0

ЛЕКЦИИ — ПРАВО

Длительная борьба человека за свою свободу, права и интере сы постепенно материализовалась в нормативно-правовых до кументах: Великая хартия вольностей (1215 г.); Петиция о праве (1628 г.); Habeas Corpus Akt (1679 г.), Декларация независимости Соединенных Штатов Америки (1776 г.); Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.); Международный пакт о граждан ских и политических правах (1966 г.) и др. В современных демократических государствах защита прав и свобод человека гарантируется как международным, так и внутригосударственным правом, а в Российской Федерации согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Конституция устанавливает приоритет международного права перед национальным. 22 нояб ря 1991 г. была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, которая полностью соответствует важнейшим международно-правовым актам мирового сообщества в облас ти прав человека. Впервые Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила тезис о том, что человек, его права и свобо ды являются высшей ценностью (ст. 2). Кроме того, ст. 18 констатирует, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность зако нодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Кроме Конституции права и свободы человека получают кон кретизацию и развитие в федеральных и федеральных консти туционных законах, которые имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации. Президент, являясь гарантом Конституции России, прав и свобод человека, также принимает участие в этом направлении: как пример можно привести его указ О гарантиях прав и сво бод гражданина в Российской Федерации от 22 июня 1994 г. Права человека могут быть официально признаны госу дарством и стать законами. В этом случае права человека и гражданина совпадают. В Кон ституции России проводится следующая классификация прав и свобод личности: Личные права принадлежат каждому человеку, политические только гражданам. 2. Правовой ста тус как основа реализации прав и свобод личности Понятие и элементы правового статуса Правовым статусом личности называ ют систему прав, свобод и обязанностей индивида, закрепленных за ним государст вом в законодательстве. По своей сути правовой статус представляет собой систему образцов поведения людей, поощряемых государством и, как правило, одобряемых обществом. Права человека основополагающий элемент правового ста туса личности, наряду с обязанностями и законными интересами. В структуру правового статуса входит гражданство, правосубъектность и некоторые другие элементы. Возможность реализовать некоторые права дает лишь обладание определенным правовым статусом. Выделяют правовые статусы: а) граждан; б) иностранцев; в) лиц без гражданства; г) лиц, которым предоставлено убежище. Различают также общий правовой статус лица как гражданина государства или члена общества: отраслевой (определяемый нормами конкретной отрасли); межотраслевой (комплексный) и специальный правовой статус, связанный с не которыми правовыми ограничениями и реализацией мер ответ ственности. Конституционные права и свободы — дозволительная часть основ правового статуса личности, закрепленная в Конституции. Права человека — это установленные и гарантируемые государством в правовой норме возможности (правомочия) инди вида совершать определенные действия в указанной в законе сфере жизни общества. Предоставленным ему правом человек либо может воспользоваться, реализовать его, либо нет. Все права можно разделить на личные, экономические, политические, социальные и культурные. Свободами человека называют те сферы, области его деятельности, в которые государство не должно вмешиваться и в которых индивид может действовать по своему усмотрению в соответ ствии со своими интересами и целями, не выходя, разумеется, за установленные законодательством пределы. Если права человека определяют его конкретные действия (например, право свободно передвигаться, выбирать места пребывания и жительства), то сво боды закрепляют за индивидом возможность самостоятельного выбора варианта своего поведения, не очерчивая при этом его конкретного результата. Необходимым условием реализации прав и свобод челове ка является исполнение им юридических обязанностей. Юридические обязанности — это установленные и гаран тированные государством требования к поведению человека, обя зательные для исполнения. Обязанности условно можно разделить на общие и специальные. Являясь элементами правового статуса личности, права, сво боды и обязанности личности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Права и свободы одного индивида заканчиваются там, где начинают ся права и свободы другого. Вместе с категорией правовой статус рассматривают и право вое положение личности , выступающее как сумма общего пра вового статуса и любого другого, например отраслевого или специального. Виды прав человека В зависимости от сферы общественных отношений, в которой индивид реализует свои права и свободы, различают личные (граж данские), политические, экономические, социальные и культурные права человечка. Гражданские (личные) права — это права, принадлежа щие человеку как биосоциальному существу. Они призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена общества, ограждать его от любого незаконного вмешательства в его частную жизнь. К данной группе прав относятся: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на честь и достоинство и их защиту, право на личную и семейную тайну, на гражданство (следовательно, на защиту государства), равен ство перед законом и судом, презумпция невиновности, свобода выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну переписки, телефонных переговоров, поч товых и иных сообщений, свобода совести и другие права (ст. 20 28 Конституции РФ). К политическим правам относятся права, обеспечиваю щие возможность участия граждан в политической жизни страны и осуществлении государственной власти. Политические права признаются лишь за гражданами государства, поскольку непре менным условием их обладания является наличие гражданства. К данной группе прав принадлежат: избирательные права, т. е. пра во избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, свобода слова, мысли, совести, мир ных собраний, создания союзов и объединений, а также право направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы государственной власти (ст. 33 Конституции РФ). Социальные права реализуются в области общественных отношений. Объем и степень реализации данных прав во многом зависят от состояния экономики государства. Это права на благосостоя ние и достойный уровень жизни: право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей; право на жилище; право на медицинскую помощь (бесплатную в государственных учреждениях здравоохранения); право на защиту материнства и детства; право на благоприятную окружающую среду. Культурные права человека обеспечивают духовное раз витие и самореализацию личности: право на образование, право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свободу творчества, право на культурную самобытность (пользова ние родным языком, национальными обычаями, традициями и т. д.), право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения и другие права. Экономические права касаются сферы материальных благ. Это, прежде всего, право частной собственности, возможность осуществления предпринимательской деятельности. Все обязанности российских граждан, за крепленные в Конституции РФ, можно разделить на общие и специальные (конкретные). К общим относятся те обязанности, которые распространяются на всех граждан страны: а] соблюдать Конституцию и законы РФ; б] сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; в] заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы. Специальные (конкретные) обязанности закреплены за определенными лицами: а] за родителями — обязанность заботиться о воспитании детей и обеспечить получение детьми основного общего образования; б] за трудоспособными детьми, достигшими 18 лет, — обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях; в] за налогоплательщиками — обязанность платить законно установленные налоги и сборы; г] за военнослужащими — обязанность защищать Отечество. Гарантии основ статуса личности можно разделить на три вида: политические (определяют направленность политики госу дарства на защиту личности, возможность контроля власти со стороны общества); социально- экономические (материальная основа этих прав, например, установленные законом государственные пенсии и социальные пособия); юридические (провозглашение принципов правового государства, презумпции невиновности, недопустимости повторной ответствен ности за одно и то же правонарушение и др.). Гражданство как элемент правового статуса Правовой статус индивида, находящегося на территории государства, различается в зависимости от того, явля ется ли он гражданином данного государства, иностранным граж данином либо лицом без гражданства (апатридом). Гражданством называется устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в со вокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, прав и свобод человека. Наличие у индивида гражданства государства является юридической предпосылкой возможности пользоваться теми пра вами и свободами, которые данное государство предоставляет своим гражданам, а также нести установленные его законом обя занности. Необходимо различать граждан и физических лиц, проживающих на территории стра ны. Нельзя сказать, что любой человек, находящийся в границах Российской Федерации, яв ляется ее гражданином, поэтому комплекс прав и обязанностей, характеризующих его статус будет отличаться от статуса гражданина РФ. Гражданст во следует отличать от подданства. Последнее используется для обозначения правовых связей лица и государства при монархии (там, где есть император, царь, король, есть и их подданные). Принципы гражданства: Гражданство является равным независимо от оснований его приобретения. Единство — проживание гражданина на территории России автоматически означает граж данство субъекта РФ, гражданство России как бы охватывает, «вбирает» в себя правовые связи с республиками в ее составе, следовательно, какое-либо дополнительное оформление для приобретения статуса гражданина субъекта РФ не требуется. Открытый и свободный характер гражданства дает возможность приобретать его на достаточно льготных основаниях (например, российским гражданином становится ребенок, ро дившийся на территории РФ от лиц без гражданства). В то же время государство дает право на прекращение или приобретение двойного гражданства. Добровольность решения вопросов о гражданстве. Лицо по своей инициативе обращается в соответствующие органы с целью приобретения гражданства. С другой стороны, никто в принудительном порядке не может быть лишен гражданства РФ. Даже утрата территориальной связи с государством из-за перемены места жительства не означает потери, правовых уз гражданства. Виды оснований приобретения гражданства: 1. Признание. В связи с распадом СССР признание гражданства осуществлялось в отношении всех граждан бывшего Советского Союза, которые постоянно проживали на территории РФ и в течение года не изъявили желания отмежеваться от правовой связи с Россией. Штамп прописки на территории РСФСР в паспорте означал автоматическое приобретение российского гражданства путем признания. 2. Приобретение гражданства по рождению. По «праву крови» если хотя бы один из родителей гражданин РФ, то при отсутствии разногласий между ними, ребенок становится гражданином РФ. Если же гражданство родителей неизвестно, то ребенок, родившийся на территории России (по «праву почвы»), становится ее гражданином. 3. Приобретение в порядке регистрации. Для обеспечения справедливой возможности по лучить гражданство в РФ в упрощенном порядке, данный способ распространяется на граждан бывшего СССР и других лиц, которые не могли приобрести его по основанию признания, но каким-либо образом (через родственников, территориально) связаны с Росси ей. 4. Прием в гражданство охватывает остальных лиц, желающих получить его впервые, но лишенных привилегий, которые давало в этом отношении проживание в бывшем СССР. Как правило, обязательное условие для них — длительное (пять лет с перерывами или три года непрерывно) проживание на территории РФ, дееспособность, достижение 18-летнего возраста. 5. Восстановление в гражданстве специфическое основание для тех, кто по каким-либо причинам утратил (добровольно или без свободного волеизъявления) гражданство РФ. 6. Оптация или выбор гражданства возможен в случае территориального изменения, а также по другим основаниям, предусматриваемым международными договорами. Например, если часть территории отходит к другому государству, то жители этого места вправе выбрать: сохранять ли старое гражданство или «разделить судьбу» территории, приняв гражданство нового государства. Прекращение гражданства возможно в случаях: = Выхода (гражданин сам принимает решение о намерении выйти из гражданства) = Отмены решения о приеме в гражданство. Если лицо представило заведомо ложные документы, то решение о предоставлении гражданства может быть отменено. Отмена невозможна, если с момента вынесения решения прошло более 5 лет. = Оптации. Существует две процедуры приобретения и прекращения гражданства. 1. В порядке регистрации, когда имеются необходимые основания, указанные в законе и дающие право на упрощенный способ разрешения этого вопроса (наличие родственников-граждан РФ, гражданство СССР и т. д.) или (при прекращении) — родственники-граждане иностранного государства, постоянное место жительства за рубежом, отсутствие препятствий для выхода). Для решения вопроса в органы внутренних дел (а за границей в дипломатические и консульские учреждения) подается заявление, рассматриваемое в этих ор ганах. Решение выносят они же в шестимесячный срок с момента подачи заявления; 2. В остальных случаях в эти же органы подается ходатайство на имя Президента, кото рое поступает в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ, она выносит свое предложение по каждому ходатайству на рассмотрение Президента РФ. Окончательное ре шение, оформляемое Указом, принимает сам Президент, при этом устанавливается срок рас смотрения в девять месяцев и возможность повторного ходатайства не ранее чем через год в случае отрицательного решения. 3. Пределы правового обеспечения прав и свобод человека и гражданина Понятие и пределы правового обеспечения прав Права человека не следует понимать только как средство достижения им какого-либо блага, они сами материализуются в не кую социальную ценность, если обеспечены условиями жизни и гарантированы государством. Роль государства является в этом вопросе самой главной и самой существен ной. Естественно-правовые традиции и взгляды основаны на том, что в догосударственном состоянии произвол (свобода) каждого человека не ограничивался никакими факторами, и состояние общества укладывалось в знаменитую формулу Т. Гоббса: Вой на всех против всех. Люди, заключившие между собой договор о создании государства (в данном случае мы рассматриваем общественный договор не как конкретный исторический факт, чего, вероятно, в истории никогда не было, а как определенную методологическую позицию. Авт.) передали ему свои права в обмен на то, что со стороны государства они получат надежную защиту и гарантию своей жизни и интересов. Утратив свою естественную свободу, они приобрели свободу гражданскую. Быть членом общества предполагает необходимость соотносить свои поступки, действия с интересами других людей. Права и свободы не могут быть абсолютными, они имеют естественные рамки, которые определяет государство, поскольку оно создается по Аристотелю для блага всех. Государство в процессе осуществления прав и свобод каждым является силой, которая примиряет эгоистические интересы отдельных личностей, противоречия частного, индивидуального и об щего, используя при этом правовые средства. С вопросом о правах человека связан вопрос о регули рующей роли государства, о границах его вмешательства в общественную и личную жизнь граждан. Здесь есть две точки зрения: а) Государство ночной сторож и минимально вме шивается в отношения между людьми. б) Государство должно регулировать максимально широ кий круг отношений между людьми. Некоторые ученые говорят о существовании верхнего и нижнего пределов регулирования отношений государством, которые определяются по-разному: — верхний — природными факторами, демогра фическими и иными процессами. — нижний — важностью для государства и обще ства тех или иных общественных отношений, ценностью личности. Вопрос о пределах, границах осуществления гражданских прав это проблема предотвращения злоупотребления гражданскими правами. Злоупотребление правом представляет собой использование субъективного права в противоречии с его назначением. При столкновении интересов людей религиозная и светская доктрины имеют общую формулу: Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. Еще Б. Спиноза утверж дал, что мера свободы индивида и государства определяется не предписанием дозволенного им своеволия, а степенью их ра зумности в гра ницах познанных естественных необходимостей. Взаимная свобода людей неизбежно предполагает и ее взаим ные ограничения, нисколько не нарушая при этом равноправие граждан, поскольку предполагается их взаимная ответствен ность. Социальные возможности это юридическая фор ма прав человека, а социальные необходимости являются юридической формой выражения обязанностей граждан. Социальная свобода может рассматриваться толь ко вместе с социальной ответственностью. Реализация и эффективность норм о правах и свободах человека в любом государстве, обществе зависит от разных факторов: степень демократичности властных институтов государст ва; политические, культурные и правовые традиции; состояние экономики; нравственная атмосфера и степень согласия в общес тве; состояние законности и правопорядка и т.п. Для того чтобы реализовать возможности, закрепленные в правовых нормах, в конкретные правоот ношения, необходим механизм гарантий, реализации и контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Под гарантиями подразумевается совокуп ность факторов, условий, принципов, обеспечивающих эффек тивную реализацию прав и свобод человека. Однако без определенных правил их конкретного правового оформления (процедурность) юридические гарантии теряют право вую форму, снижается возможность их реализация, а также возможность и надежность их защиты государством. Государство как гарант прав и свобод человека Государство обязано создавать: правовые, политические, куль турные, экономические, социально-психологические гарантии для осуществления прав и свобод человека. Система гарантий реализуется через деятельность государст ва. Во второй половине XX столетия после всех ужасов и соци альных потрясений, которые выпали на долю человечества, ста ла весьма влиятельной и популярной идея социальной солидарности, идущая от французского социолога и юриста Л. Дюги. Изначально эта концепция была альтернативой революционному пути развития человеческого общества и сориентирована на реформистские, ненасильственные методы разрешения соци альных конфликтов. Связи, объединяющие людей в обществе, являются узами социальной солидарности или взаимозависимос ти. Современное государство, там, где функционирует реаль ная демократия, более не является аппаратом насилия и угнете ния. Теория и практика сходятся в том, что государство должно стать органом компромисса всех слоев общества, фактором умиротворения и согласия на основе некоего объединяющего символа, идеи, имеющих масштаб общенациональной ценности. Право на жизнь — главное право человека было записано и провозглашено 10 декабря 1948 г. во Всеобщей декларации прав человека и имеет следующую редакцию: Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. Право на жизнь объединяет все другие права и свободы в самом главном и ценном. Оно включает в себя обязательст ва государств не допускать войн и вооруженных конфликтов, актов терроризма, преступных посягательств на жизнь и здоровье людей. Данная проблема должна рассматриваться в отношении отдельного человека, нации, народности, этноса. Право на жизнь предполагает право человека на достойное человеческое существование, гарантии права на труд, образова ние, здравоохранение и т.п. Современные государства стремятся быть не только право выми, но и социальными одновременно, что нередко получает свое конституционное закрепление. Европейская социальная ха ртия (1961 г.) Международный пакт об экономических, социаль ных и культурных правах (1966 г.) и другие международ но-правовые документы содержат требования к государству в области экономи ческой и социальной политики. Способ защиты социально-экономических прав ( прав второго поко ления ) не совпадает с механизмом отстаива ния личных и политических прав, но не перестает от этого быть лично значимым для каждого отдельного человека. Рыночная экономика порождает неравенство экономическое и социальное, а порой и юридическое, что может привести к значительной социальной напряженности. Государство должно гарантировать каждому человеку прием лемые стандарты жизни, предполагающие определенный уро вень жилья, работы, питания, образования, социального страхо вания, медицины, культурного уровня и т.п. Государство обязано создавать все воз можности для саморазвития личности, при этом исключать фак торы, питающие социальное иждивенчество. Не только государ ство должно отвечать перед гражданином за его уровень жиз ни, но и гражданин на основе гарантированной свободы и от ношений собственности обязан отвечать за свое материальное обеспечение, при наличии условия для того, чтобы заработать, а гражданин их не использует. Для того чтобы в полном объеме каждый человек имел возможность реализовать принадлежащие ему права и свобо ды, государство обязано создать также и определенные полити ческие гарантии. Социальная ценность государства состоит в его опоре на право. Права человека не могут быть гарантированы там, где нет разделения властей. Условием создания демократической государственности и механизма реализации прав и свобод личнос ти является политическая консолидация общества. Государство обязано предпринимать все меры для того, чтобы исключать вероятность межнациональных конфликтов, острых социальных противостояний между различными социальными прослойками гражданского общества. Всякое демократическое государство обязано создавать и необ ходимые правовые предпосылки для реализации прав и свобод человека. В демократическом государстве все равны перед законом, несут равные обязанности по закону и подлежат равной законодательно установленной ответственности. Связь законности с демократией состоит в том, что сами законы, и требо вания их соблюдения выражают волю большинства народа. Законность служит утверждению демокра тии: охраняет демократические права граждан, обществен ных движений и организаций, обеспечивает приоритетное значе ние парламентских актов; гарантирует соблюдение демокра тических процедур в правотворческой и в правоприме нительной деятельности государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *