регулирования занятости населения и задач социального партнерства в сфере труда; социально-экономического и юридического значения трудового договора. Изучив данную тему, студент должен знать : понятия: занятость, безработица, социальное партнерство и их содержание; содержание и виды трудового договора, общий порядок его заключения и расторжения. При изучении темы и подготовке к семинару необходимо : — акцентировать внимание: трудовые и сопутствующие им правоотношения имеют трудовую природу юридической связи их субъектов, возникают на основе их свободного волеизъявления и на правовой основе в форме трудового договора; основное предназначение социального партнерства в достижении согласованности противоположных интересов работников и работодателей; — составить схему (таблицу): уровни и субъекты социального партнерства; виды трудового договора. Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо: — выполнить тренировочные задания:соотнести принципы социального партнерства с их содержанием; — ответить на контрольные вопросы к теме № 4.2; — решить тестовое задание к теме № 4.2. 1. Рабочее время. 2. Понятие и виды времени отдыха. Цель изучения — уяснение социально-правового значения категорий рабочее время и время отдыха. Изучив данную тему, студент должен знать : виды и порядок исчисления рабочего времени; основные гарантии и компенсации в области рабочего времени и времени отдыха; При изучении темы и подготовке к семинару необходимо : — акцентировать внимание правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха осуществляется в централизованном (законодательном) и локально-договорном порядке; нормирование труда осуществляется с учетом условий труда, возраста и других особенностей работника; время отдыха относится к числу конституционных положений и социально-экономических прав человека и гражданина. — составить схему (таблицу): виды рабочего времени; виды времени отдыха. Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо: — выполнить тренировочные задания: составить три тестовых задания (вопроса) относительно труда и отдыха лиц, совмещающих работу с учебой; — ответить на контрольные вопросы к теме № 4.3; — решить тестовое задание к теме № 4.3. 1. Правовая организация оплаты труда. 2. Система оплаты и стимулирования труда. 3. Системы заработной платы. 4. Гарантии и компенсации. Цель изучения — уяснение: основных положение российского трудового права в вопросах регулирования оплаты труда; роли государства в обеспечении гарантий в отношении оплаты труда работника. Изучив данную тему, студент должен знать : основные системы оплаты труда в соответствие с российским законодательством; виды гарантий и компенсаций в сфере оплаты труда; При изучении темы и подготовке к семинару необходимо : — акцентировать внимание: право работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него и его семьи, является одним из конституционных принципов; нормирование труда осуществляется в законодательном порядке; — составить схему (таблицу): системы оплаты труда; виды норм труда. Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо: — выполнить тренировочное задание: составить три тестовых задания (вопроса) относительно видов оплаты труда; — ответить на контрольные вопросы к теме № 4.4; — решить тестовое задание к теме № 4.4. 1. Дисциплина труда. 2. Дисциплинарная ответственность в трудовом праве. 3. Материальная ответственность в трудовом праве. Цель изучения — уяснение: института дисциплины труда как правовой категории; содержания и значения трудовой дисциплины, ее взаимосвязи с производственным процессом; понятия и правового основания ответственности в трудовом праве. Изучив данную тему, студент должен знать : содержание трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка; порядок привлечения к дисциплинарной ответственности; основания и виды ответственности работника и работодателя по трудовому праву; При изучении темы и подготовке к семинару необходимо : — акцентировать внимание на: правовой регламентации дисциплины труда и ее обязательности для работника и работодателя; ограниченном характере материальной ответственности в трудовом праве; — составить схему (таблицу): виды ответственности в сфере трудовых отношений. Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо: — выполнить тренировочные задания: дать характеристику дисциплины труда как правовой категории; — ответить на контрольные вопросы к теме № 4.5; — решить тестовое задание к теме № 4.5. 1. Общие положения о трудовых спорах. 2. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров. 3. Коллективные трудовые споры. Цель изучения — уяснение: правового характера индивиду альных и коллективных трудовых споров; отличия трудовых споров от разногласий в процессе трудовых отношений; ознакомление с порядком рассмотрения трудовых споров. Изучив данную тему, студент должен знать : понятие и виды трудовых споров, а так же базовые принципы их рассмотрения; особенности и содержание трудовых споров как разновидности правоотношения. — уметь: определять подведомственность трудовых споров. При изучении темы и подготовке к семинару необходимо : — акцентировать внимание: индивиду альные и коллективные трудовые споры являются формами самозащиты трудящихся работника и коллектива работников; порядок рассмотрения трудового спора это законодательно установленная для уполномоченного юрисдикционного органа определенная форма процесса разбирательства. — составить схему (таблицу): виды трудовых споров и их субъекты; этапы разрешения трудовых споров. Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо: — выполнить тренировочное задание: руководствуясь ФЗ от 23 ноября 1995 г. О порядке разрешения коллективных трудовых споров выписать лиц, которые признаются участниками трудовых споров и их разрешения; — ответить на контрольные вопросы к теме № 4.6; — решит ь тестовое задание к теме № 4.6. 1. Государственная служба и государственный служащий. 2. Муниципальная служба и муниципальный служащий. Цель изучения — уяснение: социального назначения государственной и муниципальной службы и их особенностей как специфического вида труда, имеющего публичный характер. правового статуса государственного и муниципального служащего. Изучив данную тему, студент должен знать : понятие и особенности государственной и муниципальной службы; основополагающие нормативно-правовые акты, регулирующие государственную и муниципальную службу; виды государственных и муниципальных служащих. При изучении темы и подготовке к семинару необходимо : — акцентировать внимание: государственная и муниципальная служба связана с публично-правовыми отношениями, является социально-правовым институтом и формой реализации конституционного права гражданина на участие в управлении государством; — составить схему (таблицу): принципы государственной службы и их содержание. Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо: — выполнить тренировочные задания: руководствуясь ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» выписать в тетрадь для конспектов номера статей, относящихся к обязанностям и ответственности государственного служащего; — ответить на контрольные вопросы к теме № 4.7; — решить тестовое задание к теме № 4.7. 1. Правовое регулирование охраны труда. 2. Организация охраны труда. 3. Расследование и учет несчастных случаев на производстве. Цель изучения — уяснение: социального, экономического и правового значения охраны труда; общих положений организации охраны труда. Изучив данную тему, студент должен знать основные понятия и принципы института охраны труда; При изучении темы и подготовке к семинару необходимо : — акцентировать внимание: на системном характере регулирования вопросов охраны труда; организация охраны труда является одной из гарантий реализации конституционного права работников на здоровье и безопасные условия труда; — составить схему (таблицу): виды обеспечения по страхованию жизни и здоровья работника; виды инструкций и инструктажа по охране труда. Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо: — выполнить тренировочные задания: выписать из ТК РФ номера статей, относящиеся к охране труда; — ответить на контрольные вопросы к теме № 4.8; — решить тестовое задание к теме № 4.8. Дополнительная литература и первоисточники к темам по разделу: Трудовой кодекс Российской Федерации. — М.: ИНФРА-М, 2004. Конвенция МОТ № 26 О создании процедуры установления минимальной заработной платы 1928 г.. Указ Президента РФ от 21 февраля 1996 г. О привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в несвоевременной выплате заработной платы, пенсий и иных социальных выплат. Указ Президента РФ от 6 июня 1996 года О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы (с послед. изм. и доп.); Федеральный закон от 12 января 1996г. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности (с послед. изм. и доп.). Федеральный закон Российской Федерации от 5 июля 1995 г. Об основах государственной службы (с послед. изм. и доп.); Федеральный закон от 8 января 1998 г. «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (с послед. изм. и доп.); Закон РФ О занятости населения в Российской Федерации от 19 апреля 1991г. В ред. от 20 апреля 1996г. (с послед. изм. и доп.). Закон РФ О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 1 мая 1999 г. (с послед. изм. и доп.). Закон Российской Федерации от 11 марта 1992г. О коллективных договорах и соглашениях (с послед. изм. и доп.). ФЗ от 24 июля 1998г. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (с послед. изм. и доп.). Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1995 года О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда (с послед. изм. и доп.). Комментарии официальных органов к Трудовому кодексу Российской Федерации / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Отв. ред. Ю.П.Орловский. — 5-е изд., доп. — М. : Инфра-М, 2004. Хапаев А.О., Трудовое право в вопросах и ответах: Учебное пособие / Хапаев А. О., Е. С. Мирошниченко. — М.: Флинта: МПСИ, 2007. Трудовое право: Конспект лекций / А. А. Соловьев. — М.: Приор-издат, 2004.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *